Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 мая 2013 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
МОТИВАЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ «ВНУТРЕНННЕЙ ПОЗИЦИИ» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Булычева Мария Владиленовна
магистрант 2 курса «Психология образования», ИППСТ, УдГУ, г. Ижевск
E-mail: scorpioshka18@mail.ru
Студитских Валентина Васильевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, ИППСТ, УдГУ, г. Ижевск
Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования — внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция — это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика.
Впервые понятие внутренней позиции школьника (ВПШ или ВП) было введено в начале 50-х годов ХХ века (Л.И. Божович). Предварительный анализ понятия по работам Л.И. Божович показывает, что под ВП она подразумевала единую систему реально действующих мотивов по отношению к окружению или какой-либо его сфере (например, «широкие социальные мотивы учения» применительно к школьной жизни), осознание себя, а также отношение к себе в контексте окружающей действительности. Помимо возникающей у ребенка 6—7 лет неудовлетворенности ролью дошкольника и желания принять иную, более уважаемую в обществе роль, понятие ВП подразумевает также осознание своей неудовлетворенности, т. е. результат рефлексии ребенка на свое место в системе общественных отношений.
Таким образом, понятие ВПШ подразумевает единство мотивационного, аффективного и когнитивного (точнее, рефлексивного) компонента [3, с. 2].
В данной работе уделяется внимание рассмотрению мотивации — как одному из показателей ВПШ. Здесь ВПШ проявляется в значимости для ребенка положения школьника и направленности на поддержание своего социального статуса школьника. Проведенный Т.А. Нежновой теоретический анализ показал, что Л.И. Божович под мотивационным аспектом ВП имела в виду систему потребностей и стремлений ребенка. «Стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнить новую, важную не только для них самих (детей — Д.Л.), но и для окружающих людей деятельность» [2, с. 214]. Внутренняя позиция школьника тесно связана с мотивами учения, среди которых выделяются познавательный и широкий социальный мотив, которые рассматриваются как основное содержание внутренней позиции школьника. Также из-за высокой значимости для детей младшего школьного возраста часто отдельно рассматривается мотив получения высокой отметки, который входит в состав социального мотива учения (Л.И. Божович, Т.А. Нежнова, Н.И. Гуткина).
Для исследования были выбраны классы начального звена, поскольку значительное влияние внутренней позиции школьника позволяет говорить о ней как об основном личностном развитии младших школьников. На базе средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов СОШ № 52 г. Ижевска было проведено исследование младших школьников с 1—3 классы. Общая выборка составила 153 ребенка младшего школьного возраста. С детьми проведены следующие методические диагностики изучения мотивационного аспекта «внутренней позиции школьника»: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой, определение мотивационной готовности к школе по методике М.Р. Гинзбурга.
Результаты исследования детей начальных классов показывают, что внутренняя позиция школьника на протяжении всего начального звена обучения в школе сохраняется на одном уровне. В первых и третьих классах для 69 % учащихся (во вторых классах — 70 %) характерна внутренняя позиция, имеющая содержательный характер, связанный с обучением в школе, и для 31 % (во вторых классах — 30 %) первоклассников характерно преобладание ориентации на дошкольные виды деятельности, формальные стороны обучения. Однако, проводя сравнительный анализ с конкретикой мотивационного аспекта, замечаем, что происходят значительные изменения в показаниях.
Так, для первого класса учебная мотивация ВПШ характерна 12,5 % обследуемым девочкам в соотношении с 8 % мальчиков. Как показывают данные исследования, для девочек данного возраста очень значимым является признание авторитета учителя и стремление к новому типу отношений в организации деятельности. Особенно это проявляется к предпочтению коллективных классных форм занятий, положительное отношение к наличию общественно принятых форм поведения (дисциплина), предпочтение традиционных для учебных заведений способа оценки учебных достижений. Тем не менее, некоторая часть детей (17 % — отметочный показатель, 4 % — игровой показатель), как девочек, так и мальчиков предпочитают «дошкольный» вид деятельности и порой даже отказ от школьно-учебного содержания. Это объясняется, прежде всего, тем, что часть детей приходят в школу психологически не готовыми. Мы согласны с мнением Л.И. Божович, которая в конце 1970-х гг. отметила, что резко увеличилось число детей этого возраста, которые не мечтают пойти в школу и начать учиться (т. е. детей, у которых отсутствует один из важнейших аспектов внутренней позиции школьника). Исчезновение у детей желания стать школьниками Л.И. Божович [1] объясняла двумя причинами: 1) трудностью учения в школе, о которой ребенок слышит от окружающих и видит по жизни старших детей; 2) началом достаточно серьезного обучения уже в детском саду, в результате чего мотивы обучения чтению и письму оказываются к моменту перехода в школу частично удовлетворенными. Полученные данные предоставляют нам возможность говорить о превышении ВПШ, в том числе мотивационного аспекта у девочек по сравнению с мальчиками данного возраста.
Но по сравнению с детьми первого класса, у детей второго класса меняется мотивация к школьному обучению (принятие ВПШ). Для девочек данного возраста интерес к учебной мотивации сохраняется (11 % девочек), в то время как для мальчиков характерно резкое повышение (31,5 % мальчиков). К тому же у мальчиков данного возраста по сравнению с показателями первого класса уменьшается количество учащихся с позиционной мотивацией (с 50 % до 37 %). А часть девочек с раннее имеющимся позиционным показателем переходят на социальный (с 37,5 % до 58 %). Этот возраст характеризуется еще одной особенностью: для детей данного возраста очень важна содержательная сторона обучения, а не формальная, что объясняется увеличением учащихся, проявляющих интерес к учебной мотивации. Эти все происходящие изменения объясняются возможной причиной того, что во втором классе возникает оценочная система обучения.
Как показывают данные исследования, у учащихся третьих классов уровень социальной мотивации (как один из показателей ВПШ), что у мальчиков, что у девочек находится на одинаковом соотношении — 45 %. Тем не менее, среди девочек в два раза увеличивается количество учащихся с учебной мотивацией (22 %). В то время как в среде мальчиков характерно понижение учащихся с учебной мотивацией (11 %). Возможно, это связано с тем, что мальчики более подвержены к перегрузке программой школьного обучения.
Согласно результатам исследования, мы приходим к выводу, что у учащихся на протяжении всего начального периода обучения мотивация как показатель ВПШ изменяется. Мы может утверждать, что у девочек «внутренняя мотивация» формируется раньше, поскольку девочки в отличие от мальчиков более социальные и коммуникативные.
Список литературы:
- Божович Л.И. Личность и ее формирвоание в детском возрасте (психологическое исследование). — М.: Просвещение, 1968. — 207 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности/под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.
- Лубовский Д.В. Понятие внутренней позиции: культурно-историческая перспектива изучения личности школьника / Д.В. Лубовский //Культурно-историческая психология / Ред. В.П. Зинченко. — 2008. — № 1 — с. 2—8.
дипломов
Оставить комментарий