Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 мая 2020 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сольжиграсова Н.Р. СЮЖЕТОСТРОЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО РОМАНА НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НИЛА ГЕЙМАНА «THE SANDMAN» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(89). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(89).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

СЮЖЕТОСТРОЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО РОМАНА НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НИЛА ГЕЙМАНА «THE SANDMAN»

Сольжиграсова Нелли Руслановна

магистрант, филологический факультет, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

РФ, г. Якутск

Ощепкова Анна Игоревна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доц., филологический факультет, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

РФ, г. Якутск

PLOT CONSTRUCTION OF A GRAPHIC NOVEL BASED ON THE MATERIAL OF THE WORK «THE SANDMAN» BY NEIL GAIMAN

 

Nelly Solzhigrasova

undergraduate, Faculty of Philology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

Russia, Yakutsk

Anna I. Oshchepkova

scientific director, candidate of philological sciences, docent, Faculty of Philology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University

Russia, Yakutsk

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена определению сюжетной структуры графического романа на материале произведения «The Sandman». Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом в массовой культуре к такому феномену как «графический роман», так как в этой сфере неизбежно находит отражение культурная, социальная и языковая динамика современности. Рассмотрены и проанализированы основные сюжетообразующие факторы, с помощью которых построен графический роман «The Sandman».

ABSTRACT

The article is devoted to determining the plot structure of a graphic novel based on the material of the work «the Sandman». The relevance of the research is due to the growing interest in popular culture in such a phenomenon as the «graphic novel», since this sphere inevitably reflects the cultural, social, and linguistic dynamics of modernity. The main plot-forming factors used to construct the graphic novel «the Sandman» are considered and analyzed.

 

Ключевые слова: комикс; графический роман; сюжет; повествование; нарратив; мифотворчество.

Keywords: comic; graphic novel; plot; storytelling; narrative; mythmaking.

 

Комикс как способ выражения мысли существует на протяжении всей истории человечества. Можно сказать, что «истории в картинках» – это универсальный текст. В отличие от других искусств, комикс является относительно новым явлением и не имеет общепринятой теоретической базы. Тем не менее существуют фундаментальные труды, посвященные этому феномену. Большинство трудов - зарубежные, так как «комикс» за рубежом давно считается и принимается как отдельное искусство. Определение комиксов до сих пор является спорным. Автором первой работы с единой целостной теорией комикса стал Уилл Айснер. Уилл Айснер - американский писатель, издатель, сценарист, а также передовой иллюстратор, которого часто называют «отцом» графического романа. В 1985 г. вышла его работа «Комикс и последовательное искусство», и в 1996 г. «Графическое повествование». Именно Уилл Айснер ввел в оборот термин «графический роман».  Его последователем стал Скотт Макклауд - известный американский исследователь, автор работ «Понимание комикса» и «Вновь изобретаем комикс».

Уилл Айснер определяет комиксы, как последовательное искусство [4, с. 16]. Большинство исследователей сходятся во мнении, что главной характеристикой комикса является последовательное повествование. В основе данной работы лежит определение Скотта Макклауда, так как он включает в себя аспекты последовательности, иконичности и нарратива: комиксы – это «сочетание иллюстрированных и других образов в преднамеренной последовательности, предназначенное для передачи информации и/или создания эстетического удовольствия у читателя» [6, с. 9].

