Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 мая 2013 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Афанасьева М.Б. ЮНКЕРСКИЕ ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА — ХРАНИТЕЛИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И БОЕВЫХ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ АРМИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. URL: https://sibac.info//archive/humanities/11.pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЮНКЕРСКИЕ  ВОЕННЫЕ  УЧИЛИЩА  —  ХРАНИТЕЛИ  ЗНАНИЙ,  УМЕНИЙ  И  БОЕВЫХ  ТРАДИЦИЙ  РУССКОЙ  АРМИИ

Афанасьева  Мария  Борисовна

студент  исторического  факультета  Тверского  государственного  университета,  г.  Тверь

E-mail: 

Макарова  Елена  Алексеевна

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  Тверского  государственного  университета,  г.  Тверь

 

Многие  исследователи  в  области  истории  и  педагогики,  особенно  в  последние  годы,  занимаются  историей  российского  образования.  Важное  место  в  системе  образования  в  России  во  второй  половине  XIX  —  начале  XX  вв.  занимают  военные  учебные  заведения.  В  них  воспитывались  будущие  офицеры,  многие  из  которых  стали  прославленными  военачальниками,  государственными  служащими,  общественными  и  политическими  деятелями.

Во  второй  половине  XIX  века  состоялась  важная  реформа  российской  армии,  внесшая  значительные  изменения  в  социальный  облик  российского  офицерства.  Важной  частью  реформы  была  новая  система  подготовки  офицеров.  Военные  учебные  заведения  стали  четырех  разрядов:  низшие  (военные  школы);  средние  общеобразовательные  (военные  гимназии  и  кадетские  корпуса);  средние  (военные  и  юнкерские  училища);  высшие  (академии).  Авторам  реформы  было  очевидно,  что  боеспособность  армии  напрямую  зависит  от  качества  подготовки  ее  состава,  особенно  от  выучки  офицеров,  поэтому  военным  учебным  заведениям  отводилась  важная  роль.  В  них  не  только  закладывались  основы  необходимых  знаний  будущих  военных,  но  и  прививались  нормы  поведения,  основы  взаимоотношений  в  армии,  складывались  мораль  и  мировоззрение.  О  роли  учебы  в  жизни  офицеров  свидетельствуют  их  мемуары,  в  которых  уделено  большое  внимание  годам,  проведенным  в  военных  учебных  заведениях.  В  воспоминаниях  российских  офицеров,  как  правило,  содержится  значительная  и  разнообразная  информация  о  внутренней  жизни  юнкерских  училищ.

Несомненный  интерес  представляют  воспоминания  А.И.  Деникина  (1872—1947  г.)  —  генерал-лейтенанта  Генерального  штаба,  участника  Русско-японской  и  Первой  мировой  войн,  одного  из  лидеров  белого  движения.  Его  автобиография  «Путь  русского  офицера»  вышла  в  США  уже  после  смерти  автора.  Текст  мемуаров  написан  в  1930—40-е  годы  в  эмиграции.  В  СССР  она  появилась  в  1990  г.

Воспоминания  русского  офицера,  участника  первой  мировой  и  гражданской  войн,  писателя,  публициста  А.Л.  Маркова  (1893—1961  г.)  о  времени  его  учебы  не  менее  информативны.  Его  книга  «Кадеты  и  юнкера»  вышла  за  рубежом  в  Буэнос-Айрес  в  1961  году.

А.И.  Деникин  описал  три  типа  средних  военных  учебных  заведений  [2,  с.  58—59].  Училище  «первого  типа»  считалось  наиболее  привилегированным,  поскольку  набирало  молодых  людей  с  уже  имеющейся  военной  подготовкой  (закончили  кадетские  корпуса).  Одним  из  выпускников  такого  учебного  заведения  —  Николаевского  кавалерийского  училища  является  А.Л.  Марков.  В  своих  воспоминаниях  «Кадеты  и  юнкера»  он  подробно  сообщает  о  своем  обучении  в  Воронежском  кадетском  корпусе  [4],  которое  предшествовало  поступлению  в  военное  училище  «первого  типа».

В  училище  «второго  типа»  можно  было  поступить  и  с  неполным  гражданским  образованием,  поскольку  необходимые  знания  усваивались  на  дополнительных  курсах.

