Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 01 ноября 2012 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Татаркин П.А. РОЛЬ ЛЮБВИ В ОБРАЗОВАНИИ СЕМЬИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5. URL: https://sibac.info/archive/humanities/5.pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов


РОЛЬ ЛЮБВИ В ОБРАЗОВАНИИ СЕМЬИ


Татаркин Павел Александрович


студент 3 курса, кафедра педагогики и психологии ДВГМУ, г. Хабаровск


E-mailtatarkin_93@mail.ru


Сысоева Ольга Владимировна


канд. психол. наук, доцент  кафедры педагогики и психологии ДВГМ г Хабаровск


 


В данной статье изложены результаты опросов по исследованию отношения молодёжи к любви и семье. Исследование проводилось студентом специальности клиническая психология из ДВГМУ города Хабаровска, под руководством преподавателей с кафедры педагогики и психологии. Результаты исследования позволяют сделать вывод о преждевременности рекламирования кризиса общечеловеческих ценностей. Данные исследования показали, что современная молодежь имеет четкие представления о семье и не представляет её без основного компонента—любви. Сведения были получены с помощью психологической методики контент-анализ, зарекомендовавшей себя как эффективный способ диагностики.


В ходе исследования были поставлены цели:


1.показать актуальность проблемы, на сегодняшний день;


2.выявить отношение молодёжи к любви и семье, определить их место и роль;


3.провести сравнительный анализ восприятия указанных ценностей студентами разных специальностей и курсов.


Основанием для исследования категории «любовь» явилось классическое определение любви Эриха Фромма: «любовь—активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви» [4], на которое ориентировался исследователь, в процессе работы. История свидетельствует, о стабильном интересе к указанной категории. Например: в античности, Аристотель утверждал, что любовь—это одна из первичных энергий человеческого тела и это понятие скорее плотское, и подразделял её на четыре вида: «эрос» —стихийная, восторженная влюблённость, в форме почитания, направленная на объект любви, «филиа» — любовь-дружба или любовь-приязнь по осознанному выбору, «сторгэ» — любовь-нежность (особенно семейная) и «агапэ» — жертвенная любовь (безусловная, Бога к человеку) [5]. В средневековье считалось, что любовь — это духовное совершенствование, существующее главным образом для спасения души, в соответствии с христианскими традициями моральности. Ни для кого не секрет, что главнейшим трактатом о любви к себе, ближнему и Богу является Библия: «возлюби ближнего, как самого себя» [1]. Идея, высказанная в христианской заповеди, остаётся актуальной и получает дальнейшее обоснование в научных исканиях ученых 20-го века. Э. Фромм приводит классификацию любви по следующим основаниям: к себе, другу, материнская, отцовская, к Богу и эротическая [4]. А. Маслоу утверждает, что любовь — одна из базовых потребностей человека [3], что нашло отражение в его классификации потребностей, где «любовь» и её разновидности присутствуют на всех уровнях.


Пирамида фундаментальных потребностей [2]:


1.  Физиологические потребности (в пище, воде, сексе и т. д.).


2.  Потребности в безопасности (режим дня, приобретение квартиры, одежды и т. п.).


3.  Потребность в любви и принадлежности (семья, друзья).


4.  Потребность в уважении (карьера, политическая и общественная жизнь).


5.  Потребность в самоактуализации (реализация своих способностей).


 Согласно А. Маслоу любовь классифицируют на дефициентальную и бытийную (сущностную). Первая определяется тем, что объект любви удовлетворяет твои потребности, а вторая возможна лишь при желании понять сущность объекта любви и удовлетворить его потребности [3].


В исследовании принимали участие 21 студент стоматологического факультета ДВГМУ и 11 медицинских сестёр (студентов заочного отделения факультета ВСО ДВГМУ). В ходе проведенного исследования выяснилось, что для студентов медиков любовь—это «все», т. е. их объектом любви может стать любой человек, что свидетельствует об открытости молодёжи новым знакомствам и впечатлениям, тяге к экспериментированию.


Для студентов более старшего возраста, любовь—это «ты», «человек» и «чувство». Похоже, что к данному возрасту у этих студентов на слово любовь уже сформировался образ конкретного человека («ты»), который в их жизни может быть («мочь-быть»). Обратите внимание, какая осторожность прослеживается в словах «мочь» и «быть». Полученные результаты, во-первых — несколько отличаются от классических определений любви (заслуживает внимание тот факт, что только студенты старшего возраста смогли достаточно четко охарактеризовать любовь, назвав её «чувство»), во-вторых— наблюдается интереснейший контраст мнений оптимистичных и открытых молодых людей, и их более старших и опытных товарищей («все» у молодежи и «ты» у студентов-заочников), ещё больше подчеркивающий разницу между поколениями 20-го и 21-го веков, олицетворяющий извечный конфликт отцов и детей (см. рис 1,2).


 

  

 

                  

 Но давайте на миг задумаемся, зачем людям это иррациональное чувство, вызывающее столько затруднений в определении и осмыслении? Прагматики считают — для получения удовольствия, унылые пессимисты — что это бич всего человечества, третьи — что это чувство утеряно в веках, но всё же традиционно принято считать, что любовь это необходимое условие для создания семьи.


Семья — организованная социальная группа, члены которой связанны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве [2]. Для ребёнка семья—это среда, в которой складываются условия для его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого же семья является источником удовлетворения ряда его потребностей, ближайшим кругом общения, предъявляющим к нему определённые требования. Подытожив, можно сделать вывод, что в процессе жизненного цикла требования личности к семье качественно изменяется, и наоборот. Изменяется её семейный статус, изменяя требования членов семьи к личности.


В исследовании отношения к понятию семья принимали участие 20 студентов 3-го курса лечебно факультета ДВГМУ и 24 студентов 3-го курса ЭЛЭИ ДВГУПС. Сравнив полученные данные, можно заключить, что отношение к семье, её значение в жизни человека не зависит от направленности образовательного процесса (медицинского или технического). Несмотря на достаточно небольшой объём выборки, можно предположить что такое позиционирование семьи, с «самым», «близкими» будет характерно, и для большего количества испытуемых, при условии, что ни будут взяты из среды близкой к атмосфере опыта (примерно одинаковое социальное положение, духовную развитость, уровень материального благополучия, и другие качества, объединяющие студентов одной специальности и курса). Так же стоит отметить неодинаковость полученных результатов.


Мнения студентов технического ВУЗа были запечатлены в схемах типа: «ячейка-общество», «близкие-родные», «самое-жизнь». Эти схемы были очень лаконичны и не требовали пояснений, ярко показывая высокую степень профессиональной деформации и математический склад ума.


По определению студентов-медиков, семья—это «группа», внутри которой происходят какие-то «отношения». В ней царит «уважение» и «понимание». Уважать и понимать — значит быть активно заинтересованным в жизни и развитии члена семьи, т. е. любить его. Следовательно, молодым людям и в голову не придет вступить в брак и создать семью без этого светлого чувства в сердце, что вселяет чувство оптимизма. Ну и, конечно, не стоит сомневаться в том, что в их собственных семьях царит любовь и порядок, что несколько отличается от статистических сводок об очерствении сердец молодежи, их стремлении отстраниться от семьи (см.рис.3,4).


 


       Рисунок 1(слева)-данные собранные  с                  Рисунок 2 (справа) данные собранные со


       помощью метода контент-анализ                       студентов медиков


        технического университета


 


 


В процессе анализа мнений студентов мы выяснили, что представление молодых студентов о любви достаточно размыто и не имеет четкие ассоциации с объектом, в отличие от суждений молодых людей о семье, где суждения и классическое определение идут параллельно и взаимодополняют друг друга. Так же нам удалось установить, что профессиональные деформации влияют лишь на способ подачи информации, а не на общий смысл высказываний.


Ознакомление с данной статьёй может быть полезно представителям социальных профессий: психологов, социальных работников, педагогов и родителей желающих помочь своим детям. На основании изложенной информации можно сделать вывод о моральном здоровье современного студенчества. Педагогам и родителям полезно увидеть молодых людей в новом качестве, как зрелых, активных, оптимистичных членов общества с которыми важно считаться, и возможно чему-то поучиться.


 


Список литературы:


1.Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового завета. М.: Издание Московской патриархии, 1968. — 1372 с.


2.Литвак М.Е.: Из ада в рай. Лекции по философии и психотерапии: Учебное пособие/Изд. 5-е.— Ростов н/Д: Феникс, 2006.—480 с.


3.Маслоу А. Цит. По Дж. Фрейдимену, Р. Фрейгеру. Теория и практика личностно-ориентированной психологии: В 2 т.: Пер. с англ. — М., 1996. — Т. 2. — 208 с.


4.Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Пер. с англ. М.: Педагогика, 1990 — 160 с.


5.[электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=2619. (Дата обращения-28.10.12)

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий