Статья опубликована в рамках: LXXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 января 2020 г.)
Наука: Филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЗЫ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА
Каждая публикация произведений А.И. Солженицына сопровождается уведомлением, что издатели сохраняют особенности авторской орфографии и пунктуации.
Л.Д. Ржевский, рассматривая синтаксические особенности прозы Солженицына отмечает, что «синтаксическая сторона повествования <…> подчинена стремлению к разговорной непосредственности и простоте» [1, с. 80]. В его произведениях проявляется тяга к разговорно-доверительному складу речи, а порой и «сказово-интонационной напевности» [1, с. 81].
Солженицын считал, что запятые являются могучим средством выражения при условии, что они использованы свободно, применительно к тонкостям интонации. Запятые в его произведениях помогают выявлять интонации и ритм. В статье «Некоторые грамматические соображения» (1992г.) Солженицын писал: «Для синтаксиса интонация должна быть ведущей» [2, с. 585]. Частое использование запятых тормозит повествование и обременяет фразу. Писатель считает, что запятые не должны использоваться в следующих случаях:
- в приложениях и сравнительны оборотах с союзом «как» при краткости или беглости употребления сравнения, а также если сравнительный оборот имеет значение приравнивания или обстоятельства образа действия, или является именной частью сказуемого.
- перед подчинительными союзами, и при цельных неразложимых выражениях;
- при некоторых деепричастных оборотах, а также одиночных деепричастиях, которые приобретают значение наречия или обстоятельства образа действия;
- вводные слова и обороты могут обособляться лишь с одной стороны;
- при однородных членах запятые могут не ставиться, или ставиться, но не все.
А.И. Солженицын в своих произведениях часто использовал вставные конструкции, которые усложняют информацию, представляемую автором в основном тексте, передают множественность точек зрения. Включение текст произведения таких конструкций позволяет автору актуализировать информацию, которую ему важно донести до читателя. Их использование направлено на создание нужного автору экспрессивного эффекта.
К особенностям авторского стиля Солженицына можно отнести диалогический характер повествования. Диалогичность является средством осуществления автором своих намерений в тексте и оказывает максимальное воздействие на читателя. Часто такие диалогические вставки сближаются с вопросно-ответными единствами.
В своих произведениях Солженицын часто использует такие синтаксические приемы как риторические вопросы, восклицания и обращения, парцелляция и градация. Риторические вопросы способствуют активизации мыслительной деятельности читателя, провоцируют его на решение определенной автором проблемы.
Парцелляция становятся средством передачи эмоционального состояния, которое заложено в авторской речи, участвует в создании интонационного рисунка высказывания. Детали, которые Солженицын выделяет в парцеллированные конструкции, составляют в его произведениях полную картину мира и жизненную концепцию автора. Использование градации позволяет писателю создать более яркий образ и акцентировать внимание читателя на значимых моментах повествования. Наиболее регулярными в произведениях Солженицына являются парцеллированные конструкции с однородными сказуемыми. Они создают эффект динамичности происходящих событий, их стремительности, участвуют в передаче ритма движения. Использование парцеллированных конструкций с бессоюзием обусловлено авторскими намерениями. Оно подчеркивает внезапность действия и «пробуждает» читателя.
Характерной стилевой особенностью малой прозы Солженицына является словесная типизация, которая осуществляется при помощи использования повторов и параллелизмов. Стремление писателя к обобщению заметно в использовании одинаковых эпитетов для характеристики разных объектов действительности. Большинство его миниатюр построены на предельной конкретизации какого-либо признака, что синтаксически проявляется в наслоении нескольких перечислительных рядов. В этих рядах происходит превращение этого признака в художественную деталь. Стилевое своеобразие использования детали Солженицыным связано с тем, что в многочисленных параллельных рядах и оппозициях силу детали приобретает обыкновенная подробность.
Создание синонимических, антонимических, однокорневых, синтаксически параллельных рядов является характерным приемом, который свойственен стилевой организации произведений писателя. Солженицын часто прибегал к созданию произведений, относящихся к малым прозаическим формам. Это вынуждало Солженицына активно использовать средства художественной изобразительности, так как упрощение выразительной структуры произведения превратило бы художественный текст в обыкновенную словесную зарисовку.
Список литературы:
- Ржевский, Л.Д. Творческое слово у Солженицына / Л.Д. Ржевский // Новый журн. Нью-Йорк, 1969. № 96. С. 76–90.
- Солженицын, А.И. Некоторые грамматические соображения / А.И. Солженицын // Публицистика: в 3 т. Т. 3. –Ярославль : Верх.-Волж. кн. изд-во, 1997. – 560 с.
дипломов
Оставить комментарий