Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 января 2013 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФУТБОЛЬНЫХ ХУЛИГАНОВ
Кириллова Ксения Юрьевна
студент, кафедра филологии, издательского дела и редактирования, Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск
E-mail: surkin_92@mail.ru
Шигабетдинова Гузель Мирхайзановна
научный руководитель, канд. пед. наук, старший преподаватель, кафедра политологии, социологии и связей с общественностью, Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск
Что приходит на ум современному обывателю, когда он слышит выражение «футбольный фанат»?
Если задать этот вопрос людям, не имеющим никакого отношения к фанатской субкультуре, то можно услышать несколько десятков различных мнений, объективных и не очень: для кого-то это сплошь дебоширы, хулиганы и любители выпить без особых на то видимых причин, для кого-то — люди, неизвестно почему помешанные на какой-то игре и оттого несколько не от мира сего, для кого-то — просто увлеченные своим любимым делом представители одной из множества существующих в мире субкультур.
Как показали проведенные автором исследования, большая часть мнений — около 50—60 % — имеет негативную окраску, причем в старших возрастных группах этот процент может вырастать до 80 %.
В зависимости от личного восприятия людьми явления футбольного фанатизма складываются определенные стереотипы, которые иногда соответствуют реальности, а иногда оказываются всего лишь поверхностным представлением. Это связано с тем, что большую часть информации о движении люди, не знакомые с его внутренним устройством, получают из средств массовой информации, которые в свою очередь имеют тенденцию освещать проявления в основном негативных черт субкультур, как выходящих за рамки моральных и этических норм, принятых в обществе.
В связи с этим стереотипом мы рассмотрим здесь не все уровни современного фанатского движения, которые отличаются завидной разнообразностью; объектом нашего исследования станут так называемые «футбольные хулиганы», которых необходимо отличать от всех остальных фанатских групп, а предметом — их психологические характеристики и личностные качества.
Футбольное хулиганство — явление достаточно старое; возникло оно еще до 60-х годов двадцатого века в Англии; уже тогда футбол был едва ли не единственным доступным средством развлечения для молодежи [2, с. 17]. Масштабы последствий таких «развлечений» практически ничем не занятых молодых людей просто поражали воображение. К середине столетия ситуация в стране напоминала бесконечную череду локальных гражданских войн — практически каждый матч так или иначе заканчивался потасовками и драками клубных группировок, которые со временем трансформировались в так называемые «футбольные фирмы», причем столкновения происходили не только на стадионах.
Они выплескивались в города, и в дни особенно принципиальных матчей — дерби — становились опасными даже для обычных жителей. Спустя два десятилетия проблема распространилась по всей Европе: английские клубы начали выходить в еврокубковые соревнования, и особенно яростно настроенные болельщики получили возможность выезжать за границу, где продолжали устраивать дебоши [4, с. 14]. Одним из самых страшных исторических примеров является трагедия на стадионе «Эйзель» в Бельгии, где в матче между «Ювентусом» и «Ливерпулем» в результате массовых беспорядков погибло 39 человек [5, с. 1].
Со временем, к счастью, популярность фанатского хулиганства сошла на нет по ряду причин: из-за жесткий санкций, которые вводили футбольные ассоциации и которые применялись как к клубам, так и к лично нарушителям (многие из них были приговорены к тюремному заключению, большей части было пожизненно запрещено приходить на стадионы), из-за ужесточения законов, касавшихся правопорядка и безопасности. Развитие технологической составляющей позволило с помощью камер видеонаблюдения отслеживать ситуацию на входах на стадион и непосредственно на самих трибунах, стали более тщательными меры предварительного досмотра. Футбольные фирмы постепенно перешли на своего рода «фоновый режим» — все акции против соперников планировались тщательно, задолго до проведения и тайно, информация о них осторожно передавалась с помощью средств связи, чтобы не быть замеченными полицией, а места стычек выносились на окраины городов и происходили в наиболее удобное время. На современном этапе футбольное хулиганство в крупных масштабах и массовые беспорядки в той же Англии благодаря принятым мерам практически сошли на нет.
Тем не менее, стереотип равенства выражений «футбольный фанат» и «футбольный хулиган» очень прочно укоренился в обывательском представлении. Очень часто хулиганов путают с так называемыми «ультрас» — специальным образом организованными группами поддержки команд. Ультрас — наиболее активные болельщики — занимаются тем, что популяризируют свой клуб, продвигают его, распространяют билеты, атрибутику, организуют поддержку и перфомансы на выездах, посещают практически все матчи своего клуба, независимо от стоимости билетов. Крупные формирования ультрас, как правило, тесно взаимодействуют с руководством клуба и имеют право голоса во внутриклубных делах, а также нередко занимаются коммерческой деятельностью, связанной с клубом. Деятельность ультрас не имеет ничего общего с футбольным хулиганством, несмотря на сходную степень радикальности взглядов.
Что же на самом деле представляют из себя футбольные хулиганы и какие психологические характеристики отличают их от других фанатских групп?
Прежде всего, стоит обратиться к самой психологической сути фанатизма: с научной точки зрения, фанатизм — это некое безоговорочное следование каким-то убеждениям, увлеченность, доведенная до крайней степени и сопровождающаяся острой нетерпимостью ко всем взглядам, которые противоречат этим убеждениям.
В эмоциональном плане это выражается как некий чрезмерно развитый энтузиазм в отстаивании и поддержке безоговорочной исключительности того течения, к которому индивид сам себя относит [1, с. 1].
Именно здесь стоит провести границу между просто фанатизмом и хулиганством, как степенью его проявления. Да, у них сходные основания, которые заключаются в приверженности к тому или иному футбольному клубу, — но если фанат в выражении своего мнения никогда не преступает социальных норм (этические нормы ими тоже нередко нарушаются в процессе многочисленных и частых словесных перепалок, к примеру, на всевозможных тематических форумах), то стадия футбольного хулиганства не только отрицает всяческие моральные устои и переходит рамки законодательства. Она открыто настаивает на нарушении этих норм, как на логичном и единственно верном способе отстоять и доказать свою правоту.
Иными словами, футбольный хулиган уже почти не осознает свое поведение как девиантное, рассматривая физическое насилие всего лишь как еще один способ аргументации, зачастую гораздо более действенный, чем какие-либо обычные формы ведения диалога [3, с. 29—35]. Такая ложная система ценностей постепенно искажает в сознании футбольного хулигана саму суть фанатизма — вместо того, чтобы получать непосредственное удовольствие от игры, они начинают видеть цель своего существования и деятельности только в том, чтобы выяснить внутри своей собственной среды, как бы банально это ни звучало, «кто же все-таки круче».
В этом выражается утрированный до крайности и свойственный почти каждому человеку с детства дух соперничества, который с каждым разом все больше отходит от первоначально заданной конечной точки — борьба идет уже не столько ради победы, сколько ради самой борьбы, в которой становится не так важно, что происходит на, собственно, футбольном поле. Показательным в этом смысле можно считать эпизод из культового фильма «FootballFactory» — в момент, когда представители футбольной хулиганской группировки клуба «Челси»-«Хэдхантерс» — узнают о том, что в жеребьевке кубка им выпал, возможно, самый принципиальный соперник, «Миллуолл», они выражают энтузиазм в большей мере не из-за того, что будет происходить в самой игре, а из-за непосредственной возможности встретиться с группировкой своих противников, чтобы устроить очередной громкий беспорядок.
Что также примечательно, хулиган практически всегда действует в состоянии аффекта — выброс адреналина, как правило, отключает в человеке восприимчивость к боли и четкому восприятию ситуации. Именно поэтому большинство подобных стычек начинаются вовсе не с главной цели, то есть, размахивания кулаками — зачастую, встречаясь «стенка на стенку», группировки только раззадоривают друг друга словесно, провоцируя на ответную агрессию и подогревая в себе это «невменяемое» состояние. Действие в этот момент переходит из стадии, контролируемой разумом, в инстинктивную, которая базируется на примитивных, почти звериных желаниях и стремлениях и потому не позволяет точно оценить вкупе с адреналиновым всплеском даже собственное состояние здоровья.
К конструктивным, то есть, упорядочивающим чертам футбольного хулиганства можно отнести кооперативную систему, то есть то, что, как и в любой организованной группе, в этой среде имеются свои правила, свои устои и традиции. Недостаточно просто объявить себя болельщиком какого-либо клуба и пойти разбивать витрины и нападать на соперников — для того, чтобы быть принятым в банду, зачастую необходимо пройти определенную проверку.
Кроме того, как и в любом коллективе, в группировке обязательно имеется лидер, которому все должны безоговорочно подчиняться. Лидер, к слову, не обязательно становится во главе группировки по своей воле, иногда прежний глава фирмы может оставить кому-то свои полномочия в том случае, если отходит от дел — но в большинстве случаев борьба за право быть «вожаком» является борьбой за реальную привилегию, поэтому иногда возникает соперничество еще и внутри самой группы, что только усиливает ее радикальную эмоциональную составляющую.
Подводя итоги, можно сказать, что психологические черты представителей футбольного хулиганства во многом идентичны чертам любых других радикально настроенных общественных группировок — кроме того, существует мнение, что это явление уже можно считать в какой-то мере проявлением экстремизма. Борьба с футбольными беспорядками на разных уровнях ведется до сих пор и, опираясь на психологическую подоплеку их возникновения, можно разрабатывать более эффективные методы воздействия и предотвращения повторения катастроф, аналогичных эйзельской.
Список литературы:
1.Бердяев Н. О фанатизме, ортодоксии и истине [Электронный ресурс] / Н. Бердяев // Библиотека «ВЕХИ». — Режим доступа: URL: http://www.vehi.net/berdyaev/fanatizm.html#_ftn1— Дата обращения: 29.11.2012 г.
2.Бримсон Д. Фанаты [Текст] / Д. Бримсон. — СПб.: Амфора, 2005. — 431 с.
3.Ким В. Некоторые аспекты формирования фанатизма: на примере религий [Текст] / В. Ким; ВолгГТУ // Международный сборник научных трудов. — Волгоград, 2006. — № 10. — 272 с.
4.FIFA 100 лет. Век футбола [Текст] / П. Ланфранши, К. Айзенберг, Т. Мейсон, А. Валь. — М.: Махаон, 2005. — 312 с.
5.Fansdiein Heyselrioting [Электронный ресурс] / BBCNews. — Режим доступа: URL: http://news.bbc.co.uk/onthisday/hi/dates/stories/may/29/newsid_2733000/2733979.stm — Дата обращения: 14.12.2012 г.
дипломов
Оставить комментарий