Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 мая 2013 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Михайлова З.И. АКАДЕМИК ЖИВОПИСИ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАРЛАМОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. URL: https://sibac.info//archive/humanities/11.pdf (дата обращения: 31.03.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

АКАДЕМИК  ЖИВОПИСИ  НИКОЛАЙ  НИКОЛАЕВИЧ  ХАРЛАМОВ

Михайлова  Злата  Игоревна

студент  1  курса,  факультет  Изобразительного  искусства  и  народных  ремесел,  Московский  государственный  областной  университет,  г.  Москва

E-mailzlata3939@yandex.ru

Аманжолов  Сейткали  Абдикадырович

научный  руководитель,  д-р  пед.  наук,  профессор,  Московский  государственный  областной  университет,  г.  Москва

 

19  февраля  2013  года  исполнилось  150  лет  со  дня  рождения  академика  живописи  Николая  Николаевича  Харламова,  талантливого  иконописца,  портретиста,  одного  из  ведущих  мастеров  монументального  религиозного  искусства  рубежа  XIX—XX  столетий,  художника  высочайшего  уровня  в  мозаичной  технике  и  церковной  росписи.

Харламов  Николай  родился  в  1863  году  в  семье  священника  в  погосте  Веретьево  Ковровского  уезда  (сейчас  Камешковский  район  Владимировской  области).

Николай  окончил  Владимирское  духовное  училище,  затем  семинарию.  В  1883  году  он  поступает  учиться  в  Императорскую  Академию  художеств  на  историко-жанровом  и  портретном  отделениях  под  руководством  В.П.  Верещагина,  В.И.  Якоби,  П.П.  Чистякова.

После  5  лет  учёбы  Харламов  Николай  получает  аттестат  о  завершении  научного  курса  академии  художеств.  В  1889  году  он  удостаивается  Малой  Золотой  медали  за  программу  «Ангел  выводит  Апостола  Петра  из  темницы»,  которая  давала  право  на  получение  звания  классного  художника  второй  степени  с  правом  на  чин  двенадцатого  класса.  После  окончания  академии  Н.Н.  Харламов  отправляется  во  Владимир,  отбывать  воинскую  повинность.  Он  знакомится  с  В.Т.  Георгиевским  —  искусствоведом,  археологом,  основателем  музея  древнего  искусства,  В.М.  Васнецовым,  И.Е.  Репиным.  Общаясь  и  восхищаясь  работами  этих  художников  Н.Н.  Харламов  решает  заняться  религиозной  живописью.

С  1892  года  и  в  течение  10  лет  Н.Н.  Харламов  —  директор  Холуйской  школы  иконописания.  Он  совершенствует  учебный  процесс,  значительно  расширяет  план  занятий.  Большую  материальную  поддержку  новому  учителю  оказал  вице-президент  Императорской  Академии  художеств  граф  И.И.  Толстой.  Н.Н.  Харламов  воспитал  поколение  холуйских  художников,  владеющих  в  совершенстве  не  только  живописным  мастерством,  но  и  академическим  рисунком.  Артель  учащихся  под  его  руководством  развернула  бурную  деятельность  в  России  и  за  рубежом.  По  эскизам  Николая  Николаевича  были  сделаны  росписи  в  церквях  Тихвинской  иконы  Божьей  Матери  в  слободе  Холуй,  в  селе  Онуфриевском  Костромской  губернии,  в  городе  Кунгур  Пермской  губернии,  Белевском  духовном  училище  Тифлиса. 

В  период  с  1893  по  1898  годы  Н.Н.  Харламов  был  занят  работой  для  Никольской  церкви  Русского  посольства  в  Вене,  написал  образы  Спасителя,  Богоматери  и  святых  диаконов,  Александра  Невского  во  втором  киоте,  Благовещение  и  евангелистов  для  Царских  врат,  двунадесятые  праздники  и  девять  образов  Деисуса.

Представленный  на  Всероссийской  выставке  в  Нижнем  Новгороде  образ  Христа  был  настолько  удачен,  что  Н.Н.  Харламовым  заинтересовалась  комиссия,  занимающаяся  внутренним  убранством  храма  Воскресения  Христова  в  Петербурге  (известного  как  Спас-на-Крови).  С  1897  по  1900  годы  Н.Н.  Харламов  создаёт  для  мозаик  интерьера  храма  Воскресения  Христова,  42  картона.  По  ним  были  набраны  мозаичные  иконы,  тексты  и  фризы,  из  которых  самые  значительные  —  мозаика  главного  купола  «Христос  Пантократор»,  композиции  «Евхаристия»  на  тему  «Тайной  вечери»  в  алтаре,  «Богоматерь»,  «Иоанн  Предтеча»,  «Христос  во  славе»,  выполненные  в  лучших  традициях  православной  монументальной  живописи. 

