Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 мая 2013 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Соломатина В.В. ОБРАЗ ПТИЦЫ В ТРУДЕ А.Е. КУЛАКОВСКОГО «МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЕРОВАНИЙ ЯКУТОВ» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. URL: https://sibac.info//archive/humanities/11.pdf (дата обращения: 23.02.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБРАЗ  ПТИЦЫ  В  ТРУДЕ  А.Е.  КУЛАКОВСКОГО  «МАТЕРИАЛЫ  ДЛЯ  ИЗУЧЕНИЯ  ВЕРОВАНИЙ  ЯКУТОВ»

Соломатина  Виктория  Витальевна

студент  4  курса,  кафедра  истории  России  СВФУ  им.  М.К.  Аммосова,

г.  Якутск

E-mailviksolom999@mail.ru

Аргунов  Валерий  Георгиевич

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  СВФУ  им.  М.К.  Аммосова,  г.  Якутск

 

Актуальность.  Одним  из  часто  встречающихся  образов  на  памятниках  наскального  искусства  является  образ  птицы.  Якутия  не  стала  исключением:  изображения  птиц  найдены  Окладниковым  в  устье  Верхней  Лены;  петроглифы  с  птицами  можно  встретить  на  Шишкинских  писаницах  в  3  км  от  деревни  Шишкино;  на  Андреевской  писпнице,  которая  находится  в  устье  реки  Синей;  петроглифы  птиц  можно  увидеть  у  села  Шереметьевское,  Нижний  Амур  и  т.  д.  Все  петроглифы  датируются  по  разному,  но  даже  не  смотря  на  это  мы  можем  предполагать,  что  мировоззрения  как  ранних  якутов  так  и  якутов  времени  присоединения  Якутии  в  состав  государства  Российского  в  малой  степени  изменились  и,  возможно,  не  в  полной  мере,  но  сохранили  первоначальные  верования  якутов.  Птица  в  традициях  различных  народов  мира  выступают  как  элемент  религиозно-мифологической  системы  и  ритуала,  обладающая  различными  функциями.  Птицы  могли  выступать  как  божества,  ездовые  животные  богов  и  шаманов;  тотемными  предками  и  т.  п.  так  же  они  могут  выступать  как  символы  божественной  сущности,  верха,  неба,  духа  неба,  солнца,  грома,  ветра,  облака,  свободы,  роста,  жизни,  плодородия,  изобилия,  подъёма,  восхождения,  вдохновения,  пророчества,  предсказания,  связи  между  космическими  зонами,  души,  духа  жизни  и  т.  п. 

Таким  образом,  труд  Алексея  Елисеевича  «Материалы  для  изучения  верований  якутов»  позволяет  пролить  свет  на  роль  птицы  в  мировоззрении  и  поверьях  якутов.

Цель.  Цель  данной  работы  —  изучение  образа  птицы  в  рамках  работы  Кулаковского  «Материалы  для  изучения  верований  якутов».

Задачи:

1.  Рассмотреть  образ  птицы  в  труде  Алексея  Елисеевича.

2.  Выявить  роль  птицы  в  мировоззрении  якутов.

В  работе  Кулаковского  уже  сначала  первой  главы  встречается  упоминание  о  птице  в  таком  образе  «в  нижний  мир  Шаманы  спускаются  верхом  на  бубне  —  самолете,  причем  в  пути  приходится  пронырнуть  в  образе  гагары  насквозь  «Море  Бед».  Этим  можно  объяснять  символику  наряда  якутского  шамана,  принимающего  образ  зверя-птицы  и  танец  якутского  шамана,  изображающий  полет  птицы.  Душу  шамана  забирает  птица  и  уносит  ее  в  преисподнюю  [1,  c.  7].

Большую  роль  в  мировоззрении  якутов  играет  орел.  В  главе  о  сверхъестественных  существах  Алексей  Елисеевич  упоминает  о  боге  —  покровителе  птиц  —  Хотой  —  Ары.  Он  считается  отцом  орла  и  жестоко  карает  человека,  убившего  орла,  человек,  убивший  орла,  страдает  болезнью  похожей,  по  описанию  якутов,  на  «пляску  св.  Витта»  и  умирает  в  страшных  муках.  Слово  —  Хотой  по-русски  —  орел.  Хотой  Ары  летает  в  образе  темно-сизого  орла.  В  разделе  «Более  значительные  обряды»,  говорится,  что  орел  мстит  тому  человеку,  который  будучи  ребенком,  махал  на  него  кнутом.  Месть  его  простирается  даже  на  членов  семьи  и  ближайших  родственников  обидевшего  человека.  Если  орел  надумает  сделать  человеку  зло.  То  он  не  отлетает  от  его  жилища.  Чтоб  он  не  причинял  зла,  надо  его  кормить  до  тех  пор,  пока  он  не  улетит  добровольно  или  не  околеет  совсем.  Одряхлевшего  орла  также  надо  кормить  до  его  смерти.  Тело  орла,  убитого  невзначай  или  найденного  мертвым,  якуты  сохраняют  следующим  образом:  обертывают  его  в  чистую  бересту,  берут  в  охапку  и  идут  за  дом  в  лес,  где  устраивают  высоко  на  дереве  лабаз,  и  туда  кладут  тело  с  заклинаниями.  Орел  —  уважаемая  птица,  его  настоящее  имя  (хотой)  якуты  не  смеют  произносить,  называя  его  просто  господин  [1,  с.  15].

