Статья опубликована в рамках: LXXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 февраля 2020 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РОЛЬ ЭСТЕТИКИ В ВЕБ-ДИЗАЙНЕ
АННОТАЦИЯ
Средства массовой информации для поиска информации все чаще предпочитают веб-сайтов. В то же время мы живем в период, когда визуальные символы играют все более важную роль в нашей повседневной жизни. Целью данной статьи является представление и обсуждение 4-х основных областей, где эстетика играет важную роль в разработке успешных веб-сайтов, в поддержке контента и функциональности, в определении целевой аудитории, в создании желаемого изображения и требования жанра веб-сайта.
Ключевые слова: веб-дизайн, визуальное общение, эстетика, функциональность, вкус, имидж, жанр сайта.
Термин «эстетика» в контексте данной статьи охватывает визуальные, звуковые и интерактивные средства воздействия. Визуальное общение – это реальность, набранное слово, выбранный цвет или текст, отображаемый на экране; и любое визуальное выражение, которое сообщает что-то посетителю сайта. Веб-дизайнер никогда не сможет обойти эффекты элементов графического дизайна. Они есть на каждом веб-сайте. Единственное, чего нельзя избежать, так это того, что на веб-сайте всегда присутствует визуальная коммуникация, независимо от того, является ли использование визуальных эффектов преднамеренным или нет. Важно знать о графических эффектах и визуальных символах, чтобы общение могло быть преднамеренным. [1, с. 25] Визуальные эффекты играют важную роль в передаче контента, в дополнение к созданию более или менее эстетического опыта. Термин «функциональность» охватывает дружественные для пользователя аспекты интерфейсов и взаимодействия между человеком и компьютером. Здесь основная цель заключается в создании эффективных веб-сайтов, где пользователь может быстро и эффективно получать нужные фрагменты информации без задержки из-за долгих загрузок или паузы при навигации по сайту. Я. Нильсен впервые в мире создал директивы для проектирования гиперфункциональных веб-сайтов, например, в Usability Engineering (1993г.) и Designing usability (1999г.). Нильсен назвал 5 основных компонентов для создания удобного для пользователя веб-дизайна: обучаемость, оперативность, запоминаемость, ошибки и удовлетворенность. Эксперт по юзабилити Р. Молич работает с дополнительным компонентом в веб-дизайне, который является аспектом понятности. Все эти компоненты важны для оценки качества веб-сайта с точки зрения функциональности. С начала 90-х годов началось распространение веб-сайтов, связь между функциональностью и эстетикой стала предметом острых дискуссий. Одним из сторонников функциональности и удобства использования в Интернете является вышеупомянутый Я. Нильсен, который внес вклад в область разработки программного обеспечения и взаимодействия человека с компьютером. Нильсен в своей книге «Разработка юзабилити» (1993г.) представил лозунг «Меньше значит больше», фразу, которую он позаимствовал у модернистского архитектора Мис ван дер Роэ [4, с. 127]. Но поскольку роль эстетики в веб-дизайне все больше становилась предметом споров в первой половине 90-х годов, были высказаны различные мнения относительно взаимосвязи между эстетикой и функциональностью. Хотя связь между функциональностью и эстетикой обсуждалась долгое время, возобновилось дискуссии об эстетических эффектах в веб-дизайне в более широкой перспективе. На это есть несколько причин. Во-первых, быстрое развитие IT-технологий и внедрение широкополосной связи в настоящее время сделали возможным размещение пользователей, которые хотят получать общение в форме мультисенсорных эстетических ощущений, без необходимости жертвовать контентом и функциями из-за длительного времени загрузки. Сейчас технические и функциональные аспекты веб-сайта воспринимаются как должное. Технология рассматривается как основа эстетического опыта. По словам И. Энгхольм, обсуждение функциональности и эстетики в веб-дизайне напоминает сдвиг в стилях дизайна во время роста потребления в послевоенную эпоху, когда многие продаваемые продукты – от велосипедов до электрических приборов – отличались только друг от друга незначительными вариациями основных понятий. Затем последовал интерес к «дифференцированию» посредством внешних эстетических и связанных с изображением сигналов [4, с. 134].
Во-вторых, растущая тенденция замены языка визуальными символами в ХХ веке, особенно в маркетинге продуктов, похоже, взорвалась в ХХІ веке. Эксперт по образу жизни Х. Вейлгаард утверждает в своей книге «Потребление в обществе дизайнеров»: «В мире, где изображение означает больше, чем слова, ни у кого нет времени и никто не удосуживается прочитать длинного рекламного текста» [10, с. 49]. Визуальные символы стали частью нашей повседневной жизни; поэтому все более актуальным становится понимание их коммуникативных эффектов. Ориентация на визуальное общение преобладает не только в маркетинге, но и во всех формах профессионального общения, включая веб-сайт. В частности, молодежь общаются – и хотят, чтобы с ними общались – с помощью визуальных символов. Важно – особенно для веб-дизайнеров – уметь различать различные способы, которыми визуальная эстетика играет роль в создании веб-сайтов. Эстетические эффекты должны быть адаптированы к жанру веб-сайта. Например, развлекательный веб-сайт будет предлагает разумное количество эстетических впечатлений, в то время веб-сайт для поиска информации должен дать требуемую информацию максимально эффективно. Эстетические эффекты должны быть адаптированы к целевой аудитории. Презентационный сайт, ориентированный на молодую аудиторию, должен быть разработан в соответствии с современными тенденциями в визуальной эстетике и должен отличаться от презентационного сайта, предназначенного для взрослого населения. Поэтому наиболее успешными веб-сайтами являются те, на которых веб-дизайнер создал эстетические аспекты в соответствии с 4 вышеупомянутыми областями: имидж сообщения, функциональность, жанр и целевая аудитория.
