Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2013 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Жаксылыков Б.Н. «РАЗВИТИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10. URL: https://sibac.info//archive/humanities/10.pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

«РАЗВИТИЕ  АВТОРСКОГО  ПРАВА  В  РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН:  ПРОБЛЕМЫ  И  ПЕРСПЕКТИВЫ»

Жаксылыков  Бауыржан  Нуртаевич

студент  4  курса  юридического  факультета,  Актюбинского  государственного  университета  им.  К.  Жубанова,  Казахстан  г.  Актобе

E-mailbaur.kz9@mail.ru

Нурлин  Акылбек  Клышниязович

научный  руководитель,  канд.  юрид.  наук,  доцент,  декан  юридического  факультета,  Актюбинского  государственного  университета  им.  К.  Жубанова,  Казахстан  г.  Актобе

 

«Человеческий  гений  является  источником 

всех  произведений  искусства  и  изобретений.

Эти  произведения  являются  гарантией 

жизни  достойной  человека.

Долг  государства  —  обеспечить  надежную 

охрану  всех  видов  искусства  и  изобретений»  [1].

 

С  древних  времен  человечество  стремится  защитить  и  сохранить  то,  что  является  необычным,  оригинальным  и  исключительным.  Поэтому  понятие  интеллектуальной  собственности  появилось  достаточно  давно.  Более  200  лет  назад  в  европейских  странах  возникло  право  на  нематериальные  результаты  интеллектуальной  деятельности  (произведения  литературы,  искусства,  изобретения  и  др.).  Оно  было  сконструировано  по  аналогии  с  правом  собственности  на  материальные  объекты  [10].

Одним  из  таких  законодательных  актов  является  «Статут  королевы  Анны»,  принятый  в  1710  году  в  Англии.  Законом  был  закреплен  один  из  важнейших  принципов  авторского  права  –  принцип  «копирайт»,  предоставлявший  автору  право  на  охрану  опубликованного  произведения,  и  запрещавший  тиражирование  произведения  без  его  согласия.  Закон  устанавливал  право  издателя  на  опубликованное  произведение  в  течение  14  лет  с  момента  его  опубликования,  а  также  давал  возможность  продлить  этот  срок  еще  на  14  лет  при  жизни  автора  [9].

В  эти  же  годы  появились  первые  феодальные  законы  Североамериканских  Соединенных  Штатов  на  охрану  книг,  карт,  спектаклей  и  других  форм  творчества  [10].

Во  Франции  в  Декрете  Учредительного  собрания  1789  г.  было  провозглашено:  «Все,  что  автор  открывает  для  публики,  становится  общественной  собственностью».  Однако  чуть  позже  были  приняты  два  закона  (1791  и  1793  гг.),  которые  впервые  в  истории  гарантировали  защиту  всех  форм  творчества  (литературного,  драматического,  музыкального,  изобразительного)  при  воспроизведении  всеми  известными  тогда  методами  [10].  Вслед  за  Англией  и  Францией  положения  авторского  права  были  восприняты  и  другими  европейскими  странами  [10].  В  1886  г.  была  принята  Бернская  конвенция  об  охране  литературных  и  художественных  произведений,  а  затем  и  другие  международные  договоры  (конвенции),  регулирующие  сферу  интеллектуальной  собственности  [10].  В  XIX  в.  французский  опыт  правового  регулирования  авторских  отношений  стал  основой  для  Всеобщей  декларации  прав  человека  (принята  на  третьей  сессии  Генеральной  Ассамблеи  ООН  Резолюцией  217  A  (III)  от  10  декабря  1948  г.),  ст.  27  которой  гласит:  «Каждый  имеет  право  на  защиту  его  моральных  прав  и  материальных  интересов,  являющихся  результатом  научных,  литературных  или  художественных  трудов,  автором  которых  он  является»  [10].

Развитие  советского  авторского  законодательства  предусматривало  лишь  несколько  основных  прав  авторов,  которые  в  основном  сводились  к  праву  на  получение  гонорара  за  использование  произведений  авторов.  Размеры  гонораров  и  порядок  их  оплаты  устанавливались  государством.  Выплата  гонораров  производилась  в  основном  через  полугосударственную  организацию  —  Всесоюзное  Агентство  по  авторским  правам  (ВААП)  и  его  филиалы  в  союзных  республиках.  Срок  охраны  авторских  прав  по  общему  правилу  составлял  срок  всей  жизни  автора  и  25  лет  после  его  смерти.  Таким  образом,  в  советское  время  права  авторов  были  усеченными  и  не  полными  [7].

Если  же  рассмотреть  казахстанское  законодательство  об  авторских  правах,  то  регулируется  он  Гражданским  кодексом  РК,  а  также  Законом  РК  «Об  авторском  праве  и  смежных  правах»  принятый  10  июня  1996  года.  Данный  закон  был  признан  лучшим  в  Содружестве  независимых  государств  Законом  об  авторском  праве.

Закон  РК  «Об  авторских  и  смежных  правах»  был  разработан  в  соответствии  с  положениями  международных  договоров  в  сфере  авторских  и  смежных  прав,  а  именно: 

·Бернской  конвенции  «Об  охране  литературных  и  художественных  произведений»;

·Женевской  конвенции  «Об  охране  интересов  производителей  фонограмм  от  незаконного  воспроизводства  их  фонограмм»; 

·Женевской  (Всемирной)  конвенции  «Об  авторском  праве».  Закон  был  признан  лучшим  в  СНГ  Законом  об  авторском  праве.

Термин  «авторское  право»  понимается  в  двух  значениях:

·в  объективном  смысле  авторское  право  —  это  совокупность  правовых  норм,  регулирующих  отношения,  возникающие  в  связи  с  созданием  и  использованием  произведений  литературы,  науки  и  искусства  [2];

·в  субъективном  смысле  под  авторским  правом  понимается  совокупность  субъективных  прав,  возникающих  у  автора  в  связи  с  созданием  конкретного  произведения  литературы,  науки  и  искусства  [2].

Объектом  авторского  права  в  субъективном  смысле  являются  произведения  литературы  и  искусства.  Под  произведением  обычно  понимают  определенный  комплекс  мыслей,  чувств,  эмоций  или  понятий,  получивших  в  результате  творческой  деятельности  автора  выражение  в  определенной  объективной  форме.  В  теории  гражданского  права  принято  выделять  следующие  критерии,  которым  должно  соответствовать  произведение  для  того,  чтобы  признаваться  объектом  авторского  права  [3]:

·произведение  должно  являться  результатом  творческой  деятельности,  т.  е.  интеллектуальной  деятельности,  в  результате  которой  появляется  качественно  новый,  не  существовавший  объект  [3];

·произведение  должно  быть  выражено  в  какой-либо  объективной  форме,  допускающей  восприятие  его  третьими  лицами  [3].

Также  необходимо  иметь  в  виду,  что  для  того,  чтобы  определенный  результат  интеллектуальной  деятельности  признавался  произведением,  необходимо,  чтобы  это  была  определенная  совокупность  или  система  мыслей  или  образов,  объединенная  единым  художественным  или  научным  замыслом.  Другими  словами,  не  может  считаться  произведением  отдельная  нота  или  одно  слово,  даже  если  это  какое-либо  выдуманное  слово  [3].

Согласно  статье  7  Закона  РК  «Об  авторских  и  смежных  правах»  объектами  авторского  права  являются  [5]:

1.   литературные  произведения;

2.   драматические  и  музыкально-драматические  произведения;

3.   сценарные  произведения;

4.   произведения  хореографии  и  пантомимы;

5.   музыкальные  произведения  с  текстом  или  без  текста;

6.   аудиовизуальные  произведения;

7.   произведения  живописи,  скульптуры,  графики  и  другие  произведения  изобразительного  искусства;

8.   произведения  прикладного  искусства;

9.   произведения  архитектуры,  градостроительства  и  садово-паркового  искусства;

10.фотографические  произведения  и  произведения,  полученные  способами,  аналогичными  фотографии;

11.карты,  планы,  эскизы,  иллюстрации  и  трехмерные  произведения,  относящиеся  к  географии,  топографии  и  к  другим  наукам;

12.программы  для  ЭВМ;

13.иные  произведения.

