Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 января 2013 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Новгородова К.А. ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ТОМСКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. URL: https://sibac.info//archive/humanities/7.pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ТОМСКА

Новгородова Ксения Александровна

студент 3 курса, кафедра истории музыки КГАМиТ, г. Красноярск

Е-mailn-xeni@yandex.ru

Белоносова Ирина Владимировна

научный руководитель, канд. искусствоведения, доцент КГАМиТ, г. Красноярск

Е-mail

 


Томск является значимым объектом в музыкальной жизни Сибири. К концу XIX века на просторах Российской империи за Уралом это был единственный к тому времени университетский город. Музыка сопровождала горожан при различных жизненных обстоятельствах. Так, во всех культурных учреждениях Томска всегда звучало духовное песнопение, а в большие праздники раздавался продолжительный звон церковных колоколов. Кроме того важную роль играла другая форма бытования музыки — военная. Известно, что в Томске еще в конце XVIII века был сформирован мушкетерский полк, который, согласно Уставу, был обеспечен штатным оркестром. В дни праздничных увеселений и народных гуляний над Томью разносились мелодии хоровых, плясовых, обрядовых песен [7].


Как и во многих сибирских городах, свидетельством приобщения томичей к общекультурной жизни, были домашнее музицирование, балы, любительские спектакли.


«Золотая лихорадка» в начале XIX столетия в Сибири стала причиной огромного интереса к богатому краю. За Урал из центра хлынул поток предпринимателей. Золотопромышленники, стараясь блеснуть друг перед другом, соревновались в возведении шикарных особняков. В Томске в Асташевский дворец стекались «сливки города». Здесь довольно часто устраивались светские приемы, балы, торжественные обеды и ужины, сопровождаемые музыкой. Имя Ивана Дмитриевича Асташева — золотопромышленника, миллионера, хорошо известно в городе и до сих пор. В его особняке располагается Томский краеведческий музей. Благотворительной деятельностью занималась жена Асташева — Александра Павловна. В детском приюте, который опекала Асташева, «особенно хвалили детское рукоделие и хоровое пение» [1, с. 5].


 



Рисунок 1. Дом-усадьба Асташевых. Томск, конец XIX в.


 


Постепенно в Томске формируется культурная среда, необходимая для укоренения в быту горожан различных видов искусств, создаются условия для восприятия произведений музыкального искусства.


«В афишах музыкальных вечеров 1870 года можно встретить произведения Ференца Листа, Шопена, Глинки, Мендельсона... Музыкантов-любителей в городе становится значительно больше, у них появляется возможность собственными силами давать концерты с оркестром. Местные музыканты стали регулярно собираться и музицировать, мечтая о создании в городе Томске Отделения Русского музыкального общества» [7].


Интересные факты находим в воспоминаниях Е.В. Корша, где говорится о Томске 80-х гг. XIX века как о городе «не музыкальном, нигде, даже в самых богатых семейных домах, не было ни инструментов, ни любителей музыки, даже в семьях, где были молодые взрослые девушки, последние или не умели, или не любили, или стеснялись играть на рояле; в городе не было ни одной учительницы музыки, эстрадные музыканты заезжали в Томск очень редко; имелось, впрочем, отделение РМО, но оно спало глубоким, непробудным сном, и им никто не интересовался» [4, с. 85]. Это замечание Корша справедливо лишь отчасти. К середине XIX века в Томске всё увереннее осваивалось театральное пространство. В помещении театра, который в городе называли «Королевским», устраивались бесконечные маскарады, музыкальные вечера, балы с лотереями. Благодаря антрепренеру Н.А. Корсакову в Томске начали появляться и оперные группы. Сохранилась афиша представления оперы А.Н. Верстовского «Аскольдова могила» 18 октября 1890 года [5].


7 февраля 1893 года были открыты музыкальные классы, которые стали первым музыкальным учебным заведением, положившим начало профессиональному музыкальному образованию на необъятной территории от Урала до Тихого океана. А за несколько лет до этого — открытие Томского отделения русского музыкального общества (ТОИРМО) дало мощный толчок к развитию и преобразованию жизни горожан в музыкальной сфере.


Музыкальная жизнь Томска формировалась с этого момента в тесной взаимосвязи с деятельностью преподавателей и учащихся музыкального училища — первого музыкального учебного заведения города, образованного на базе Томских музыкальных курсов.


Один и тот же автор (Корш) отмечает не только довольно «вялую» культурную жизнь в городе, но и подъем в музыкальной жизни. Он связывает его с приездом в Томск в 1884 г. ссыльного Андрея Андреевича Ауэрбаха, «отлично образованного музыканта, артистически игравшего на рояле» [4]. Этот человек сумел за короткое время организовать оркестр и хор из любителей музыки. За годы, проведенные в Томской губернии (с 1884 по 1900), он активно участвует в жизни ТОИРМО, открывает и возглавляет первую (!) в Сибири музыкальную школу, и, что немаловажно, добивается ее официального признания в Санкт-Петербурге, что влечет за собой выделение значительных правительственных субсидий.