В  плафоне  центрального  шатра,  согласно  древней  иконографии,  расположено  изображение  «Христос  Пантократор»,  напоминающее  византийские  образцы.  Мозаика  набрана  кусочками  смальты,  которые  четко  видны  даже  на  большой  высоте.  Пантократор  воздевает  руки  для  благословения,  перед  ним  открытое  Евангелие.  Христос  изображен  на  фоне  усеянного  звездами  небосвода,  размеры  которого  сокращены  посредством  ангельского  круга.  Образ,  созданный  Н.Н.  Харламовым,  монументален.  Высокая  духовность,  необычайная  сила  созданного  образа  делают  его  лучшим  образцом  мозаичного  искусства.  В  1961  году  во  время  реконструкции  храма  верхолазами  был  обнаружен  неразорвавшийся  снаряд,  который  застрял  в  мозаике.  В  блокаду  во  время  одной  из  бомбардировок  он  пробил  центральный  купол  и  застрял  в  перекрытиях.  Снаряд  пролежал  там  почти  20  лет.

Мозаика  «Евхаристия»  занимает  площадь  168,3  м²,  располагается  в  алтаре  так,  что  когда  Царские  врата  распахнуты,  верующие  видят  Спасителя,  протягивающего  священные  дары.  Правой  рукой  он  подает  своим  ученикам  святой  хлеб  («сие  есть  Тело  Мое»),  левой  —  чашу  с  вином  («сие  есть  Кровь  Моя  Нового  Завета,  за  многих  изливаемая»).  Широкий  фриз  с  «Евхаристией»,  украшающий  вогнутую  поверхность  центральной  апсиды,  находится  на  небольшой  высоте.  Фигуры  сознательно  удлинены  художником,  чтобы  нивелировать  эффект  при  зрительном  сокращении.

Мозаика  «Богоматерь»  помещена  в  плафоне  северо-западного  купола  и  занимает  площадь  17,3  м².  Композиция  представляет  не  каноническое  изображение  Богоматери,  а  скорее  романтический  образ,  женский  лик  необыкновенной  красоты.  Лицо  овальное  с  округлыми  щеками,  нос  слегка  удлиненный  с  горбинкой.  Волос  не  видно,  так  как  их  закрывает  голубовато-бирюзовое  покрывало,  поверх  него  темно-фиолетовая,  по  краю  расшитая  золотом  накидка,  покрывающая  голову  и  плечи.  На  накидке,  в  области  головы  и  плеч  три  восьмиконечные  звезды.  Глаза  Богоматери  светло-коричневого,  орехового  цвета,  но  оттененные  фиолетовыми  и  бирюзовыми  тонами,  которые  воспринимаются  как  фиалковые.

Площадь  мозаики  «Христос  во  славе»  или  «Спас  в  силах»  составляет  98,9  м².  Композиция  занимает  всю  сферическую  поверхность  большой  апсиды.  В  центре  ее  помещена  удлиненная  фигура  Христа,  несомого  серафимами.  Красивый,  темный,  со  следами  страданий,  лик  его  суров.  Христос  неподвижен,  живут  только  глаза.  Фигура  Христа  окутана  в  нежно-бирюзовый  плащ,  из-под  которого  видны  рукава  нежно-красного  хитона.  Композицию  обрамляет  пояс  из  шестикрылых  серафимов,  к  которому  с  четырех  сторон  примыкают  символы  евангелистов.  Благодаря  тому,  что  мозаика  располагается  на  изогнутой  поверхности,  между  ней  и  пространством  интерьера  устанавливается  особое  соотношение. 