К  объектам  авторского  права  также  относятся  [5]:

1.производные  произведения  (переводы,  обработки,  аннотации,  рефераты,  резюме,  обзоры,  инсценировки,  музыкальные  аранжировки  и  другие  переработки  произведений  науки,  литературы  и  искусства);

2.сборники  (энциклопедии,  антологии,  базы  данных)  и  другие  составные  произведения,  представляющие  собой  по  подбору  и  (или)  расположению  материалов  результат  творческого  труда.

Производные  и  составные  произведения  охраняются  авторским  правом  независимо  от  того,  являются  ли  объектами  авторского  права  произведения,  на  которых  они  основаны  или  которые  они  включают.

Не  являются  объектами  авторского  права  [5]:

1.официальные  документы  (законы,  судебные  решения,  иные  тексты  законодательного,  административного,  судебного  и  дипломатического  характера),  а  также  их  официальные  переводы;

2.государственные  символы  и  знаки  (флаги,  гербы,  ордена,  денежные  знаки  и  иные  государственные  символы  и  знаки);

3.произведения  народного  творчества;

4.сообщения  о  событиях  и  фактах,  имеющие  информационный  характер.

На  данный  момент  субъектами  авторского  права  являются  лица,  которым  принадлежит  авторские  права  в  отношении  произведений  науки,  литературы  и  искусства.

Обладателями  субъективных  авторских  прав  являются: 

1.авторы  (граждане  Республики  Казахстан,  иностранные  граждане,  лица  без  гражданства); 

2.наследники  авторов  (физические  лица,  юридические  лица,  Правительство  Республики  Казахстан,  иностранные  государства,  международные  организации); 

3.иные  правопреемники  [6].

Соавторство  возникает  при  одновременном  наличии  двух  условий: 

1.   участие  соавторов  носит  творческий  характер; 

2.   произведение  в  результате,  которого  итогом  явилось  единство  формы  и  содержании  (песня  —  текст  и  мелодия)  [6].

Не  признаются  соавторами  лица,  которые  оказывали  автору  организационную,  техническую,  финансовую  или  иную  помощь.

В  теории  выделяются  несколько  концепций  соавторства:

1.«Ограничительная  концепция  соавторства»  —  заключается  в  том,  что  соавторство  возможно  только  в  том  случае,  когда  соавторы,  работая  вместе  над  единым  произведением,  создали  такой  объект,  в  котором  невозможно  выделить  части,  созданные  конкретным  автором  (нераздельное  соавторство)  [4,  С.  144—179].

2.«Расширительная  концепция  соавторства»  —  созданным  в  соавторстве  будет  считаться  любое  совместное  произведение,  если  авторы,  сплотив  свои  усилия,  внесли  каждый  свою  лепту  в  единое  произведение,  объединив  свои  части  общим  замыслом  (раздельное  соавторство)  [4,  С.  144—179].

3.«Сборное  соавторство»  —  авторы  аудиовизуального  произведения  не  являются  соавторами,  а  являются  «сборными  авторами»  -  некий  противовес  соавторству  [4,  С.  144—179].

В  настоящее  время  в  Казахстане  авторское  законодательство,  отвечает  требованиям  положений  международных  договоров  в  сфере  авторского  права  и  современным  вызовам,  связанным  с  появлением  и  развитием  новых  технологий  [7].

В  заключении  хотелось  бы  предложить,  создать  специализированный  суд  по  интеллектуальной  собственности  в  Казахстане. 

