Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2012 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Якшимбетова Эльмира Салаватовна
студент Юридического факультета Сибайского института Башкирского государственного университета, г. Сибай
E-mail: fairushinae@mail.ru
Алтыншин Алик Гаязович
научный руководитель, ассистент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Сибайского института Башкирского государственного университета
На сегодняшний день одним из оснований прекращения права собственности на земельные участки является установленный законодательством порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Нужно отметить, что порядок изъятия иллюстрирует пример приоритета публичных нужд в использовании земельных участков перед частными интересами. Однако данный приоритет не является абсолютным, так как нормами закона определен строгий порядок изъятия земельных участков. В нем предусмотрены случаи, когда изъятие земельных участков возможно, установлена процедура такого изъятия, предусмотрены гарантии прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков.
В ЗК РФ указываются такие цели использования земельных участков, как строительство дорог, разработка месторождений полезных ископаемых и т. д. Очень часто указанные виды деятельности осуществляются не государственными, а частными коммерческими организациями [3, c. 69]. В соответствии с п. 1 ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях. В целях недопущения неоднозначного толкования Земельный кодекс раскрывает, какие именно случаи могут рассматриваться в качестве исключительных, и при этом прямо указываются:
1.необходимость выполнения международных обязательств Российской Федерации. Здесь необходимо подчеркнуть, что речь идет об обязательствах, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в связи с чем изъятие может осуществляться лишь для федеральных нужд (к примеру, это может быть связано со строительством международных магистральных трубопроводов;
2.необходимость размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов [2, cт. 49]. Следует отметить, что первоначальная редакция ст. 49 ЗК РФ не раскрывала понятие объекта государственного или муниципального значения, соответствующее определение отсутствовало также и в иных актах законодательства. Это допускало возможность расширительного толкования указанного понятия. Ситуация была исправлена Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», которым подп. 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ, дополнен исчерпывающим перечнем объектов государственного или муниципального значения, необходимость размещения которых может рассматриваться в качестве основания для изъятия земельных участков [4].
По мнению В.А. Евстигнеева, понятие «государственные и муниципальные нужды» может включать не только публичные потребности, но и частнохозяйственные интересы указанных органов как обычных собственников. Целью земельной операции могут быть денежные интересы соответствующего административно-территориального образования. Например, строительство кинотеатра или ипподрома для последующей сдачи его в аренду [1, c. 43].
Земельным кодексом РФ определение субъекта, осуществляющего изъятие, в том числе путем выкупа земельного участка, поставлено в зависимость от того, для чьих нужд производится изъятие: при изъятии земельных участков для нужд Российской Федерации такое изъятие отнесено к полномочиям Российской Федерации (подп. 5 п. 1 ст. 9 ЗК РФ); для нужд субъектов Российской Федерации ― к полномочиям субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 10 ЗК РФ); для муниципальных нужд ― к полномочиям органов местного самоуправления (п. 1 ст. 11 ЗК РФ).
Однако, не смотря на точную регламентацию данного вопроса в нормах закона, на практике при реализации положений Земельного кодекса РФ о порядке изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, возникает ряд существенных проблем, вследствие этого, данные положения становятся фактически неприменимы.
Как было упомянуто выше, изъятие земельного участка и объекта недвижимости, находящемся на нем производится на основании решений органа государственной власти или муниципального самоуправления. В решении указываются цели, для которых осуществляется изъятия земельных участков, общая площадь участка, категории земельных участков, собственники земельных участков и объектов недвижимости, находящихся на территории земельного участка, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, обладатели сервитутов.
Федеральным законодательством установлено, что собственник не позднее чем за год до предстоящего изъятия должен быть уведомлен в письменной форме тем органом, который принял решение об изъятии земельного участки. Здесь нужно отметить, что возможен выкуп участка до истечения года со дня получения уведомления только в том случае, если имеется согласие собственника.
Однако на практике порядок изъятия выглядит немного иначе и складывается следующая ситуация. Проблемным моментом является добросовестность действий собственников жилья, расположенного на земельных участках. Собственники земельных участков, на которых находится объект недвижимости, а именно жилое помещение, в течение года со дня получения уведомления о решении государственного или муниципального органа об изъятии земельного участка дополнительно прописывают лиц (родственников, знакомых) на свою жилую площадь с целью получения дополнительного жилья при изъятии. Рассмотрим пример: гражданин А., являющийся собственником земельного участка и жилого помещения, в котором на момент получения уведомления о решении изъятия зарегистрировано три человека, в течении года до предстоящего изъятия прописывает на своей жилой площади еще 5 человек. Таким образом, гражданин А. на основании закона имеет право на предоставление нового жилья, площадь которого будет определена из расчета на восемь человек, вместо трех.
В действующем законодательстве не предусмотрены нормы, регулирующие подобные недобросовестные действия со стороны собственников.
На мой взгляд, для решения данной проблемы есть только один выход ― внесение изменений в законодательную базу. Внесенные изменения в Земельный и Гражданский кодексы позволят предотвратить недобросовестные действия собственников. Во-первых сократить годичный срок до шести месяцев, во-вторых определить порядок предоставления жилья взамен изымаемого, в соответствии с которым расчет площади предоставляемого жилья будет проводиться только в отношении лиц, зарегистрированных по месту жительства на изымаемой жилой площади на момент принятия решения об изъятии.
Подобные меры помогли бы избежать недобросовестные действия со стороны собственников.
Также хотелось бы отметить еще одну проблему при осуществлении процедуры изъятия, связанную с возмещением убытков. В соответствии с законодательством размер убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, определяется по соглашению сторон. Возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них. Чаще всего на практике изъятие земельных участков происходит для реализации социальных или инфраструктурных программ муниципального образования. В данном случае круг лиц, в пользу которых производится изъятие, остается неопределенным. Примером может служить строительство береговых укреплений вдоль рек во избежание разливов, в интересах жителей всего муниципального образования, а не конкретных лиц. В соответствии с нормами закона возмещение убытков должно производиться из бюджета соответствующего муниципального образования, что на практике невозможно в силу нехватки денежных средств.
Таким образом, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд требует внесения изменений на законодательном уровне. Возможно, что в процессе практического применения действующих норм, регулирующих данную процедуру, в дальнейшем будут выявлены новые проблемы, требующие законодательного разрешения.
Список литературы:
- Евстигнеев В.А. Собственность на землю в фокусе интересов // Журнал российского права. 2004. № 8.C. 46.
- Земельный Кодекс РФ cт. 49. // Проиор-Издат. 2011. С. 45
- Сыродоев Н.А. Возникновение прав на землю // Государство и право. 2004. № 10. С. 69.
- Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»
отправлен участнику
Комментарии (11)
Оставить комментарий