Ему и супругам Томашинским томичи обязаны появлением в городе музыкального училища. Благодаря их неиссякаемому энтузиазму в прессе печаталось множество статей, включение в план работы ТОИРМО, ходатайство в Главную дирекцию, сбор средств — все ради открытия учебного заведения, а со временем консерватории — об этом они мечтали.


Концертные программы Томского отделения Русского музыкального общества выглядели солидно. Это были оперные спектакли, концерты различных жанров, подготовленные училищем.


Планы осуществились в 1893 году. Директором открытых музыкальных классов стал Андрей Андреевич Ауэрбах. Работа была начата в составе двух преподавателей и 24 учеников. Изначально это были классы фортепиано и скрипки, а через год увеличилось число учащихся и прибавилась новая специальность — сольное пение.


 

Рисунок 2. Музыкальные классы, Томск, конец XIX в.


 


Некоторой точкой, обозначающей дальнейший импульс в развитии музыкального образования, стал отъезд в 1898 году из Томска А.А. Ауэрбаха. Вместо него на пост директора был приглашен пианист — виртуоз, выпускник Московской консерватории Леонид Александрович Максимов. Он учился сначала вместе с С.В. Рахманиновым в младшем классе профессора Н.С. Зверева, затем закончил консерваторию у П.А. Пабста. Однако из-за случившегося конфликта, он вынужден был через 2 года уехать.


Наступившее сложное время в истории страны — политические конфликты, русско-японская война, не изменило кардинально культурную жизнь города: она по-прежнему оставалась насыщенной, и даже более — с приходом в музыкальные классы нового директора В.А. Цветкова, бывшего солиста Императорских театров, развернулась активная деятельность по постановке оперных спектаклей. В них участвовали как педагоги, так и их ученики. Как описывает Н.А. Воробьева, его (Цветкова) «сценический опыт и энтузиазм постановщика привели к результату, которого Томск не видел ни до, ни после Цветкова: в костюмах и декорациях, в сопровождении симфонического оркестра город увидел лучшие оперы русской и зарубежной классики» [2]. В.И. Цветков писал о постановке оперы М. Глинки «Жизнь за царя» к 300-летию Дома Романовых: «Цель постановки оперы заключается в том, чтобы доказать Томскому обществу, что за пять лет работы мне удалось довести класс пения до высоты исполнения величайшего из произведений русской оперной литературы» [2, с. 12]. Благодаря этим достижениям в 1912 году музыкальным классам было присвоено звание музыкального училища.


Изначально, с открытием музыкальных классов дирекция стремилась создать 2—3 равноценных фортепианных класса. Согласно параграфу Устава, педагогами могли быть лица с высшим музыкальным образованием, и для совета обращались к ведущим профессорам Петербургской и Московской консерваторий, что на долгие годы обеспечило высокий профессиональный уровень педагогов.


Приезд в первое 15-летие ХХ века в Томск на работу группы прекрасных вокалистов, заметно укрепивших томскую певческую школу — в 1917 позволил открыть Народную консерваторию. Однако в 1919 году по решению советской власти она была закрыта наряду с некоторыми другими школами как частное учебное заведение.


Среди приехавших была Мария Альбертовна Федорова, которая в 1920 году перешла на работу в музыкальное училище, где и преподавала до начала войны. Все, кто учился в 1920—30-х годах у Марии Альбертовны, отмечали высокий профессиональный уровень занятий, умение довести до ученика идею произведения. Впечатлял и собственный показ Федоровой: голос ее, казалось, не тускнел с годами, аккомпанировала она себе как профессиональная пианистка. Из класса Федоровой вышли такие известные вокалисты как: народная артистка СССР Л. Мясникова, заслуженные артисты РСФСР Н. Измайлова и А. Несмеянова, артистка М. Поль (Баранова) и народная артистка РСФСР Т. Смирнова.


До 1915 года в училище работали пианисты — выпускники по классу профессоров А. Зилоти, Н.К. Игумнова, А. Есиповой. С 1920-х годов начался один из самых блистательных периодов в истории фортепианного отделения Томского музыкального училища, когда коллектив его педагогов составляла плеяда замечательных музыкантов. Особенно теплые и многочисленные воспоминания сохранились о Феофании Николаевне Тютрюмовой — по признанию многих — лучшего педагога-пианиста [3].


Студенты любовно называли ее Фофочкой. Это была сильная характером женщина, требовательный педагог. Ее образ, скупой на поощрения, иногда слишком эмоциональной, но никогда не отказывающей в помощи, не жалеющей ни сил, ни времени для учеников — навсегда оставался в памяти студентов.