В России комикс появился намного позднее, но несмотря на это, в последние годы интерес к комиксу возрос, как и во всем остальном мире. Стали появляться российские издательства и авторы комиксов, а также теоретические работы отечественных исследователей, среди которых можно отметить работу Харитонова E. В. – «Девятое искусство: Зарубежный фантастический комикс» [2] и работу Валентина Вайса –«В начале было слово?». В своей работе «В начале было слово?» В. Вайс пишет, что графический роман строится по тем же принципам, что и художественное произведение: завязка, перипетии, кульминация, развязка, финал. По его мнению, это сложная и запутанная история, рассказанная при помощи последовательно расположенных графических изображений и сопровождающих их текстовых вставок. В отличие от комиксов графические романы по содержанию обращены чаще всего на взрослую аудиторию. Смысловая нагрузка в таких произведениях ложится и на рисунок, и на текст.  Еще одна черта, которая сближает графический роман с художественным произведением – характеры. Герои произведения развиваются, меняются по ходу истории, что добавляет психологизм и глубину, в отличие от комикса, где персонажи обычно статичны. Таким образом, графический роман — это произведение с литературным текстом, который сопровождается качественно прорисованными иллюстрациями [1].

В качестве материала для исследования мы выбрали произведение «The Sandman» (Песочный человек), созданное по сценарию Нила Геймана. Нил Ричард Маккинон Гейман – английский писатель-фантаст, автор графических романов и комиксов, сценариев к фильмам.

В массовой культуре нашего времени Нил Гейман заслуженно несет звание «главного сказочника современности». Но до признания как писателя Нил Гейман стал известен как автор комиксов – благодаря графическому роману «The Sandman» (Песочный человек).

В 1987 году «DC Comics» приступило к изданию графического романа «The Sandman»: над сюжетом и текстом работал сам Нил Гейман, а над рисовкой проекта работали Сэм Киф и Майк Дрингенберг. Позднее фигурировали еще семь художников. Через два года комикс обрел огромную популярность у взрослой аудитории, что первые выпуски были переизданы в непривычном для комиксов твердом переплете. Именно после этого события привычное слово «комикс» стали заменять термином «графический роман». «The Sandman» действительно был больше схож с романом, а не с типичным комиксом с набором картинок с несвязным сюжетом. Следует добавить, что полного профессионального перевода всех выпусков произведения на русский язык не существует.

Произведение получило многочисленные отраслевые награды, которые важны для соответствующей индустрии. Выпуск «Сон в летнюю ночь» является единственным в истории комиксом, который получил Всемирную премию Фэнтези в 1991 году, что подняло большой скандал и вылилось в полный запрет на рассмотрение в рамках премии графических историй. Являлся одним из нескольких комиксов вошедших в список бестселлеров, одним из пяти комиксов, вошедших в список журнала «Entertainment Weekly» «100 лучших произведений с 1983 по 2008 год», заняв 46 место. Американский писатель Норман Мейлер описывал серию, как «комикс для интеллектуалов».

Нельзя не отметить, что данное произведение демонстрирует современное мифотворчество. В современной массовой культуре некоторые герои кинофильмов, мультфильмов и комиксов являют собой выполненные по всем канонам мифотворчества культовых героев. Персонажи комиксов и графических романов имеют предысторию, важную для мифических героев. Также способность существовать вне времени, особые способности, и выполняют некие действия во благо. Так, в данном графическом романе автор создал историю про семью «Вечных», они являются персонификациями жизненных процессов. Концепция семьи Вечных создавалась постепенно. Одна из значимых особенностей Песочного человека – широкий кругозор автора. Нил Гейман в своем произведении смешивает мифологию и собственное видение, тем самым преобразив художественное пространство комикса.

Целесообразным будет проанализировать построение сюжета графического романа по фундаментальной работе В. Я. Проппа «Морфология сказки», так как в выбранном нами произведении за основу взято мифотворчество и волшебная сказка. В. Я. Пропп в своей работе выделил 31 функцию действующих лиц, которые образуют основные составные части сказки и представляют собой морфологическую основу волшебных сказок [3, с. 29-61].

Для апробации данных функций возьмем первый выпуск произведения «Sleep of the just» (Сон праведных), так как все выпуски представляют собой отдельные законченные сюжетные линии, эпизоды в основном повествовании.

Исходная ситуация. 6 июня 1916 год. Уик Кросс, Англия. Представляются первые персонажи, которые также являются антагонистами истории: Доктор Джон Хэтуэй и Родерик Берджесс. Некий оккультный орден собирается, чтобы с помощью ритуала подчинить своей воле саму Смерть.

I. Отлучка. Вместо Смерти оккультисты ошибочно призывают и пленят какое-то другое существо.  Младшего брата Смерти – Повелителя Снов.

II. Запрет. Морфей понимает, что оказался в плену. Мистер Берджесс хочет обсудить условия его освобождения.

III. Нарушение. Морфей принимает условия как угрозы и не собирается действовать вовсе.

IV. Выведывание. На протяжении десяти лет Мистер Берджесс пытается выяснить кто находится у него в плену. Морфей целое десятилетие сидит в заточении и молчит.

V. Выдача. Члены оккультного ордена с помощью древней книги узнают, что они призвали Морфея вместо его сестры.

VIII. Вредительство. Спустя четыре года один из членов ордена Рутвен Сакс крадет волшебные атрибуты власти Повелителя Снов: шлем, суму с песком и рубин. Далее пускается в бега от своей же организации. Атрибуты утеряны. В связи с этим начинается магическая война.

VIII-a. Недостача. Преданные члены ордена жаждут отомстить Рутвену Саксу за кражу ценных сокровищ организации.

IX. Посредничество, соединительный момент. 1947 год. Морфей до сих пор находится в заточении. Тем времен Мистер Берджесс, уже глубокий старик приходит к Морфею и обвиняет его в своих проблемах, проклинает за то, что он состарился и остался бессилен.

X. Начинающееся противодействие. В течении еще нескольких десятилетий сын Мистера Берджесса приходит к Морфею, пытается с ним поговорить. Он хочет его отпустить, но только с определенными условиями. Морфей отказывается.

XI. Отправка. Морфей спустя 70 лет в заточении освобождает себя хитрым путем.   

XV. Пространственное перемещение между двумя царствами, путеводительство. После освобождения из плена Сон переносится в пространство снов и утоляет свой голод сновидениями людей.

XXIX. Трансфигурация. Морфей создает себе одежду, сотканную из человеческих снов.

XII. Первая функция дарителя. Александр Берджесс засыпает. Оказывается в царстве снов и кошмаров, просит у Повелителя Снов пощады за содеянное.

XIII. Реакция героя. Морфей спрашивает у Александра, где находятся его инструменты власти и силы, которые были украдены. Александр не знает ответа.

XIV. Снабжение, получение волшебного средства. Морфей выносит свой вердикт.  Повелитель снов сам предстает в образе дарителя и дарует Александру Берджессу вечное пробуждение.

XXX. Наказание. Подарив Александру вечное пробуждение, Морфей тем самым наказывает его, то есть обрекает его на вечные кошмары. Этим событием история о пленении Морфея, которая разворачивалась на протяжении 70-ти лет заканчивается [5].

Таким образом, мы выявили 16 функций действующих лиц, которые играют сюжетообразующую роль в данном произведении. Функции не последовательны. Нарративность – повествование, последовательное изложение некоторых событий, которые связаны между собой, от завязки до финала. Так, в произведении «The Sandman» повествование ведется о пути и жизнеописании героя, у которого есть определенная цель. Но в то же время в сюжете одновременно проявляются несколько событийных узлов. В ходе повествования автор проводит исторические параллели и дает ответы на вопросы сквозь призму вмешательства Вечных. Так, в выбранном нами выпуске параллельно с основной историей рассказывается и показывается другое событие в мире людей. В 1913 году в мире появилась «сонная болезнь», большинство людей погрузились в сон. Сам Нил Гейман говорил, что взял за основу эпизода событие, которое в действительности было в истории человечества. Автор объяснил «сонную болезнь» пленением Повелителя Снов. Следует отметить, что нарратив в данном графическом романе хаотичный и не последовательный. Автор использует многолинейную и нелинейную повествовательные техники, то есть добавляет параллельные сюжетные линии, погружения в различные ирреальные пространства, изображает события не в хронологическом порядке. Структура всего произведения состоит из 75-ти выпусков, которые соединены в 10 томов. Развертываются несколько сюжетных линий. Включение каждой новой линии в произведение обуславливается причинно-следственными связями. Такая структура в свою очередь служит способом построения общего эпического повествования. Также существует множество так называемых «спинн-оффов», которые посвящены главным героям и второстепенным персонажам с отдельными от основного сюжета историями.