Не  меньше  говорится  о  вороне.  Если  кто-нибудь  убьет  ворона,  то  душа  последнего  летит  к  своему  отцу  Хара  Сыагылах’у  с  жалобой  на  обидчика.  Тогда  этот  бог  страшно  карает  обидчика-охотника,  насылая  на  него  болезнь.  Чтобы  избежать  этой  беды  охотник  прибегает  к  хитрости:  убив  ворона,  он  кладет  ему  в  рот  что-нибудь  из  частей  тела  белого  животного  (например  горностая),  кладет  в  сети  с  клочком  шкуры.  Когда  ворон  является  к  отцу  с  жалобой,  последний  вызывает  на  суд  «кут»  —  душа  оправдывается  тем  ответом,  что  будто  он  убил  ворона  за  постоянное  воровство  его  добычи  —  лова,  причем  «кут»  указывает  на  вложенные  в  рот  ворона  части  животного,  как  на  вещественное  доказательство  своего  объяснения,  улики  же  оказываются  на  самом  деле  во  рту  у  ворона.  После  такого  объяснения  Хара  Сыагылах  прощает  охотнику  его  обиду,  считая  первым  зачинщиком  своего  сына  [1,  с.  18].

В  разделе  о  тотемических  животных,  говорится,  что  тотемными  из  птиц  считаются:  орел,  ворона,  гагара,  кукушка,  лебедь,  аист  и  вообще  все  хищные  птицы.  Гагара,  кукушка  и  улит  считаются  шаманскими  птицами. 

Упоминания  о  птице  можно  встретить  в  разделе  «о  священных  понятиях  и  вещах»  где  говорится,  что  в  поверьях  якутов  есть  камень  счастья,  который  находят  в  гнезде  орла,  сокола  или  утки-широконоски.  Камень  счастья  доставляет  своему  владельцу  счастье,  заключающееся  в  богатстве.  Лучшим  в  отношении  волшебной  силы  считается  и  по  величине  и  красоте  орлиный  камень,  вторым  соколиный,  третьим  утиный  [1,  с.  22].

В  главе  «Легенды  о  животных,  основанные  на  поверьях»,  первым  разделом  идет  представление  о  рябчике,  в  начале  бывшей  громадной  птицей,  больше  всех  птиц.  Однажды  он  испугал  шумом  своего  полета  Богородицу,  которая  пожаловалась  Христу.  Христос  наказал  рябчика  тем,  что  уменьшил  его  рост,  а  часть  его  тела,  полученную  от  этой  убавки,  он  распределил  между  всеми  четвероногими  и  птицами.  Потому  и  теперь  имеются  в  телах  всех  животных  белые  кусочки  в  мускулах.  Также  в  поверьях  якутов  объясняется,  почему  птицы  зимуют,  например  «почему  зимует  куропатка».  Кулаковский  описывает  поверья  про  «куропатку  и  ворону»,  «Журавля»  и  т.  п. 

В  итоге  проделанной  работы  приходим  к  следующему  заключению:  птица  в  верованиях  якутов  играет  не  последнюю  роль.  У  якутов  птицы  —  символ  души,  духа,  божественного  проявления,  возможность  общения  с  богами.  У  многих  народов  Сибири  и  Дальнего  Востока  шаманский  костюм  символизирует  птицу.  Надевая  такой  костюм,  шаман  получает  возможность  «летать»  и  таким  образом  выполнять  обязанности  посредника  между  человеческим  миром  и  миром  духов.  Наиболее  ярко  этот  образ  отражается  в  семантике  бахромы,  которой  обшивался  подол  костюма,  рукава,  иногда  ворот.  Бахрома  —  это  как  бы  образ  птичьих  перьев.  Образ  костюма  шамана  символизировали  и  фигурные  изображения  птиц,  нашивавшиеся  в  виде  подвесок  на  кафтан  и  прикреплявшиеся  к  головному  убору.  Эти  подвески  —  духи-помощники  шамана,  имеющие  вид  птиц  —  гагары,  орла,  журавля  и  утки.  Также  эти  подвески  могли  символизировали  самого  шамана,  когда  он  в  образе  гагары  плыл  по  мировой  реке  или  в  виде  орла  сражался  со  злыми  духами.

Изображенная  на  Юрдюк-Хая  фигура,  напомнившая  А.П.  Окладникову  «птицу  с  длинным  фазаньим  хвостом,  с  которого  свисает  бахрома»,  можно  предположить,  что  это  изображение  стилизованной  фигуры  шамана,  склонившегося  в  ритуальном  поклоне,  при  котором  отведенную  назад  руку  со  свисающей  бахромой  можно  ассоциировать  с  хвостом  птицы.  Похожее  изображение  было  найдено  на  писанице  Нортуй  II  —  антропоморфная  фигурка  с  руками,  напоминающими  крылья  летящей  птицы  (возможно  изображение  шамана).

Птицы  выступают  в  образе  наездников  шаманов,  бога,  тотемного  животного  и  т.  д.  Алексей  Елисеевич  Кулаковский  своим  трудом  «Материалы  для  изучения  верований  якутов»  оставил  нам  большое  наследие,  опираясь  на  которое  мы  можем  дальше  изучать  традиции,  культуру,  быт,  верования.

 

Список  литературы:

  1. Кулаковский  А.Е.  Материалы  для  изучения  верований  якутов//Записки  Якутского  краевого  географического  общества.  —  Якутск:  Типография  Н.К.П.,  1923.  —  T.  1.  —  108  с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий