Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 марта 2020 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Дроздюк А.А. ИЗУЧЕНИЕ СТАРООБРЯДЦЕВ ОЛОНЕЦКОЙ ГУБЕРНИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX В. (ЧАСТНЫЙ ПРИМЕР ИЗ ОПЫТА НАРОДНИКОВ) // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(87). URL: https://sibac.info/archive/guman/3(87).pdf (дата обращения: 16.07.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

ИЗУЧЕНИЕ СТАРООБРЯДЦЕВ ОЛОНЕЦКОЙ ГУБЕРНИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX В. (ЧАСТНЫЙ ПРИМЕР ИЗ ОПЫТА НАРОДНИКОВ)

Дроздюк Александр Александрович

магистрант, Петрозаводский государственный университет,

РФ, г. Петрозаводск

THE STUDY OF OLD BELIEVERS OF THE OLONETSK PROVINCE IN THE LAST THIRD OF THE XIX TH CENTURY (PRIVATE CASE FROM NARODNIKS)

 

Alexander Drozdyuk

master, Petrozavodsk State University,

Russia, Petrozavodsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье описывается Олонецкая губерния в последней трети XIX в. И одна из её характерных особенностей – старообрядчество. Источник анализа – статья «Странники или бегуны. Из народной жизни на Севере». Автор изучает историю оформления религиозной группы, распространение её в крае, особенности взаимодействия верующих с окружающим обществом.

ABSTRACT

Olonets province in the last third of the XIX century. described in the article. One of the characteristic features is the Old Believers. The source of analysis is the article “Wanderers or Runners. From the life of the people in the North. " The author studies the history of the design of a religious group, its distribution in the region, the characteristics of the interaction of believers with the surrounding society.

 

Ключевые слова: старообрядчество, Олонецкая губерния, Европейский Север, народничество.

Keywords: Old Believers, Olonets province, European North, populism.

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-39-00058 мол_а.

 

Губернии

Европейский Север Российской империи второй половины XIX в. стал местом, заинтересовавшим многих исследователей. Одним из них стал чиновник, а позднее наронический исследователь религиозной жизни народа, С. А. Приклонский. Десять лет, проведенные им в Олонецкой губернии позволили Приклонскому собрать обширный материал о жизни местного населения. После отставки и отъезда в Москву на основе собранных данных Приклонский опубликовал цикл работ [2, 3, 4, 5].

Вопрос религиозности в народе Приклонский ставил во главу угла. В 1888 г. журнал «Северный вестник» публикует статью автора «Странники или бегуны. Из народной жизни на Севере» [6]. В ней подробно освещалась проблема странничества на севере Российской империи (Архангельской, Олонецкой и Вологодской губерниях [6, С. 102]): возникновение и развитие, современные события в истории этой религиозной группы верующих.

Для Приклонского странничество было сильно связано с торговыми путями, и эта связь привела к тому, что крестьяне, нанимавшиеся на работу в этой местности, вскоре сами перенимали эту веру, и затем «ересь эта незаметно усиливалась товариществом раскольников в делах промышленности», а странноприимцы, оказывались людьми зажиточными, так как «пользовались бесплатным трудом скрытников» [6, С. 103, 122].

В Каргопольском уезде странники по мнению автора представляли собой «крепко сплоченное общество» [6, С. 111]. Эти верущие допускали «притворное присоединение к православию» в случае, когда оказывались арестованными полицией, чтобы таким образом «освободиться от суда» [6, С. 115]. Исключительно из их среды, например, избирались наставники. Описывался пример самосжигания бегунов в Каргопольском уезде [6, С. 131-133]. Он привел в волнение местное население: самих «приверженцев бегунства», «последователей других старообрядческих сект» [6, С. 132], местную администрацию (последняя опасалась повторения). При этом народник справедливо полагал, что «бегуны находились в крайне возбужденном и тревожном состоянии» исключительно по вине самих властей и полиции, которые преследовали и сурово наказывали выявленных сектантов [6, С. 132].

Европейский Север Российской империи во второй половине XIX в. оказался богат на краеведческий материал. Данные, собранные  С. А. Приклонским, являются важными для изучения вопроса о религиозности местного населения: религиозные особенности, социальная жизнь, реакция при взаимодействии властью.

 

Список литературы:

  1. Камкин А. Православная церковь на Севере России: очерки истории до 1917 года. Вологда, 1992. 164 с.
  2. Кузнецова Н. Ю. Заонежье глазами С.А. Приклонского // Церковь Преображения Господня: 300 лет на заонежской земле: Материалы Всеросийской научной конференции, приуроченной к 300-летию Преображенской церкви на острове Кижи. Петрозаводск, 2015. С. 140-147.
  3. Кузнецова Н. Ю. Земельная реформа и её итоги в Олонецкой губернии: взгляд С.А. Приклонского в книге «Народная жизнь на Севере» // Россия как традиционное общество: история, реалии, перспективы. Уфа, 2015. С. 208-211.
  4. Кузнецова Н. Ю. Монастыри Русского Севера в исследованиях А.С. Пругавина и С.А. Приклонского // Научный электронный журнал CARELICA. 2014. № 1 (11). С. 42-50.
  5. Кузнецова Н. Ю. Образ жителя Олонецкой губернии второй половины XIX века в книге С.А. Приклонского «Народная жизнь на Севере» // Карелы: осмысление исторического опыта: материалы научно-практической конференции. Петрозаводск, 2014. С. 106-110.
  6. Приклонский С. А. Странники или бегуны. Из народной жизни на Севере // Северный вестник. 1888. № 9. С. 101—128; № 10. С. 117—143.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.