Так же, как и в художественных произведениях в сюжете графических романов присутствуют действующие лица: протагонист, антагонист, второстепенные герои и. т. д., наличие которых строит сюжет и динамичность произведения. Главным героем является Песочный человек – олицетворение сновидений и мечтаний, а также в определенной степени и их противоположности – реальности. Также у него множество имен и обликов, которые зависят от нахождения в различных культурных пространствах. Но несмотря на то, что Морфей является протагонистом, он нередко отходит на второй план или вовсе не присутствует в некоторых сюжетных линиях.  Так, мы видим, что в данном выпуске Морфей сначала только наблюдает за происходящими событиями в мире.

Далее, с точки зрения принадлежности к графическому искусству, можно также выделить некоторые характерные черты построения графического романа. Форма и цвет формулируют и задают настроение. Так, в произведении «The Sandman» преобладают темные и серые тона, но цвета меняются по ходу сюжетных арок, так, когда в повествовании появляется, например, одна из главных героев Сумасшествие, то преобладают яркие, красочные цвета, под стать ее образу и характеру. Так как иллюстрации играют огромную роль в создании графического романа, внешний облик и личность персонажей прорисовываются очень подробно, но это также зависит от значимости действующих лиц. Например, в произведении «The Sandman» внешний облик главного героя прорисован качественнее, чем второстепенного. Такой способ прорисовки расставляет акцент на тех или иных персонажей. Форма также имеет большое значение в понимании героев, места действия и. т. д. Начертание текста и надписей в комиксах также являются средствами выражения экспрессии. Оформление цвета и формы шрифта, интервал и размер букв, положение текста относительно изображения – все эти элементы настраиваются не просто так. К примеру, в «The Sandman» слова главного героя изображаются белыми буквами на чёрном фоне, в филактере с волнистыми краями. Такие визуальные способы оформления речи служат способом определения индивидуального характера персонажа, эмоциональности сцен, или наоборот нейтральной экспрессии.

Таким образом, сущность вышеизложенного сводится к следующим выводам: Нил Гейман в выпуске «Sleep of the just» использовал 16 функций волшебной сказки, которые являются сюжетообразующими факторами. Автор придерживается хаотичного нарратива, который является способом построения основного сюжета посредством многолинейной техники повествования. Автор также использует культурные ценности и мифологию различных народов, исторические события и литературные аллюзии для построения собственного уникального мифологического пространства в современной массовой культуре.

Подводя итог, мы можем отметить, что основными сюжетообразующими факторами построения графического романа являются функции действующих лиц, различные техники повествования, мифотворчество, исторические события, аллюзии, и визуальные средства выражения экспрессии.

 

Список литературы:

  1. Вайс В.В начале было слово? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.proza.ru/2014/07/04/1263 (дата обращения: 10.05.2020)
  2. Харитонов Е.В. Девятое искусство: Зарубежный фантастический комикс. М.: Academia-F, 2004. — 95 с.
  3. Пропп В.Я. Морфология сказки. М: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1969. — 168 с.
  4. Eisner W. Theory of Comics and Sequential Art / W.Eisner // Florida : Poorhouse Press. — 1985. — P. 164.
  5. Gaiman N. The Sandman [Электронный ресурс]. — Режим доступа. –URL: https://readcomiconline.to/Comic/The-Sandman-1989 (дата обращения 10.05.2020)
  6. McCloud S. Understanding Comics: The Invisible Art/ S.McCloud // NY : William Morrow Paperbacks. — 1994. — P. 225.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.