Примечательно, что ее работа никогда не ограничивалась выучиванием определенной программы. Тютрюмова привлекала нестандартные формы работы, например, могла дать задание написать мелодию, или организовывала периодически дополнительные занятия по слушанию музыки. Причем это было новое слово в методике преподавания в целом. А через 50 лет о такой форме работы, только со школьниками, подробно будет говорить Д. Кабалевский. Феофания Николаевна стремилась к всестороннему развитию своих учеников, для чего организовала у себя в классе издание «Музыкального журнала», считая, что мало изучать музыку по программе, нужно учить студентов мыслить, давать отзывы на исполнение произведений своих и приезжих артистов. По инициативе Тютрюмовой был создан в училище «Нотный кооператив», основной задачей которого было следить за издаваемой и выходящей в свет музыкальной литературой, выписывать ее и распространять. Помимо общественной деятельности, Феофания Николаевна была концертирующим исполнителем, обладала широким репертуаром. Жизнь ее оборвалась трагически. В 1937 году, на собрании, она единственная подняла руку «против» обвинений в адрес Якова Соломоновича Медлина — скрипача, также выдающегося педагога, прекрасно осознавая, что за этим последует. Через несколько дней Феофания Николаевна поехала в Новосибирск, чтобы попытаться его спасти, но вскоре исчезла и сама.


Еще один педагог, без которого, «возможно, не было бы сегодняшнего Томского колледжа вовсе» [3]. Это Магда Францевна Мацулевич. Часто ей приходилось на концертах слышать и А. Скрябина, и С. Рахманинова, и А. Зилоти, а училась с Шостаковичем и Прокофьевым. В Томске она оказалась перед войной и сразу не только заняла место одного из ведущих педагогов по фортепиано, но и включилась в активную концертную жизнь, выступая соло, в ансамблях и как аккомпаниатор. Практически в день начала войны, 22 июня 1941 года ушел на фронт директор училища. И на его место была назначена Магда Францевна. Областное руководство решило закрыть Томское музыкальное училище, но столкнулось с очень активным сопротивлением в первую очередь Магды Францевны, и через 2 недели приказ был отменен. В декабре 1945 года Мацулевич арестовали и обвинили в антисоветской деятельности.


С 1923 года в училище открывается класс баяна, который положил начало созданию отделения народных инструментов, что касается теоретических дисциплин, то они велись с момента открытия Музыкальных классов, а подготовка по специальности «Теория музыки» началась в 1954.


На основе предмета «Хоровой класс», одной из обязательных дисциплин с начала ХХ века для всех учащихся в 1943 году было открыто отделение хорового дирижирования.


Создание симфонического оркестра, коллектива, который более всего способствовал бы пропаганде классической музыке, проходило в Томске с большими трудностями. «По-настоящему полнокровный союз музыкантов начал складываться в городе в 1946 г., когда представитель Исполнительного комитета Томской области Василий Иванович Куперт подписал приказ о создании филармонии» [7]. На сайте Томской филармонии можно прочитать о гастролях Томского симфонического оркестра, первым дирижером которого был «патриарх музыкальной культуры Томска Моисей Исаевич Маломет» [7]. Коллектив успешно выступает в городах России, с ним работают зарубежные и отечественные музыканты.


В 1946 году в Томское музыкальное училище поступает Эдисон Васильевич Денисов, чье имя в апреле 1999 года решением Государственной Думы Томской области было присвоено учебному заведению. С 2009 года училище преобразовано в «Томский музыкальный колледж им. Э.В. Денисова».


Краткий экскурс в историю музыкальной жизни Томска свидетельствует о высоком исполнительском и педагогическом мастерстве томских музыкантов, сложившейся исторически традиции участия педагогов и учащихся музыкального училища в концертной жизни города, о сложной и подчас трагической судьбе музыкантов. Рамки статьи не позволяют более подробно осветить ту огромную музыкально-просветительскую работу, которую ведут в городе педагогический коллектив колледжа и музыканты филармонии в настоящее время.


 

Список литературы:


1.Воробьева Н. Вокалисты Томского музыкального училища. — Томск: Водолей, 1993, 22 с.


2.Воробьева Н. Пианисты Томского музыкального училища. — Томск: Водолей, 1993, 24 с.


3.Литягина А.В. «Музыка как элемент культурного ландшафта западно-сибирских городов второй половины XIX — начала ХХ века» // Вестник Томского государственного педагогического университета. Выпуск 3 (66) — Томск, 2007, с. 80—87.


4.Суздальский В.И. «Королевский театр» (1884—1901). [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://tafi.narod.ru/hist/suzdalskii/1884.htm (дата обращения 30.09.2012)


5.Томский золотопромышленник И.Д. Асташев: [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.dtdm.tomsk.ru/~meng/tomsk/as.html (дата обращения: 28.09.2012)


6.Фадеев К.В. «Культурная жизнь Западной Сибири в конце XIX — начале XX века (на примере Томской губернии)» [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://sib-subethnos.narod.ru/p04/fadeevkv.html (дата обращения: 28.09.2012)


7.Филармония. Томск. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: /http://bkz.tomsk.ru/ru/abouthttp://tafi.narod.ru/hist/suzdalskii/list.htm (дата обращения: 28.30.2012)

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.