В  1900  году  Н.Н.  Харламов  был  привлечен  к  созданию  мозаик  для  собора  Святого  Александра  Невского  в  Варшаве.  В  оформлении  собора  принимали  участие  лучшие  художники  России:  В.М.  Васнецов,  А.П.  Рябушкин.  Н.Н.  Харламов  исполнил  следующие  работы:  «Христос  Пантократор»  в  главном  куполе  храма,  «Богоматерь»,  «Иоанн  Предтеча»,  «Эммануил»,  «Ангел  Великого  Совета  и  херувимы  в  малых  куполах»,  «Евангелисты  на  парусах»,  «Спаситель»,  «Богоматерь  с  младенцем»,  «Нерукотворный  образ»  и  сюжет  «Уготование  престола»,  «Тайная  вечеря»  над  аркой  главного  алтаря,  «Благовещение»  на  алтарных  пилонах,  образ  архангела  Михаила,  «Процветший  крест».  Художнику  также  принадлежали  44  фигуры  апостолов  на  фризе.  Работы  Н.Н.  Харламова  получили  одобрение  со  стороны  заказчиков  храма.  За  свою  работу  Н.Н.  Харламов  удостоился  ордена  Святого  равноапостольного  князя  Владимира  4-й  степени.

В  Польше  Н.Н.  Харламов  встретил  свою  спутницу  жизни  —  Марию  Дмитриевну,  которая  была  дочерью  польского  генерала  на  русской  службе.  В  1937  году,  жена  Н.Н.  Харламова  была  обвинена  в  шпионаже  и  расстреляна.  Реабилитирована  в  1989  году.

В  начале  1919  года,  через  3  месяца  после  обретения  Польшей  независимости,  Варшавский  магистрат  вынес  решение  о  ликвидации  в  городе  большинства  православных  церквей,  в  том  числе  и  собора  Святого  Александра  Невского.  Собор  разрушали  постепенно,  для  окончательного  его  сноса  использовали  технологию  взрывов  малой  мощности,  число  которых  приблизилось  к  15  тысячам.  Уничтожение  храма  Александра  Невского  завершилось  в  1926  году.  Остатки  мозаик  храма  Александра  Невского  в  настоящее  время  сохранились  в  православном  храме  в  честь  Покрова  Пресвятой  Богородицы  в  городе  Барановичи.

В  начале  ХХ  века  возводится  Великокняжеская  усыпальница  Петропавловской  крепости  в  Петербурге.  На  её  фасадах  по  картонам  в  1906  году  в  мозаичной  мастерской  В.А.  Фролова  созданы  четыре  мозаичные  иконы:  образ  Спаса  Нерукотворного  на  западном  фасаде,  образ  Иверской  иконы  Божией  Матери  на  северном  фасаде,  Казанской  иконы  на  южном  и  Феодоровской  иконы  на  восточном.

Современники  высоко  ценили  искусство  Н.Н.  Харламова,  называя  его  «вторым  Васнецовым».  За  заслуги  на  поприще  религиозного  искусства  «Санкт-Петербургская  Академия  художеств,  постановлением  своим  25  октября  1910  года  за  известность  на  художественном  поприще  признает  и  почитает  Николая  Николаевича  Харламова  своим  академиком».

Свое  преподавание  и  руководство  Холуйской  иконописной  школой  Н.Н.  Харламов  оставил  в  1901  году,  переехав  в  село  Тименка. 

В  годы  советской  власти  Н.Н.  Харламов  вступил  в  Ассоциацию  художников  революционной  России,  участвовал  в  выставках.  Ездил  по  городам  и  колхозам  области,  выполняя  портреты  ударников.  В  1919  году  возглавил  подотдел  искусства  уездного  отдела  народного  образования  в  городе  Вязники.  При  участии  Н.Н.  Харламова,  ставшего  первым  директором  музея,  была  сохранена  коллекция  живописи  и  икон  вязниковских  купцов  и  фабрикантов. 

В  1923  году  Н.Н.  Харламов  оставляет  свою  деятельность  в  Вязниках  и  посвящает  остаток  жизни  только  творческой  работе.  Он  создает  галерею  образов  видных  революционеров  текстильного  края:  С.И.  Балашова,  М.А.  Багаева.  Е.Н.  Дунаева,  О.А.  Варенцовой,  Н.А.  Жиделева  и  других.  Всего  известно  около  80  работ.  Кисти  мастера  принадлежат  интересные  портреты  В.И.  Ленина  и  М.И.  Фрунзе.

В  доме  Н.Н.  Харламова  хранились  не  только  картины  и  иконы,  но  и  уникальная  коллекция  собранных  им  полотен  И.Е.  Репина  и  других  художников  конца  XІX  века,  а  также  архив,  эскизы  и  этюды  живописца  А.П.  Рябушкина.  После  смерти  Н.Н.  Харламова  эти  сокровища  были  расхищены  либо  уничтожены,  лишь  часть  икон  удалось  спасти.  Позднее  сгорел  и  уникальный  дом.  Н.Н.  Харламов  скончался  4  декабря  1935  года,  на  73  году  жизни  в  селе  Тименке  в  28  километрах  от  Холуя,  и  был  похоронен  на  сельском  кладбище.  Усилиями  палехских  и  холуйских  художников  на  его  могиле  установлен  крест.

