Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XC Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 июня 2020 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Санников Н.Д. ИНТЕГРИРОВАННАЯ ФОРМА ПЛАКАТА В СОВРЕМЕННЫХ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ И ПРАЗДНИКАХ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XC междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(90). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(90).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ФОРМА ПЛАКАТА В СОВРЕМЕННЫХ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ И ПРАЗДНИКАХ

Санников Никита Дмитриевич

магистрант, кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников, Санкт-Петербургский государственный институт культуры,

РФ, г. Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

В статье автор рассматривает плакат как неотъемлемый компонент жизни, культуры и быта. Определяется и подробно анализируется интегрированная форма плаката в контексте современного праздничного пространства. Предпринимаются попытки фиксации и описания AR-технологии в плакатном искусстве.

 

Ключевые слова: плакатное искусство, AR-плакат, праздник, event-индустрия, цифровые технологии, дополненная реальность

 

Любое современное праздничное событие, проводимое в нашей стране, не обходится без плаката. Будь это фестиваль, народное массовое гуляние, театрализованное представление или мультимедийное шоу, он придает особый статус праздничному действию и информирует зрителя о его событийной (фактической) значимости. Охватив сразу несколько видов искусства: живопись и графику, фотографию и кино, декоративное творчество, сценографию, плакат способствует воспитанию и просвещению публики, являясь информационно-эстетическим медиатором. С появлением более совершенных цифровых технологий и развитием современных средств коммуникации, плакатное искусство также претерпевает изменения, обретая новые способы выражения и художественные решения.

В современных условиях плакат синтезируется с медиа-объектами, используя для этого графику, анимацию, звук и видео, что делает его интерактивным. Благодаря использованию цифровых технологий и новых графических возможностей, инструментов типографики и фотографики, появляется новая форма плаката – плакат интерактивный [2, с. 197]. В связи с этим меняется городское пространство, где плакаты, вписанные в это самое пространство, содержат в себе скрытую поверхностную информацию, которая может быть считана с помощью мобильных устройств. Так, благодаря плакату с использованием технологии дополненной реальности, о которой подробнее будем говорить ниже, студия веб-дизайна «JetStyle» поздравила своих сотрудниц с международным женским днем. При наведении мобильного устройства на плакат, нарисованный на нем персонаж оживал, а через динамики наведенного телефона слышался его голос: «Кто это у нас тут такой красивый? У Вас очаровательная улыбка! Что Вы делаете сегодня вечером?».

Технология дополненной реальности (AR) является новым, важным медиа в нашей жизни, в частности, в искусстве. Данная технология позволяет интегрировать в реальный, окружающий нас мир, в режиме онлайн, виртуальные графические объекты [3, с. 118] при помощи цифровых носителей. При этом виртуальные объекты, созданные посредством компьютерных технологий, лишь накладываются на объективную реальность и не могут с ней взаимодействовать. С помощью AR окружающая нас реальность меняется, в которой каждый предмет может быть наделен любой информацией и смыслом. Технологию AR следует называть цифровым киберискусством, которая, благодаря культурным практикам, встраивается в ткань повседневной жизни.

Технология AR помогает выйти плакатному искусству на новое качественное взаимодействие со зрителем, что способствует удержанию его актуальности. Плакат, обладающий интерактивностью, позволяет осуществлять диалог со смотрящим на двух уровнях: изначально информация передается посредством изображения на самом плакате, далее передача осуществляется при помощи дополнительного технического оборудования. Особенностью такого AR-плаката является его полузакрытый характер коммуникации. Закодированную информацию получает каждый адресат, но для ее извлечения необходимы дополнительные условия, которыми не все могут обладать, например, мобильное устройство и специальное установленное на нем приложение. В этом случае человек будет обладать надлежащим уровнем коммуникативной компетентности. В случае отсутствия возможности декодировки, перед человеком возникнет проблема в восприятии и понимании информации, зашифрованной на плакате.

Особенностью использования AR в плакатном искусстве является то, что подобная технология предлагает выбор, как человек будет воспринимать информацию: адресат может пройти мимо, лишь поверхностно восприняв содержимое плаката, либо сознательно остановиться и попробовать «считать» с него дополнительную информацию. В этом случае принятие решения о дальнейшем знакомстве с текстом полностью принадлежит адресату. Использование новых цифровых технологий, в точности, технологии AR, трансформируют возможности плаката и позволяют выйти ему из статичного состояния. Сейчас наблюдается активное использование данной технологии миром искусства как платформы для творчества.