Училище  «третьего  типа»  принимало  выпускников  с  законченным  гражданским  образованием.  Сам  Деникин  поступил  туда  после  окончания  Ловичского  реального  училища.  Сравнение  училищ  «первого  и  второго  типов»,  то  есть  военного  и  юнкерского  идет  не  в  пользу  второго,  поскольку  оно  долгое  время  считалось  «второсортным».  Безусловно,  такое  мнение  являлось  предрассудком,  поскольку  выпускники  юнкерских  училищ  достойно  проявили  себя  в  Русско-турецкой  войне  (1977—1978  г.)  и  других  военных  столкновениях. 

Каждое  училище  обладало  определенным  набором  символических  традиций:  присяга,  форма,  девиз,  выпуск.  Этот  набор  являлся  типовым  для  средних  военных  учебных  заведений  дореволюционного  периода.  А.Л.  Марков  называл  воспитание  рыцарским.  По  его  запискам  можно  определить  порядок  церемонии:  «После  церковной  службы  на  плацу  выстраивались  все  юнкера...  Перед  строем  —  аналой  с  Евангелием  и  Крестом.  Неподалеку  располагался  оркестр,  исполнявший  традиционный  марш.  Затем  по  команде  юнкера  снимали  шапки  и  вслед  за  священником  повторяли  слова  присяги»  [4].

Обучение  воспитанников  состояло  из  практических  и  теоретических  занятий,  разделенных  на  два  года:  «Проходили  мы  всю  солдатскую  службу  обстоятельно:  в  первый  год  в  качестве  учеников,  второй  —  в  качестве  учителей  молодых  юнкеров»  [2,  c.  64],  —  вспоминал  Деникин,  то  есть  в  младшем  классе  программа  предусматривала  подготовку  унтер-офицеров,  а  в  старшем  классе  —  инструкторов-офицеров.  Особенно  заметна  роль  старшекурсников  в  воспитании  новичков,  которые  помогали  устроиться,  направляли  в  учебе.  А.Л.  Марков  очень  хорошо  отзывается  об  их  участии  и  добавляет,  что  они  являлись  хранителями  традиций,  сложившихся  в  заведении  [4].

Большие  трудности  вызывал  вопрос  о  преподавании  общих  и  специальных  предметов  в  связи  с  пестрым  общеобразовательным  уровнем  юнкеров  и  разнообразным  возрастным  составом.  Методика  преподавания  разрабатывалась  постепенно,  причем  большую  роль  играл  в  этом  «Педагогический  сборник»,  на  страницах  которого  систематически  помещались  отчеты  отдельных  преподавателей.

В  процессе  обучения  юнкеров  сформировались  различные  формы  обучении.  Наиболее  распространенными  стали  три  из  них:  излагающая,  вопросно-ответная  и  показательная.  Излагающая  форма  подразумевала  рассказ  учебного  материала  преподавателем,  при  котором  учащиеся  направляли  свои  усилия  на  его  усвоение.  Характер  изложения  должен  был  соответствовать  предмету  и  быть  доступным  для  понимания.  При  этом  язык  и  слог  преподавателя  должен  быть  ясным.  Вопросно-ответная  форма  сводилась  к  тому,  что  либо  преподаватель  задавал  свои  вопросы  учащимся  либо  юнкера  спрашивали  у  него  то,  что  хотели  узнать.  Такая  форма  позволяла  вести  контроль  усвоенного  материала.  Показательная  форма  обучения  заключалась  в  том,  что  преподаватель  презентовал  учащимся  предметы  или  набор  действий,  которые  юнкера  усваивали  путем  упражнений.  Такая  форма  обучения  применялась  в  основном  при  изучении  военной  техники  [3,  с.  41—55].

В  юнкерских  военных  училищах  существовало  понятие  форма  преподавания.  Использовались  три  формы  преподавания:  классная,  аудиторная  и  туторная.  Названые  формы  преподавания  соответствовали  месту  проведения  занятий  и  составу  обучаемых.  Различным  формам  преподавания  соответствовали  определенные  виды  занятий.  Основные  из  них  являлись  лекции,  практические  занятия,  репетиции,  военно-научные  и  научно-образовательные  поездки  и  экскурсии,  написание  научных  работ,  экзамены  [4].

