Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 ноября 2020 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шитова А.И. ЭМПАТИЯ КАК СРЕДСТВО САМОВЫРАЖЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЭМОЦИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XCV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(95). URL: https://sibac.info/archive/guman/11(95).pdf (дата обращения: 28.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭМПАТИЯ КАК СРЕДСТВО САМОВЫРАЖЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЭМОЦИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Шитова Анастасия Игоревна

студент, кафедра русского языка и литературы, Югорский государственный университет,

РФ, г. Ханты-Мансийск

АННОТАЦИЯ

В статье показана прямая связь эмпатии и выражения индивидуальных авторских черт в изобразительном искусстве, а также то, как именно «вчувствование» помогает художнику интерпретировать свои эмоции в произведении. Актуальность данной работы определяется ведущей позицией рисования как вида творческой деятельности среди иных способов самовыражения, и, помимо этого, необходимостью более детального изучения места эмпатии в созидательной жизни художника. Исследуя взгляды различных учёных на данный вопрос, автор статьи приходит к выводу о значимости представленного явления в процессе создания творческих объектов.

 

Ключевые слова: эмпатия, самовыражение, изобразительное искусство, интерпретация, художественное творчество, эмоциональное восприятие, эмоция, воображение.

 

В современной психологической науке вопрос эмпатии является актуальным, о чём свидетельствует разнообразие мнений на этот счёт. Толкования эмпатии разнятся – одни учёные описывают её как «вчувствование», иные – как переживание, третьи – представляют особенное видение данного термина. В представленной работе в качестве ключевого определения мы обратимся именно к первому. Обозначим его более точно: «Эмпатия – внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование)» [4, с. 563].

Сегмент изобразительного искусства сейчас находится на пике популярности; люди используют рисование не только как способ показать свои творческие навыки, но и как способ выражения эмоций. Можно наблюдать, как с каждым днём современное арт-пространство набирает обороты. Поскольку это происходит, интерес к самовыражению с помощью рисунка со временем лишь возрастает.

Говоря о самореализации художника, чаще всего упоминаются именно визуальные характеристики его работы, такие как, например, уровень творческого навыка, стилистика и детали, свойственные лишь для определённого автора. Главная причина такого видения – это зрительное восприятие. Когда человек наблюдает перед собой объект творчества, он не сразу приступает к более вдумчивому взгляду на работу (поскольку эмоциональная оценка в данном случае вторична), он оценивает то, что предстаёт перед его глазами. Поэтому визуальные характеристики и становятся ведущими. Несомненно, названные выше особенности являются важными средствами самовыражения, однако наряду с ними существуют и психологические факторы. И один из основных среди них – эмпатия.

Цель искусства – это создание чего-то потенциально нового. Следовательно, из этого высказывания можно вынести мысль о том, что для изобразительного искусства простого копирования (будь то реальность или даже работа кого-то иного) будет недостаточно. Чтобы объект творчества стал оригинальным, необходимо предать ему психологически индивидуальные черты. Этому и способствует эмпатия.

В первую очередь, на выражение авторской мысли влияет степень его же эмпатических способностей. Перед тем, как написать картину, художник ищет вдохновение в каком-либо объекте или субъекте, далее происходит образная планировка того, как будет выглядеть конечная работа. Все эти процессы включают в себя эмпатию, поскольку в их ходе автором создаются «Я-образы», в которые он впоследствии вживается. Автор представляет себя на ином, не свойственном (или же наоборот – на своём) месте и в процессе взгляда с новой стороны выясняет, что именно ему необходимо продемонстрировать. Следовательно, чем глубже способность к вчувствованию, тем ярче представление художника о том, что он хочет изобразить и, главное, каким способом он хочет это показать.

Отсюда можно понять, что гибкие эмпатические способности ведут не только к созданию нового объекта творчества, но и к наиболее точному самовыражению автора. В данном случае главенствующим будет именно вышеописанное понимание того, что художник хочет видеть от своей работы. Развитая эмпатия помогает в полной мере представить это и, если необходимо, преобразовать в необходимый результат, а навыки – уже далее – перенести воображённое на физический носитель.

Так как принятое нами определение эмпатии опирается более на чувство, нежели на представление, обратимся к эмоциональной стороне обозначенного явления. Оно позволяет художнику ощутить то, что он хочет нарисовать. Если объект или субъект наблюдается в настоящий промежуток времени, то он изображается так, как автор его чувствует в данный момент. В этом случае действие эмпатии – прямое, поскольку вчувствование происходит именно в момент творчества.

Если эмоции уже пережиты, то с помощью эмпатии художник вновь проходит через момент наблюдения эмоциональной экспрессии, что позволяет ему изобразить необходимое явление по прошествии некоторого промежутка времени. Именно это эмпатическое воспроизведение и помогает автору самовыражаться, поскольку он получает возможность нарисовать уже случившееся явление, переживая его вновь и рассматривая с новых сторон в поисках так называемого желаемого угла обзора.

Как мы можем понять из вышесказанного, эмпатия тесно связана с воображением. Это означает, что она также позволяет моделировать новые ситуации. Создавая «Я-образ», автор может не только представить себя на месте изображаемого, но и (с помощью воображения) поставить его в совершенно иное положение, а уже далее – эмпатировать к происходящему с новой точки зрения. Художник также имеет возможность рассматривать различные варианты реакций «Я-образа» в рамках новой ситуации. Всё это позволяет автору продемонстрировать потенциально новый взгляд и, следовательно, самовыразиться в пределах произошедшего.

Эмпатия в качестве интерпретатора эмоций в изобразительном искусстве также незаменима. Во многих случаях создание оригинального творческого объекта связано именно с тем, каким методом автор демонстрирует чувство. Интерпретировать его для дальнейшего перенесения на холст помогают эмпатия и воображение. Последнее способствует перенесению художника в момент наблюдения эмоциональной экспрессии, а с помощью эмпатии создаётся такой «Я-образ», который содействует авторскому взгляду со стороны. В ходе описанной умственной деятельности художник может детально разобрать то, что он чувствовал в определённый момент времени, а также рассмотреть произошедшее как с точки зрения «себя из прошлого», так и под совершенно иным углом. Дополнив всё вышеописанное рефлексией, художник может прийти к совершенно иным выводам, что открывает для него новые возможности для самовыражения.

В заключение отметим, что решающую роль в оригинальности работы играет именно её автор. Эмпатия выступает лишь в качестве средства, с помощью которого он может продемонстрировать пережитые эмоции, и если у художника отсутствует желание подходить к собственной работе с психологической и эмоциональной точки зрения, то он не сможет в конечном итоге создать новый творческий объект.

 

Список литературы:

  1. Афанасьев С. Г. Эмпатия и художественное восприятие. Теории «Эмоционального вовлечения» и «Репрезентации» // Социально-гуманитарные знания – 2010. – №1. – С. 323-332.
  2. Афасижев М.Н., Ханаху Р.А. Эмпатия в теории и практике современного искусства // Вестник науки Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований имени Т.М. Керашева. – 2019. – №20. – С. 138-144.
  3. Басин Е. Я. Искусство и эмпатия. М., 2010. – 294 с.
  4. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 632 с.
  5. Слесаренко З. Р. Эмпатия как условие культуротворческой активности человека // Вестник Чувашского университета. – 2011. – №4. – С. 143-144.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.