С помощью технологии AR появляется возможность получить больший объем визуальной информации о том, что будет происходить на спектакле или концерте, после чего мгновенно принять решение в вопросе посещения того или иного мероприятия. На примере театрального спектакля «Шоу пошло не так» разберем, как плакат, используя инструменты AR-технологий, получает новые формы выражения. В 2018 году на улицах города Москвы появились «ожившие» театральные плакаты, посвященные премьере спектакля «Шоу пошло не так» на площадке Московского Дворца молодежи. Особенны они был тем, что использовали технологию AR. Для погружения в цифровую среду необходимо было загрузить на свое устройство мобильное приложение, которое позволяло зрителю увидеть интерактивное приглашение на спектакль, выполненное в игровой форме. Достаточно было навести свое мобильное устройство на плакат, после чего на экране появлялась смоделированная театральная сцена, выполненная по всем законом сценографии классической сцены-коробки: сценический свет, арлекин, занавес, авансцена, подиум. Для более комфортного просмотра у зрителя была возможность не только увеличить театральную сцену до реальных размеров, но и при желании разместить ее на любой горизонтальной поверхности, чтобы сделать с ней фотографию и поделиться в социальных сетях. Тем самым, театральная сцена в интерактивной среде служила своеобразной фотозоной, но не обычной, а фотозоной виртуальной. «Наш театр начинается не с вешалки, а с дополненной реальности, когда вы можете погрузиться в спектакль прямо на улице» [1, с. 24], – поясняет организатор рекламы и продвижения Дмитрий Богачев.

Технология AR также характерна и для афиш. Приведем примеры более примитивных коммерциализированных вариантов, простота которых выражена в том, что при наведении мобильного устройства на афишу, поверх нее появляется лишь видеоизображение, небольшой клип, трейлер или анонс будущего мероприятия без использования художественного образа: афиша рок-группы «Разные люди», посвященная юбилейному концерту в честь 30-летия; афиша рок-фестиваля «ROCK'N'BALL», посвященная открытию Чемпионата Мира по футболу; афиша, посвященная кубку европейских чемпионов по регби в Санкт-Петербурге; афиша, посвященная иллюзионному шоу «Дозор. True Magic Show».

Интересным примером дополненной реальности служит AR-афиша для мультимедийной выставки «Ван Гог. Ожившие полотна» в Санкт-Петербурге. На афише представлена фотография художественного пространства выставки с изображением картины «Звездная ночь», расположенная в разных геометрических положениях. При наведении мобильного устройства на афишу картина «оживает», а параллельно ей воспроизводится голос, рассказывающий о ее создании. Ожившая «Звездная ночь» представляет собой динамичный видеоряд, который создается посредством резкого изменения визуальной перспективы: движение камеры из укрупненного центра к общему плану картины, пролеты над крышами домов с последующим их укрупнением. Размытие заднего фон создает 3D-эффект, с помощью которого возникает ощущение присутствия зрителя в пространстве ожившей картины.

Подводя итоги, важно отметить, что технология AR служит своеобразным виртуально-художественным переходом образа из плоскостного формата афиши в объемный формат плаката, где образ является привилегированным элементом, на котором фокусируется взгляд потенциального зрителя. Это вызывает у него больший интерес и мотивацию похода на мероприятие, что отражает эффективность технологии дополненной реальности в контексте PR-маркетинга [1, с. 67]. В приведенных примерах прослеживается эффект от использования технологий дополненной реальности в индустрии представлений, выраженный в привлечении внимания, добавлением информативности мероприятию и взаимодействии со зрителем на совершенно новом уровне. Современный плакат, выходя за рамки традиционной формы подачи материала – печатной продукции, предлагает зрителю инновационные возможности для его прочтения, что усиливает коммуникативный эффект. Традиционный язык графического плаката под влиянием новых цифровых технологий эволюционирует и способствует появлению иных форм и подходов в подаче визуальной информации.

 

Список литературы:

  1. Борисова Е. П. Дополненная реальность и ее использование в рекламной деятельности: сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции «Виртуальная и дополненная реальность-2016: состояние и перспективы», 2016. – 66-71 с.
  2. Гладун О. Д. Язык современного плаката: тенденции развития. – М.: Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова, 2010. – 196–199 с.
  3. Глазкова С. А. Технология дополненной реальности в новых медиа. – М.: Издательство АПК и ППРО. 2013. – 117–122 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.