Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2012 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Семеняк О.Н. ЦВЕТООБЗНАЧЕНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ М. ВОЛОШИНА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6. URL: https://sibac.info//archive/humanities/6.pdf (дата обращения: 11.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЦВЕТООБЗНАЧЕНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ М. ВОЛОШИНА

Семеняк Ольга Николаевна

студент 5 курса, кафедра литературы и методики преподавания КФ НГПУ, г. Куйбышев

E-mail: olkh-yuliya@yandex.ru

Ольховская Юлия Ивановна

научный руководитель, канд. филол. наук, доцент КФ НГПУ, г. Куйбышев

 

Поэзия Максимилиана Волошина стало ярким событием эпохи «серебряного века». О нём заговорили как о «живописце слова». Привлекательность творчества Волошина заключалась в его тяготении к импрессионизму, одному из ведущих методов искусства конца XIX— начала XXвека. В начале XXвека Волошин дал образную оценку импрессионистической технике: «Импрессионистические пейзажи одним росчерком вычеркнули весь критический опыт глаза, который миллионы лет учился определять пространство по внешним перспективным признакам <…>. Импрессионизм это не живопись — это открытие» [5, с. 220—221].

Изучение поэтики Волошина — одно из разрабатываемых на сегодняшний день направлений в литературоведении. Его основу составили работыАндрея Белого [Белый, 1990], А.Ф. Лосева [Лосев, 1982], В.Л. Орлова [Орлов, 1966], В. Филиппова [Филиппов, 1973], В.Н. Альфонсова [Альфонсов, 1996], Л.Г. Андреева [Андреев, 1980], О.Н. Билля [Билль, 2010], В.Т. Захарова [Захарова, 1995], В.П. Купченко [Купченко, 1979], А.В. Лаврова [Лавров, 1988], Я.Л. Обухова [Обухов, 1996], В.Г. Шевчука [Шевчук, 2005] и др. Среди решаемых вопросов актуальным является проблемацветописициклов «Киммерийские сумерки» (1906—1909) и «Киммерийская весна» (1910—1926).

Цикл «Киммерийские сумерки» (Киммерия — древнегреческое название восточного Крыма), состоящий из 15 стихотворений, — лучшее, что написано о природе восточного Крыма в русской поэзии «серебряного века». Этот цикл создавался Волошиным во время больших личных переживаний поэта (порождённых расставанием с Маргаритой Сабашниковой).В период драматических переживаний поэта, почему Киммерия представала перед ним особенно сумрачной, темной:

Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный

Коктебель…

По нагорьям терн узорный и кустарники в серебре.

По долинам тонким дымом розовеет внизу миндаль,

И лежит земля страстная в черных ризах и орарях…

(1907, Коктебель)

В последующие годы, начиная с 1908-го, образ Киммерии начинает просветляться, «киммерийские сумерки» превращаются в «киммерийскую весну». Происходит смена пессимистического мировосприятия на радостное, светлое и гармоничное. «Главное здесь не в тематическом сходстве и сюжет не имеет значения первоочередного, —отмечает В.Н. Альфонсов, —В силу вступает сходство мироощущенческое, выражение взгляда на действительность и выражение самого духа времени» [1, с. 36].

Циклы «Киммерийские сумерки» и «Киммерийская весна» являются, пожалуй, самым лучшим собранием произведений киммерийской тематики, в которых пейзажные зарисовки поэта обрели. Исследователь отмечает, что

Волошин — поэт и художник Киммерии. Киммерийские пейзажи, приобретшие пластичность и «виртуозность», складываются из простейших элементов: море, скалы, песок, сухие выжженные травы. Запахи морской соли, и полынной сухости берегового зноя материализуют Киммерию. Пустынная, как кажется на первый взгляд, нерадостная, отверженная, но родная земля. Поэт стал ее голосом, изобразил пережитое ей:

Земли отверженной застывшие усилья.

Уста Праматери, которым слова нет!(Волошин «Полынь»).

Цветовое восприятие объектов реальной действительности является самым ярким, визуальным качеством, воспринимаемым человеком. В научной литературе нет единой классификации цветовых единиц (колоративов) в тексте. Исследователи В.Н. Альфонсов [1], О.Н. Билль [3], А.Ф. Лосев [11], Я.Л. Обухов [12], В.Г. Шевчук [14]отмечают индивидуально-авторские и общие особенности семантики колоративов. Так, например, по сфере употребления выделяются цветообозначения узуальные (общенародные), народно-поэтические, используемые в жанрах устного народного творчества. Окказиональные колоративы свойственны отдельным авторам и являются индивидуально-авторскими коннотациями цветообозначений, основанных на объективных свойствах элементов лексической системы. В художественной литературе встречается деление цветовой лексики на основные, оттеночные, специфические, сложные цвета, причем исследования ограничиваются названием основных цветов, список которых ограничен.

Специфика колоративов, характеризующие образы космического пространства, такова, что невозможно разделить понятие «цвет» и «свет», которые «уравниваются в правах» в результате колоративная цвето-световая характеристика космических образов, О.Н. Билль представил так:

·     «чистые» обозначения цвета;

·     цветосветовые обозначения (колориты, оттенки);

·     обозначения, основанные на сочетание цветов (колориты) [3, с. 58].

Следовательно, анализ цветовой лексики, характеризующей космические образы, в текстахВолошина, начинается с выявления чистых цветов, которые делятся на колеры (оттенки), реализующиеся в разных вариантах в поэтических текстах. Цветовая гамма в стихотворениях Волошина является представлена многочисленными цветообозначениями образов космического пространства. В вышеобзначенных текстах «Киммерийские сумерки» и «Киммерийская весна»Волошина насчитывается 10 «чистых» цветов, характеризующих космические образы: синий, голубой, оранжевый, черный, белый, серый, зелёный, красный, жёлтый, фиолетовый.

Рассмотрим подробнее значение цвета. Часто у Волошина встречаются сияющий синий цвет, красный и фиолетовый (как сочетание синего и красного). Например,

Над синевой зубчатых чащ,

Над буро-глинистыми лбами

Июньских ливней темный плащ

Клубится дымными столбами… («Киммерийская весна»)

Красный цвет в традиционных культурах занимает особое место, где колоратив «красный» ассоциируется с важнейшими элементами и явлениями окружающей природы. Различные оттенки обозначения «превращают его в языке, то в трагически-жертвенный, то в праздничный, в чувственный, то в мистический». В поэзии Волошина «красный» актуализируется двумя обозначениями:

·ярко-красный, реализованный в поэтических текстах прилагательными алый, рдяный, червонный, пурпурный. Названные лексемы в поэтических текстах имеют определенную смысловую нагрузку. Превалирует в семантике оттенков красного цвета, символическое значение, согласно которому колоративы обозначают нравственность, величие, высшую красоту. Так, у Волошина наиболее часто употребляется слово пурпурный: «пурпурных снов», «пурпурный закат», «пурпурной клубники», «пурпуровые ткани»:

Пурпурный лист на дне бассейна

Сквозит в воде, и день погас...

Я полюбил благоговейно

Текучий мрак печальных глаз.

Твоя душа таит печали

Пурпурных снов и горьких лет.

Ты отошла в глухие дали,

Мне не идти тебе вослед. <…> («Киммерийская весна»)

·светло-красный, реализующий в поэтических текстах цветообозначением «розовый» («розоватый», «слабо-розоватый»):

По долинам тонким дымом

Розовеет внизу миндаль,

И лежит земля страстная в чёрных ризах и орарях.

(«Киммерийские сумерки»).

Как отмечает Я.Л. Обухов, розовый цвет является символом доброты в творчестве Волошина [12, с. 39].

В поэтических текстах Волошина встречаются существительные «кровь», «пожар», «огонь» напрямую не обозначающие цвет. Аналогом обозначения красного цвета является прилагательное багряный, определяющееся как густо-красный, кровавый цвет.

Старинным золотом и жёлчью напитал

Вечерний свет холмы. Зардели красны, буры

Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры.