Жанры веб-сайтов получили сравнительно мало внимания ученых. Флеминг Дж. в своей книге «Веб-навигация» определяет 6 категорий дизайна навигации: сайты электронной коммерции, сайты сообщества, развлекательные сайты, сайты презентаций, образовательные сайты и информационные сайты. 6 категорий Флеминга сосредоточены на навигационных и функциональных аспектах. Очень немногие веб-сайты отображаются в «чистой» форме, следуя только одному из 6 дизайнов навигации Флеминга, хотя одна категория обычно более заметна. Например, большинство банковских сайтов представляют собой сочетание презентации, электронной коммерции и информации в соответствии с категориями Флеминга. В своей диссертации «История разработки WWW – разработка веб-сайтов в жанровом и стилистическом аспекте», Энгхольм пишет о категоризации веб-сайтов с точки зрения стилистических характеристик. Например: HTML-стиль, модерн, цифровой модерн, мусорный стиль, CAD-стиль, пиксельный стиль, стиль Kawaii, стиль манга, японский минималистский стиль, цифровой деконструктивист стиль, стиль панк-рок и т. д.
Растет тенденция для всего, привлекать внимание с помощью событий и выставок, которые представляют захватывающие возможности для интерактивных и сенсорных впечатлений. Уже недостаточно продавать продукты, основанные на простых фактах. Например, это то, что Nike пытается разместить на веб-сайте www.Nike.com, который полон продуктов как для детей, так и для взрослых. На www.Nike.com целенаправленной аудитории было уделено особое внимание, что отражено в различных ссылках на веб-сайте. www.Nikefootball.com ориентирован на мальчиков в возрасте 12-16 лет, а навигационная структура страницы напоминает компьютерные игры. Функциональность нелогична, а удобство для пользователя не в фокусе. Есть проблемы, которые нужно преодолеть при навигации по сайту. Основной целью сайта является не продажа обуви, а создание имиджа, которая привлекает молодых мужчин, интересующихся футболом. Целью Nikefootball.com является в первую очередь брендинг по отношению к молодым мужчинам. Он отражает постмодернистские ценности современной молодежи: образ жизни, который характеризуется выборкой, самообразованием, самореализацией и спросом на вызовы в сочетании с мультисенсорным опытом. Ссылка www.Nikeid.com, которая является частью электронной коммерции на сайте, предназначена для более широкой аудитории: дети, молодежь и взрослые, которые хотят купить пару обуви Nike. Покупка пары спортивной обуви Nike через сайт www.Nikeid.com, где представлен ассортимент продукции Nike, обеспечивает приятный интерактивный опыт. В этом Nike опередил время. Веб-сайт Nike является примером сайта, где визуальные и звуковые эффекты в сочетании с интерактивным аспектом обеспечивают приятные впечатления и игривый подход к покупкам. Когда мы покупаем обувь на веб-сайте, мы сначала должны выбрать тип подошвы. Затем мы выбираем большое количество цветов и можем согласовывать цвета обуви в соответствии с нашими предпочтениями. Мы также можем подписать обувь с нашей личной подписью, если мы хотим. Навигация по сайту проста и удобна для пользователя. Интерактивные функции и возможность создания собственной личной обуви превращают игру в Интернет-магазин Nike. Это полностью соответствует современным ценностным тенденциям, которые сосредоточены на стремлении к индивидуальному подходу и индивидуальности.
www.Nike.com – гибрид нескольких жанров: презентация, электронная коммерция и развлечения. Жанр презентации, который в случае Nike также можно назвать сайтом брендинга, демонстрирует, как Nike хочет быть воспринятым публикой. Жанр электронной коммерции дает покупателю возможность купить обувь Nike через сайт. Жанр развлечений предоставляет возможность играть в игры и развлекаться. Этот сайт является просто предшественником того, что нас ожидает в будущем в форме эстетического и интерактивного опыта в Интернете, особенно для молодой аудитории, которая выступает за постмодернистский дизайн с точки зрения эклектичных и ориентированных на опыт средств воздействия.
Список литературы:
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие // Психология творческого глаза. Калифорния: Университет Калифорнийской Прессы, 1974
- Клонинджер С.Свежие стили для веб-дизайнеров. // Индианаполис: новые всадники, 2002
- Энгхольм И. Всемирная история дизайна – веб-сайт www.dvviklingen i et genrego stilteoretisk perspektiv, 2003
- Флеминг Дж. Веб-навигация. Проектирование пользовательского опыта. // Севастополь, Калифорния: O’Reilly & Associates, 1998
- Якобсен П.Э., Якобсен Л.Б. Trend Sociologi. // Хернинг: Пей группенс Форлаг. (2-е изд.), 2003
- Кресс Г., ван Леувен Т. Грамматика визуального дизайна, 1996
- Молич Р. Brugervenligt веб-дизайн. Копенгаген: Nyt Teknisk Forlag, 2000
- Нильсен Я. Проектирование юзабилити в сети. // Индианаполис. Новые райдеры, 1999
- Зигель Д. Создание сайтов убийц. // Индианаполис: Хайден Букс (2-е изд.), 1996
- Вейлгаард Х. Потребление в дизайнерском сообществе. Копенгаген: Børsens Forlag, 2004
дипломов
Оставить комментарий