Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 января 2013 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гоженко А.В. СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ШИЗОФРЕНИИ) // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. URL: https://sibac.info//archive/humanities/7.pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ШИЗОФРЕНИИ)

Гоженко Алина Владимировна

студент 4 курса, кафедра психодиагностики и клинической психологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченка, г. Киев

E-mail: ALI.17@bk.ru

Васьковская Светлана Васильевна

научный руководитель, канд. психол. наук, доцент кафедры психодиагностики и клинической психологии КНУ имени Тараса Шевченка, г. Киев

 

Актуальность проблемы. Современные условия жизни являются стрессогенными и требуют от человека значительных адаптационных ресурсов. Неспособность или неумение человека справиться со стрессом является пусковым механизмом ухудшение здоровья, качества жизни в различных сферах. Отсюда возникает проблема исследования тех концептов, которые способствуют умению адаптивно реагировать на стрессогенные воздействия. Особенно эта проблема актуальна для больных шизофренией, чьи адаптационные ресурсы традиционно считаются сниженными вследствие выраженной негативной симптоматики и формирования апатико-диссоциативного дефекта, который затрагивает потребностно-мотивационную и эмоционально-волевую сферу человека, что приводит к социальной дезадаптации, изоляции, снижению социальной направленности личности.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в начале XXI века в мире насчитывалось более 45 млн. больных шизофренией (около 1 % населения), причем патология поражает людей наиболее продуктивного возраста (15—45 лет), а удельный вес впервые зарегистрированной шизофрении и расстройств шизофренического спектра, согласно данным Министерства здравоохранения Украины, составляет около 8 % от всех видов психических расстройств. Кроме того, эта категория пациентов страдает от недостаточного объема социальной помощи и реабилитационных услуг. Возникает потребность в исследовании тех концептов, которые способствуют успешному прохождению процесса социальной и трудовой реабилитации больных и в дальнейшем — ведение активной социальной жизни. Мы предполагаем, что одними из таких концептов является эмоциональный интеллект (ЭИ) [11] и жизнестойкость [2]. Как в психологической науке в целом, так и в медицинской психологии эти феномены изучены и разработаны еще недостаточно.

Разработка проблемы. Большинство исследователей эмоциональный интеллект определяют как способность личности к эффективному общению за счет умения понимать и управлять своими и чужими эмоциями [8]. Традиционно к функциям эмоционального интеллекта относят повышение эффективности коммуникации, оптимизация межличностных отношений, социально-психологическая адаптация [1; 3]. Вместе с тем жизнестойкость рассматривают в качестве необходимого ресурса, что способствует повышению физического и психического здоровья, успешной адаптации в стрессовых ситуациях, умению воспринимать негативные события как опыт и успешно справляться с ними [7; 9]. Между тем многочисленные отечественные и зарубежные исследования [4; 5; 13] показывают, что при шизофрении есть проблемы с социальной адаптацией. Нарушение потребностно-мотивационных характеристик ведут к снижению социальной регуляции психической деятельности и поведения. Как следствие — снижение социальной направленности личности и психической активности в целом. Это проявляется в нарушении потребности коммуникации с другими людьми, потребности быть принадлежащим к социуму. Дефицит потребности в общении определяет недостаточность активности в становлении эмоциональных контактов с другими людьми. Кроме того, в них присутствует дефицит волевой регуляции и целеустремленности. Больным шизофренией трудно идти на контакт, у них отсутствует эмоциональный резонанс, проявляется эмоциональная неадекватность, эмоциональная «тупость» [4]. В свою очередь, исследования ЭИ и жизнестойкости у больных шизофренией на сегодняшний день отсутствуют, что еще раз подчеркивает актуальность выбранной темы.

Цель исследования — исследовать структуру и особенности эмоционального интеллекта и жизнестойкости в норме и при шизофрении.

Объект исследования — эмоциональный интеллект и жизнестойкость.

Предмет исследования — структура и особенности эмоционального интеллекта и жизнестойкости у больных шизофренией и студенческой молодежи.

Гипотеза исследования: существуют значимые различия в структуре и особенностях ЭИ и жизнестойкости в норме и при шизофрении; ЭИ и жизнестойкость имеют тесные корреляционные связи.

Задачи исследования:

1.  На основе теоретического анализа выявить специфику эмоционального интеллекта и жизнестойкости в норме и при шизофрении, выяснить их роль в адаптации / дезадаптации личности.

2.  Эмпирически исследовать различия в ЭИ и жизнестойкости в норме и при шизофрении.

3.  С помощью методов математико-статистического анализа выяснить наличие взаимосвязи между ЭИ и жизнестойкостью.