В огне кустарники и воды как металл. («Киммерийские сумерки»)

Использование золотого и жёлтого цвета в поэтических текстах Волошина,как отмечает Я.Л. Обухов, амбвивалентно и определяется двумя полюсами оттенков. С одной стороны, это цвет жизни, зрелости и солнечности, с другой — это цвет болезни. В поэтических текстах Волошина жёлтый цвет имеет жизнеутверждающее значение и представлен оттенками «золотой», «золотистый», «янтарный».

Сквозь облак тяжелые свитки,

Сквозь ливней косые столбы

Лучей золотистые слитки

На горные падают лбы.(«Киммерийская весна»)

или

В янтарномзабытьи полуденных минут

С тобою схожие проходят мимо жены,

В душе взволнованной торжественно поют

Фанфары Тьеполо и флейты Джорджионе. («Киммерийская весна»)

Причем использование цветообозначения «золотой» превосходит употребление чистого цвета, ассоциирующегося с блеском металла — золота, серебра, меди и др. Например,

Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель…

По нагорьям терн узорный и кустарники в серебре.

В поэтических текстах Волошина определение «золотой» постоянно сочетается с космическими образами (солнце, небо, заря, тучи) и дневным светом.

Старинным золотом и жёлчью напитал

Вечерний свет холмы. Зардели красны, буры

Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры.

В огне кустарники и воды как металл… («Киммерийские сумерки»)

В результате космос и космическое пространство приобретают тождественную цветовую характеристику. Жёлтый цвет у Волошина может быть ярким («яркий», «блестящий», «сверкающий») и «тусклым» («бледно-желтый», «нежно-палевый»).

Колоратив «черный» в поэтических текстах Волошина характеризуется двумя космическими объектами: небом (тучами) и землёй (горами и обрывами). В синонимическом ряде со значением «цвета сажи, угля» прилагательноечёрный употребляется чаще всего. Мы видим, как чёрный цвет передаёт глагол чернеть. Может быть выражен цветовыми прилагательными и глаголами, где черный символизирует смерть, мрак, зло… («и солнце чёрное как небо», «по небу черному», «черной земле», «пламень черный»):

Легло молчанье, как кольцо,

Мерцает белое лицо

Средь ядовитого болота,

И солнце, черное, как ночь,

Вбирая свет, уходит прочь. («Письмо»)

Черный цвет в художественной литературе, по наблюдению Я.Л. Обухова, не имеет оттенков, за исключением обозначений «грозно-черный» [12, с. 47].

Антиподом черного цвета является белый, ассоциирующийся со святостью, жизнью, непорочностью, божественным началом.

Травою жёсткою, пахучей и седой

Порос бесплодный скат извилистой долины.

Белеетмолочай. Пласты размытой глины

Искрятся грифелем, и сланцем, и слюдой <…> («Полдень» «Киммерийские сумерки»).

День молочно-сизый расцвел и замер;

Побелело море; целуя отмель,

Всхлипывают волны; роняют брызги

Крылья тумана. («Киммерийская весна»)

Колоратив «серый», получившийся из смешения чёрного и белого, представлен оттенками («серые тени», «серо-сиреневый вечер», серое небо, мутно-серый океан, серые дороги, «седая зыбь»). Например,

Седыми низким облаком дол повит

Чернильно-сини кручи лиловых гор <…>

Тускнеет сизый блеск чешуи морской… («Киммерийская весна»)

Рисуя картины природы, поэт постоянно обращается к синему, зелёному, жёлтому цветам: «…Этот мир зелёный, синий…». Основным словом для выражения значения «цвета травы, листьев» в тексте выступает прилагательное зелёный, в глаголе зеленеть в значениях «приобрести зелёный цвет», представляться как зелёный цвет» («…Зелёный сигнал их взгляд») [3, с. 61].

Прилагательное синий «средний между фиолетовым и зелёным», употребляется с существительными небо, вода, мир мгла сумерки, лёд.В его стихах возникают «голубые леса», «синее пламя», «зелёная мгле», «жёлтый жемчуг», «жёлтая нива». Призыв к живописцам «Окуните ваши кисти в голубое...» воспринимается как просьба видеть и воспевать красоту природы.

