Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 января 2013 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Жакия А. ПРАВОСОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. URL: https://sibac.info/archive/humanities/7.pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРАВОСОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ

Жакия Айдана

студент 1 курса Академии экономики и права им. Жолдасбекова, г. Талдыкорган

Е-mail: nuri_7878@mail.ru

Дархамбаева Айнура Даулетбековна

научный руководитель, канд. юрид. наук, кафедры публичного права Академии экономики и права им. Жолдасбекова, г. Талдыкорган

 

Молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, профессиональные, образовательные, культурные и иные социальные функции [3]. В современном Казахстане, как и постсоветском пространстве, нынешняя молодежь росла в особой сложной обстановке, в период глобальных экономических и политических перемен.

Любое явление общественной жизни обязательно проходит через сознание человека. Это относится и к государственно-правовым явлениям. Отражаясь в сознании отдельного индивида, группы людей или общества в целом, государственно-правовые явления получают положительную или отрицательную оценку [5].

Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание [6].

Но что же понимать под правосознанием? Правосознание можно определить как объективно существующий набор взаимосвязанных идей, эмоций, выражающих отношение общества, групп, индивидов к праву — этому целостному социальному институту, его системе и структуре, к отдельным законам, иным характеристикам правовой системы [2].

Это еще и канал воздействия права через мотивацию, эмоции, сознание на поведение людей, на формирование общественных отношений.

Правосознание — это, по существу, оценка права, существующая в обществе, выражающая критику действующего права и формирующая определенные надежды и пожелания к правовой сфере, ее изменениям, определяющая, что надо считать правомерным, а что неправомерным поведением [1].

Из теории права стоит отметить, что структуру правосознания составляют правовая психология и правовая идеология.

Отношение к праву на эмоциональном уровне, т. е. например, переживание, радость или наоборот, по отношению к праву, в форме нормативного акта, например, это и есть правовая психология. В свою очередь в правовой психологии можно проследить элементы особо не изменяемые, например, уровень знания права субъектом, соблюдение им правил поведения установленных как государством так и обществом, а также умение анализировать свое поведение с позиции соблюдения или нарушения закона. Также в правовой психологии имеют место и изменяемые элементы, так, к примеру, поведение по отношению к праву в той или иной ситуации зависимой от настроения.

Правовая идеология как составляющая правосознания, представляет собой систему идей, правовых взглядов, научных концепций, теорий, выражающих отношение к правовой действительности и ее оценку [4].

По сравнению с правовой психологией правовая идеология является более глубоким усвоением, познанием права, поскольку не ограничивается поверхностным, стихийным, эмоционально окрашенным его восприятием, а проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эффективность [4].

Составляющие правового сознания, правовая психология и правовая идеология являются элементами, которые практически тесно взаимосвязаны между собой. Они оказывают влияние друг на друга, так правовая идеология, складывающаяся в обществе оказывает непосредственное влияние и воздействие на правовую психологию личности, равно как и уровень правовой психологии предопределяет ее идеологию.

Для того, чтобы понять правосознание молодежи, в теории она составляет разновидность как групповое правосознание, необходимо рассмотреть правосознание общественное, которое непосредственно воздействует на правосознание индивидуальное и групповое.

Общественноеправосознание связано с характером отношения к праву в обществе. Оно обусловлено индивидуальным и групповым правосознанием, но не сводится к ним. Таким образом, они соотносятся как единичное, особенное и общее [6].

В теории выделяют уровни правосознания — это обыденное, профессиональное, научное правосознание. И необходимо отметить, что соответственно имеют такую классификацию и уровни правосознания молодежи.

Обыденное правосознание— вид правосознания, присущий категории людей, не связанных с профессиональной юридической деятельностью и наличием специальных познаний в правовой сфере [7].

Научное правосознание это правосознание основанное на научном познании. Так данный вид правосознания более приближен к обучающейся молодежи в сфере права.

Особое место в классификации правосознания по уровню и по носителям занимает профессиональное правосознание, которым обладают юристы — адвокаты, судьи, прокуроры, следователи, юрисконсульты и другие, имеющие специальную юридическую подготовку, обладающие обширными знаниями в области права и практики его применения, умением использовать предоставленные законодательством права, понимающие ценность правового порядка и законности в обществе. Правосознание юристов должно отличаться высокой устойчивостью, уважением права, а также готовность следовать его предписаниям [4].

Молодежь как подрастающее поколение, которое в большинстве своем, практически большую часть времени уделяет познанию окружающей действительности, в том числе и праву, имеет свое отношение к законам, издаваемым государством, к сложившейся действительности в данном обществе, к деяниям субъектов данного общества как правовым так и противоправным, а также к самому государству, в лице его государственных органов и как следствие всего к тому поведению, которое формируется как у окружающих, так и у него лично.

Происходящие в стране преобразования в социально-правовой сфере актуализируют внимание к молодежи, как наиболее динамичной части казахстанского общества, обладающей мощным потенциалом развития, для реализации которого необходима выработка специальной целостной, научно обоснованной программы правового воспитания и правового образования.

Я считаю, что правосознание играет очень большую роль в жизни всего общества. Сознание молодежи, которая формируется в сложившейся объективности, является отражением происходящего, оно подобно зеркалу показывает нам действительность сегодняшнего дня, и поэтому, каким образом сейчас молодежь будет воспитана, от этого, зависит будущее нашего государства.

Даже по тому, как относятся люди к праву, можно судить о престиже права в обществе. Если все люди будут уважать, соблюдать законы, то в обществе не будет правонарушений и прекратиться борьба с преступностью. Но для этого необходимо высокое понимание правосознания.

 

Список литературы:

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — М.: Юриспруденция, 1999. — с. 482
  2. Еликбаев Н.Е, Еликбаева Л.Н. Правосознание и правовая культура в Казахстане: Проблемы теории / — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://law.edu.ru/doc/document (дата обращения 27.11.2012)
  3. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. — 418 с.
  4. Морозова Л.А. Теория государства и права. — М., 2002. — 414 cтр.
  5. Теория государства и права: учебник / Под ред. Морозова Л.А. — М.: Эксмо, 2010. — с. 425
  6. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2004. — с. 203
  7. Яндекс словарь. Элементарные начала общей теории права / — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://slovari.yandex.ru (дата обращения 24.11.2012)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.