Учебная  программа  в  училищах  была  очень  насыщенной.  Учебный  план  военных  училищ  состоял  в  основном  из  специальных  военных  предметов  и  частично  из  общеобразовательных.  По  словам  Деникина:  «Из  общих  предметов  проходили  Закон  Божий,  два  иностранных  языка,  химию,  механику,  аналитику  и  русскую  литературу».  Каждый  юнкер  должен  был  уметь  хорошо  изъясняться  на  одном  из  иностранных  языков,  а  на  другом  —  элементарно  читать  и  переводить.  Успеваемость  оценивалась  по  12-балльной  системе:  12  баллов  —  отлично,  11  —  очень  хорошо,  10  —  весьма  хорошо,  9  и  8  —  хорошо,  7  и  6  —  удовлетворительно,  5  и  4  —  посредственно,  3  и  2  —  дурно,  1  —  весьма  дурно  [2,  c.  44].

Из  записок  А.И.  Деникина  ясно,  что  практические  навыки  ведения  боя  осуществлялись  во  время  учений.  Он  описывает  проведение  взводных  и  батальонных  мероприятий,  с  гордостью  сообщая  о  первых  в  русской  армии  учениях  с  боевыми  патронами  и  стрельбой  артиллерии  через  головы  пехоты  [2,  c.  63].

Военно-научные  и  учебно-образовательные  поездки  и  экскурсии  получили  широкое  распространение.  Их  проведение  преследовало  учебные  и  воспитательные  цели.  В  зависимости  от  содержания  различались  следующие  виды  экскурсий:  военно-исторические,  географические,  природоведческие,  краеведческие,  архитектурно-градостроительные,  литературные,  художественные,  научно-просветительские.

А.Л.  Марков  добавляет,  что  многие  практические  навыки  юнкера  получали  и  вне  учебной  программы,  отрабатывая  необходимые  навыки  в  свободное  время.  Программы  всех  военных  училищ  в  обязательном  порядке  включали  обучение  верховой  езде,  танцам,  фехтованию  и  гимнастике.  А.Л.  Марков  помимо  классической  верховой  езды  добавляет  вольтижировку,  когда  езда  на  лошади  соединялась  со  сложными  гимнастическими  упражнениями.  Каждое  военное  училище  имело  свой  прекрасно  оборудованный  гимнастический  городок,  в  котором  были  канаты,  шесты,  лестницы,  турники  и  прилегающие  к  ним  высокие  горки  [1].  А.И.  Деникин  неоднократно  упоминал  о  своей  любви  к  гимнастике  и  спортивным  мероприятиям,  а  Марков  отмечал  особое  значение  строевой  подготовки  и  строевое  учение  «пешими  по-конному»  [4].

Авторы  мемуаров  отмечают,  что  обучение  в  юнкерском  училище  подразумевало  строгую  дисциплину,  распорядок  дня  и  четкую  регламентацию  быта.  Учебное  заведение  носило  закрытый  характер,  покинуть  его  пределы  разрешалось  только  в  отпускные  дни  (как  правило,  раз  в  неделю  [2,  c.  59].).  Опоздания  не  допускались,  а  наказание  за  пьянство  грозило  исключением  (Деникин  отмечает:  «за  пьяное  состояние  грозило  отчисление  от  училища,  за  «винный  дух»  —  арест  и  «третий  разряд  по  поведению»,  который  сильно  ограничивал  юнкерские  права,  в  особенности,  при  выпуске»  [2,  c.  60]).  Но  угроза  суровых  наказаний  иногда  не  останавливали  молодых  людей,  задумавших  нарушение.  Как  признается  А.И.  Деникин:  «Если  три  четверти  юнкерской  энергии  уходили  на  преодоление  науки,  то  так  же,  как  и  в  моем  реальном  училище,  четверть  шла  на  проказы»  [2,  c.  59].  Нередко  юнкера  спускались  по  простыням  и  отправлялись  в  самоволку,  а  на  случай  обхода  дежурного  оставляли  вместо  себя  чучело.