Выборка и процедура исследования.Выборка составляла 2 группы испытуемых. 1 группа — больные шизофренией, которые лечатся на базе КГКПНБ № 1 имени Павлова в возрасте от 18 до 30 лет, 16 испытуемых (8 — женщины, 8 — мужчины), половина из них имеет выраженный апатико-диссоциативный дефект. 2 группа — студенты-психологи КНУ имени Тараса Шевченко в возрасте от 18 до 25 лет (8 испытуемых — женщины, 8 — мужчины).

Методы исследования. Методы эмпирического исследования: тест Дж. Мейера, П. Селовея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0) в адаптации Е.А. Сергиенко и И. Ветровой [12]; тест С. Холла на определение уровня ЭИ в адаптации Е.П. Ильина, «Тест жизнестойкости» в модификации Д.А. Леонтьева и Е.И. Расказовой [6]. Методы статистической обработки данных (Описательные статистики, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, непараметрический критерий Манна-Уитни).

Результаты исследования. Результаты свидетельствуют, что существуют значимые различия в эмоциональном интеллекте в норме и при шизофрении по шкалам «Понимание и анализ эмоций», «Сознательное управление эмоциями» за тестом MSCEIT v. 2.0. По методике Холла значимые различия выявлены за шкалами «Самомотивация», а также «Распознавание эмоций других людей» (см. табл. № 1). В свою очередь, как отмечает Ветрова И., содержание шкалы «Самомотивация» по методике Холла соответствует содержанию шкалы «Сознательное управление эмоциями» за тестом MSCEIT v. 2.0, а шкала «Распознавание эмоций других людей» является аналогом шкалы «Понимание и анализ эмоций». Поэтому далее нет необходимости рассматривать все четыре показателя достаточно будет двух: понимание и анализ эмоций и сознательное управление ими.

Таблица1.

Показатели U-критерия Манна-Уитни по шкалам теста MSCEIT и методики Холла

Шкалы тестов

 

Показатель U-критерия

Манна-Уитни

 

Тест MSCEIT v. 2.0

 

Идентификация эмоций

122,000

Использование эмоций в решении проблем

88,000

Понимание и анализ эмоций

17,000**

Сознательное управление эмоциями

79,000*

Общий бал

119,500

 

Тест С. Холла

 

Эмоциональная осведомленность

111,000

Управление своими эмоциями

111,000

Самомотивация

75,000*

Эмпатия

84,000

Распознавание эмоций других людей

79,000*

Общий бал

83,000

 

Примечание: U-критерий Манна Уитнипозволяетпроверить сходство распределений эмпирических результатов двух групп,которые сравниваются.Существует достоверное различие в структуре и особенностях ЭИ и жизнестойкости в норме и при шизофрении(р ≤ 0,05)*.Существует достоверное различие в структуре и особенностях ЭИ и жизнестойкости в норме и при шизофрении, (р ≤ 0,01)**.

 

Следовательно, если рассматривать компоненты ЭИ, то у больных шизофренией поражаются исключительно все: эмоциональный, когнитивный, поведенческий. Больным шизофренией трудно понимать и анализировать свои и чужие эмоции в силу их эмоциональной «тупости» из-за изменений в когнитивной сфере, которые ведут к неадекватной когнитивной оценки той или иной эмоции. Как следствие — трудно устанавливать межличностные контакты, требующие эмоционального резонанса, эмпатии. Это приводит к их социальному отчуждению, дезадаптации. В связи с нарушением волевого компонента, они не способны сознательно управлять своими эмоциями, мобилизировать свои эмоциональные ресурсы, в тех ситуациях, когда это необходимо (например, разозлиться перед стартом на спортивных соревнованиях и использовать эту энергию для улучшения своих результатов). Все это существенно влияет на процесс взаимодействия с социумом.

Результаты здоровой группы испытуемых свидетельствуют о среднем уровне ЭИ, где наиболее развитым компонентом является когнитивный, наименее — поведенческий.

Кроме этого эмпирически подтверждено отличие за показателями жизнестойкости между двумя группами. В частности статистически доказано различие по фактору «включенности» (U = 52,000 на уровне значимости p = 0,001) и общей жизнестойкости (U = 59,000 на уровне значимости p = 0,001). Данные показатели у больных шизофренией являются низкими (см. табл. 2). Им трудно превратить изменения, сопровождающиеся стрессовой реакцией в возможности, ресурс, а также противостоять разнообразным жизненным невзгодам. В то время в здоровых испытуемых все показатели являются средними, кроме фактора «принятие риска». Показатели по этой шкале высокие, это говорит о том, что студенческая молодежь не боится идти на риск, уверена, что на любых ошибках можно учиться и со всего, что случается, как положительного, так и отрицательного, можно вынести новый опыт, знания.

 

Таблица 2.