Преимущества  и  необходимость  создания  специализированного  суда  по  интеллектуальным  правам  в  РК  заключается: 

Во-первых:  государство  необходимо  должным  образом  оберегать  и  приумножать  национальный  интеллектуальный  потенциал  страны;

Во-вторых:  увеличением  числа  судебных  споров,  связанных  непосредственно  с  интеллектуальной  собственностью;

В-третьих:  отсутствие  единой  практики  в  применении  законодательства  об  интеллектуальной  собственности.

Говоря  о  создании  нового  органа  правосудия,  необходимо  обратиться  к  зарубежному  опыту  в  этой  сфере.  Подобные  суды  эффективно  действуют  в  Германии  (Федеральный  патентный  суд),  Японии  (Суд  по  защите  интеллектуальной  собственности),  Тайване,  Филиппинах  и  других  странах  мира.  В  Германии  с  1961  года  функционирует  Федеральный  патентный,  являющийся  специальным  судом  по  охране  промышленной  собственности.  Юрисдикция  этого  суда  распространяется  не  только  на  споры  по  изобретениям,  но  и  на  споры  по  товарным  знакам,  полезным  моделям,  промышленным  образцам,  топологиям  интегральных  микросхем,  а  также  на  споры,  касающиеся  охраны  сортов  растений  [8].

Создание  специализированного  суда  по  интеллектуальным  правам  должно  будет  повысить  эффективность  действующей  системы  судебной  защиты  интеллектуальных  прав  в  Казахстане,  что  особенно  актуально  в  настоящее  время,  в  частности,  накануне  вступления  Казахстана  в  ВТО.

 

Список  литературы:

  1. Всемирная  организация  интеллектуальной  собственности.  Официальный  сайт  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.wipo.int
  2. Гришаев  С.П.  Интеллектуальная  собственность:  учебное  пособие.  —  М.:  Юристъ,  2004.
  3. Диденко  А.Г.  Гражданское  право.  Общая  часть.  Курс  лекций.  «Нур  пресс»  —  Алматы,  2006.  —  722  с. 
  4. Дозорцев  В.А.  Интеллектуальные  права:  понятие,  система,  задачи  кодификации.  Сборник  статей.  /  Исследовательский  центр  частного  права.  —  М.:  Статут.  2003.
  5. Закон  Республики  Казахстан  «Об  авторском  праве  и  смежных  правах»  от  10  июня  1996  года  №  6-1  (с  изменениями,  внесенными  Законом  РК  от  09.07.2004  г.  №  586-II)  //  Ведомости  Парламента  Республики  Казахстан.  —  1996.  —  №  14.  —  18  ст.  256.
  6. Канатов  Т.К.  Субъекты  авторского  права  //  Действующее  право  Республики  Казахстан:  проблемы,  тенденции  и  перспективы:  Мат-лы  I  респ.  науч.-теор.  конф.  магистрантов  и  докторантов  PhD,  Астана,  23  апр.  2010  г./  Отв.  ред.  Б.Ж.  Әбдірайым.  —  Астана:  Евразийский  национальный  университет  им.  Л.Н.  Гумилёва,  2010.  433  с.
  7. Официальный  сайт  «Авторское  общество  «Абырой»  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.abyroy.kz  (дата  обращения:  10.03.13).
  8. Елена  А.  Суд  по  интеллектуальным  правам  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://zakon.ru  (дата  обращения:  17.04.13).
  9. Риверс  Т.  Справочник  для  вещателей  о  владении,  приобретении,  освобождении,  взыскании  и  административном  управлении  прав.  Лондон,  1998.  С.  22.
  10. Свечникова  И.В.  Авторское  право:  учебное  пособие.  —  Москва,  2010.  —  222  с.  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://news-zakon.com/avtorskoe-pravo/52-iv-svechnikova-avtorskoe-pravo/1005-glava-1-obschie-polozhenija-avtorskogo-prava.html  (дата  обращения:  17.04.13).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.