Постановлением  Главы  Администрации  Ивановской  области  №  346  от  17  апреля  2000  года  Холуйскому  художественному  училищу  миниатюрной  живописи  присвоено  имя  академика  живописи  Н.Н.  Харламова.

15  февраля  2013  года  в  Ивановском  областном  художественном  музей  прошла  выставка,  посвященная  150-летию  академика  живописи  Н.Н.  Харламова.  В  рамках  юбилейной  выставки  художественный  музей  представил  работы,  созданные  Н.Н.  Харламовым  с  1880-х  до  1930-х  годов,  фотографии  из  семейных  альбомов.  Один  из  уникальных  экспонатов  выставки  —  большая  мозаичная  плита  с  поясным  изображением  Евангелиста  Луки  —  представляет  собой  идентичную  реплику  мозаики  храма  Спаса  на  Крови.  Выполненная  по  картону  Н.Н.  Харламова  в  Петербурге  в  конце  XIX  века,  она  была  прислана  из  Академии  художеств  в  Холуйскую  иконописную  школу  в  качестве  учебного  пособия.  Экспонаты  для  юбилейной  выставки,  инициированной  Холуйским  филиалом  ВШНИ,  предоставили  шесть  музеев  из  Иванова,  Ивановской  и  Владимирской  областей,  а  также  потомки  Н.Н.  Харламова.  Центральным  событием  открытия  выставки  стала  презентация  книги  о  художнике-академике.  «Николай  Николаевич  Харламов.  Жизнь  и  творчество»  —  фактически  первая  монография  о  нем.  Она  написана  в  соавторстве  М.Б.  Печкиным  и  И.В.  Тупицыным.  Экземпляр  книги  находится  в  фондах  Российской  национальной  библиотеки  как  особо  ценное  издание.

Николай  Николаевич  Харламов  —  один  из  художников  высочайшего  уровня,  с  творчеством  которого  мы  можем  ознакомиться  спустя  годы  забвения.

 

Список  литературы:

  1. Дмитриев  М.А.  Пресс-релиз  Департамента  культуры  и  культурного  наследия  Ивановской  области  Ивановского  областного  художественного  музея  Холуйского  филиала  имени  Н.Н.  Харламова  Высшей  школы  народных  искусств  Фонда  межрегиональных  проектов  к  выставке  посвященной  150-летию  со  дня  рождения  академика  живописи  Н.Н.  Харламова  [Текст]  /  Дмитриев  М.А.  —  Иваново,  2013.
  2. Печкин  М.Б.  Николай  Николаевич  Харламов  [Текст]:  Жизнь  и  творчество  /  Печкин  М.Б.,  Тупицын  И.В.  —  Акульцево:  Издательский  Дом  Николаевых,  2013.  —  151  с.
  3. Рыжикова  Н.А.  Аннотация  Ивановского  областного  художественного  музея  к  выставке  посвященной  150-летию  со  дня  рождения  академика  живописи  Н.Н.  Харламова  [Текст]  /  Рыжикова  Н.А.  —  Иваново,  2013.
  4. Рыжикова  Н.А.  Материал  для  экскурсии  к  выставке  в  Ивановском  областном  художественном  музее  посвященной  150-летию  со  дня  рождения  академика  живописи  Н.Н.  Харламова  [Текст]  /  Рыжикова  Н.А.  —  Иваново,  2013.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (6)

# ИВАН 21.05.2013 00:15
СУПЕР
# Алексей 21.05.2013 00:56
Отлично
# Сергей 21.05.2013 03:34
ОТЛИЧНО
# Павел 21.05.2013 04:09
Замечательный доклад, он не только рассказывает историю великого художника, но и показывает какое было воодушевление им, создавая шедевры. Мне кажется каждый должен знать историю великого искусства. Каким трудом оно достигалось и что было для этого сделано. Спасибо замечательному человеку, который дал эту информацию. Очень познавательно и интересно... С Уважением Павел!
# Алексей 21.05.2013 05:09
ОТЛИЧНО!
# Ваня 21.05.2013 05:52
крутая работа,много узнал

Оставить комментарий

Уважаемые коллеги, издательство СибАК с 30 марта по 5 апреля работает в обычном режиме