Средние значения уровня жизнестойкости по двум группам

 

Шкалы теста

 

 

Больные шизофренией

Студенты-психологи

Нормы Высоких показателей

 

Нормы

Средних показателей

 

Нормы Низких показателей

 

 

 

Включенность

25,0

35,0

42 >

34—41

<34

Контроль

26,4

30,0

33>

25—32

<25

Принятие риска

14,7

18,4

16>

12—15

<12

Общая жизнестойкость

66,2

83,6

90>

72—89

<72

 

 

Статистически доказана взаимосвязь ЭИ и жизнестойкости. Подтверждением этому является выявление 6 значимых корреляционных связей между компонентами ЭИ и жизнестойкости. Показатели жизнестойкости по тесту MSCEIT v. 2.0 корелируют с двумя шкалами: понимание и анализ эмоций, а также сознательное управление эмоциями. В отличие от теста Холла, где все шкалы имеют корреляцию со всеми показателями жизнестойкости. Это может быть объяснено тем, что данные тесты на эмоциональный интеллект представляют различные модели операционализации конструкта. В основе теста Холла — смешанная модель ЭИ, которая кроме собственно способностей включает личностные свойства в его структуру. MSCEIT v. 2.0 — типичный представитель интеллектуального теста, основанный на методе решения задач. Поэтому вполне закономерно, что опросник жизнестойкости будет больше иметь связей с тестом Холла. Проанализируем некоторые корреляционные плеяды.

Явно выраженная позитивная корреляционная связь между показателем общей жизнестойкости и шкалой понимание и анализ эмоций (r = 0,594) на уровне значимости (sig = 0,01). Между эмпатией и включенностью (r = 0,638), (sig = 0,01), между самомотивацией и общей жизнестойкостью (r = 0,638),

 (sig = 0,05); принятием риска и распознаванием эмоций других людей

( r= 0,527), (sig = 0,01); контролем и распознаванием эмоций других людей

(r= 0,574), (sig = 0,05) общей жизнестойкостью и общим уровнем эмоционального интеллекта (r = 0, 561), (sig = 0,01).

В общем, сравнительный анализ результатов двух групп респондентов, которые существенно различаются по степени социальной адаптированности, позволяет утверждать следующее: ЭИ является одним из психологических факторов, способствующих стрессоустойчивости и оптимизации межличностных отношений, а жизнестойкость, направлена ​​на трансформацию отношения к жизни, гарантирует сохранение психического и соматического здоровья.

Выводы. В соответствии с поставленными задачами и на основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

1.  На основе сравнительного анализа двух групп исследуемых, статистически доказано, что эмоциональный интеллект и жизнестойкость способствуют более успешному приспособлению к стрессогенным условиям среды.

2.  Эмпирически подтверждено существование значимых различий эмоционального интеллекта в норме и при шизофрении, в частности по таким показателям как понимание и анализ эмоциональной информации, а также сознательное управление эмоциями.

3.  С помощью методов статистической обработки данных доказано существование значимых различий по показателям жизнестойкости в норме и при шизофрении, в частности по таким факторам как общая жизнестойкость и вовлеченность.

4.  Эмпирически подтверждено взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости.

Полученные результаты могут быть использованы в качестве информации для специалистов в области психологии, психиатрии, медицины, социальной работы. А также с целью разработки психокоррекционных, реабилитационных программ по работе с больными шизофренией.

Что касается перспектив дальнейшего исследования, мы планируем разработать реабилитационную тренинговую программу, направленную на повышение уровня эмоционального интеллекта и жизнестойкости у больных шизофренией.

 

Список литературы:

  1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2008. — 478 с.
  2. Гурович И.Я.,Сторожакова Я.А. К вопросу о значении понятия жизнестойкости в психиатрии //Социальная и клиническая психиатрия. — 2010. Т. 20. № 3. — С. 81—85.
  3. Краснов В.Н. Психиатрические расстройства в общей медицинской практике // Русский медицинский журнал. 2001. № 25. С. 187—191.
  4. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 256 с.
  5. Курек Н.С. Дефицит психической активности: Пассивность личности и болезнь. — М.: ИП РАН, 1996. — 246 с.
  6. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006 — 63 с.
  7. Логинова М.В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности. Вестник Московского Университета МВД России, № 6 М., 2009. — С. 19—22.
  8. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М: Институт психологии РАН, 2004. — С. 29—35.
  9. Муздыбаев К.З. Стратегия совладания с жизненными трудностями / К.З. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. — № 2. — С. 58—67.
  10. Наливайко Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди // Вестник интегративной психологии. Тезисы. — Вып. 4. 2006. — С. 127—130.
  11. Плужников И.В. Нарушения эмоционального интеллекта прирасстройствахафективного спектра и шизофрении //Вестник томського государственного университета. — 2009.
  12. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEITv. 2.0): Руководство. — М. — Изд-во «Институт психологи РАН», 2010. — 176 с.
  13. Kohler C., Travis H., Turner B.S. et al. Facial Emotion Recognition in Schizophrenia: Intensity Effects and Error Pattern // Am. J. Psychiatry. 2003.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.