Цветовые эпитеты, которые использует Волошин в стихотворениях, помогают ему вовлечь читателя и слушателя в мир, где царят чистота и любовь. В одном из ранних своих стихотворений он пишет:

Как мне близок и понятен

Этот мир зеленый, синий,

Мир живых прозрачных пятен

И упругих гибких линий…(«Как мне близок и понятен этот мир…», 1902)

Волошин выделяет три основных цвета: красный, соответствующий всему земному, синий — воздуху, жёлтый — солнечному свету. Это деление цветов сделано поэтом, как он сам отмечал, согласно «теории цветов». Волошин «переводит» цвета в символы. Красный — глина, из которой сделано тело человека — плоть, кровь, страсть, с ним связанную. Синий — дух, мысль, бесконечность, неведомое; жёлтый — свет, волю, самосознание, царственность. Следуя «закону дополнительных цветов», Волошин смешивает цвета. Так дополнительный к красному, зеленый образуется от смешения желтого с синим, и является цветом успокоения, равновесия, физической радости, надежды. Лиловый (смешение красного с синим) трактуется художником как цвет молитвы; оранжевый (красный с желтым) — гордости.

Таким образом, использование чистых цветов и оттенков в киммерийских стихотворениях делает импрессионизм в творчестве Волошина не просто приёмом, а способом передачи мироощущения.

 

Список литературы:

  1. Альфонсов В.Н. Русская поэзия первой половины ХХ века: творческое миропонимание и поэтические системы: автореф. дис. … доктора филол. наук / В.Н. Альфонсов. —СПб., 1996. —36 с.
  2. Альфонсов В.Н. Слова и краски: очерки из истории творческих связей поэтов и художников / В.Н. Альфонсов. М.; Л.: Сов. писатель, 1966. —243 с.
  3. Андреев Л.А. Импрессионизм: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.А. Андреев. — М., 1998. — 284 с.
  4. Белый А. Начало века/ А. Белый; предисл. Л. Каменева. — Москва: Союзтеатр, 1990. — с. 245—246.
  5. Билль О.Н. Цветообозначение космического пространства в языке поэзии К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева / О.Н. Билль // Гуманитарные исследования. — 2010. — № 2. — с. 203.
  6. Волошин М. Анри де Ренье / М. Волошин // Максимилиан Волошин. Лики творчества. — Л., 1988. — с. 62.
  7. Волошин М. Избранные стихотворения / М. Волошин. — М.: Советская Россия, 1988. — 384 с.
  8. Волошин М.А. История моей души: дневник / М. Волошин; сост. В.П. Купченко. М.: Аграф, 1999. 408 с.
  9. Волошин М.А. Лики творчества / М. Волошин. — Л.: Наука, 1989. — 720 с.
  10. Волошин М.А. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников/ М. Волошин. — М.: Правда, 1991. — 480 с.
  11. Захарова В.Т. Импрессионистические тенденции в русской прозе начала ХХ века: дис. … доктора филол. наук / В.Т. Захарова. —М., 1995. —363 с.
  12. Купченко В.П.«Я голос внутренних ключей…»// Вступительная статья в книге: Волошин М.А. История моей души [Текст]/ В.П. Купченко. — М.: Аграф, 1999. — 480 с.
  13. Лавров А.В. О поэтическом творчестве Максимилиана Волошина / А.В. Лавров // Волошин М. Избранные стихотворения. — М.: Советская Россия, 1988. — с. 1—15.
  14. Лосев А.Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе / А.Ф. Лосев // Литература и живопись: сборник статей. —Л., 1982. — с. 52.
  15. Обухов Я.Д. Символика цвета / Я.Д. Обухов // Журнал практического психолога.— 1996. — № 4. — с. 44—67.
  16. Орлов В.Л. На рубеже двух эпох / В.Л. Орлов // Вопросы литературы. — 1966. — № 10.— с. 111—143.
  17. Филиппов В. Проблема формирования импрессионизма в русской живописи последних десятилетий Х1Х века: дис. … канд. искусствоведения / В. Филиппов. —М., 1973. —242 с.
  18. Шевчук В.Г. Значение цветового пространственного пластического видения М. Волошина в его стихах и акварелях / В.Г. Шевчук // Культура народов Причерноморья. — 2005. — № 64. — с. 41—44.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.