А.Л.  Марков  сообщает  об  атмосфере  взаимного  уважения,  царившей  в  юнкерских  училищах,  где  «дедовщина»  не  допускалась:  «  Случай,  чтобы  юнкер  старшего  курса  позволил  себе  дотронуться  пальцем  до  юнкера  младшего  курса  с  целью  его  оскорбить,  был  совершенно  не  мыслим»  [4].  В  училищах  особенно  силен  был  дух  товарищества.  А.И.  Деникин  сформулировал  его  выражением  «не  выдавать»  [2,  c.  62].  Обычным  явлением  было  помогать  друг  другу  на  экзаменах,  защищать  в  драке,  «прикрывать»  от  старших  офицеров  в  случае  провинности,  нелегального  отпуска  или  пьянства,  в  том  числе  хитрить.  В  этом  случае  обман  считался  оправданным  в  глазах  юнкеров  и  не  считался  позорным.  В  иных  же  случаях,  когда  ложь  причиняла  кому-то  неприятности,  требовалось  признание.

Нельзя  не  отметить  особой  идеологической  подготовки,  осуществляемой  в  юнкерских  училищах.  Идеальная  цель  военного  образования  была  сформулирована  И.Я.  Ростовцевым:  «Христианин;  верноподданный;  русский;  добрый  сын;  надежный  товарищ;  скромный  и  образованный  юноша;  исполнительный,  терпеливый  и  расторопный  офицер  —  вот  те  качества,  с  которыми  воспитанник  военно-учебных  заведений  должен  переходить  со  школьной  скамьи  в  ряды  Императорской  Армии,  с  чистым  желанием  отплатить  Государю  за  его  благодеяния  честной  службою,  честною  жизнею  и  честною  смертию»  [1].  Училища  воспитывали  любовь  к  Отечеству,  царю  и  православию.  А.И.  Деникин  замечал,  что  именно  военная  школа  уберегла  своих  воспитанников  от  «духовной  немочи  и  незрелого  политиканства»  [2,  c.  65].  Здесь  речь  идет  о  популярной  среди  студентов  на  рубеже  XIX—XX  вв.  политической  «левой»  литературе  и  вступление  в  партии  революционеров.  А.Л.  Марков  отмечает  неприятие  юнкерами  всего  «красного»  и  антиправительственного  как  такового  и  выделяет  такие  качества  как  верность  отечеству  и  царю  [4].

На  рубеже  XIX—XX  вв.  вопросы  преподавания  общих  и  специальных  предметов  нашли  отражение  в  периодических  изданиях.  Накопленный  опыт  обобщался,  а  новые  идеи  активно  разрабатывались.  Выпускники  восторженно  характеризовали  качество  обучения  в  военных  училищах  и  ценили  заслуги  своих  преподавателей,  которые  использовали  самые  современные  на  тот  момент  методические  разработки.

Авторы  воспоминаний  однозначно  положительно  оценивают  обучение  в  юнкерских  училищах.  А.И.  Марков  тепло  отзывается  об  этом  периоде  своей  жизни:  «судьба  дала  мне  завидный  удел  провести  самые  счастливые  дни  моей  юности»  [4].  Учеба  была  интересной,  а  программа  очень  разнообразной,  поскольку  сочетала  изучение  общих  предметов,  военной  науки  и  физической  подготовки,  специальных  общеразвивающих  навыков.  Одной  из  характерных  черт  существующей  методики  явилось  стремление  сформировать  у  юнкеров  интегрированных  навыков.  Обучение  происходило  в  атмосфере  взаимного  уважения,  дружественного  участия.  Юнкерские  училища  стали  основной  базой  формирования  русского  офицерства.

 

Список  литературы:

  1. Воробьева  А.Ю.  Российские  юнкера  1864—1917.  История  военных  училищ.  —  М.:  «АСТ»,  2002,  —  64  c.
  2. Деникин  А.И.  Путь  русского  офицера.  —  Нью-Йорк:  «Издательство  имени  Чехова»,  1953,  —  177  c.
  3. Каморнирников  В.Ф.  Учебная  и  воспитательная  работа  в  военных  и  юнкерских  училищах  России  (1863—1917  гг.):  Диссертация  на  соискание  ученой  степени  кандидата  исторических  наук.  —  М.,  2008.
  4. Марков  А.Л.  Кадеты  и  юнкера  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:http://militera.lib.ru/memo/russian/markov_al  (дата  обращения  14.05.2013).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.