Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 декабря 2019 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мальцева А.А. АННА АХМАТОВА. ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(84). URL: https://sibac.info/archive/guman/12(84).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АННА АХМАТОВА. ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ

Мальцева Алина Алексеевна

студент, Санкт-Петербургский Государственный университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

АННОТАЦИЯ

Серебряный век литературы (XIX век) известен даже больше, чем Золотой век русской литературы. Анна Андреевна Ахматова – одна из самых выдающихся фигур девятнадцатого столетия. Она «научила женщин говорить» и всегда «была с народом», совмещая в своих произведениях темы любви, Родины, поэзии.

 

Ключевые слова: поэтесса, Анна Ахматова, поэзия, прямолинейность

 

Анна Андреевна Ахматова – поэтесса Серебряного века русской литературы, или как она сама себя называла Поэт. Нельзя недооценивать роль «женской поэзии» в истории России. В.Ф.Ходасевич описывал Анну Ахматову, как одну из «ярчайших звезд на небосклоне женской поэзии».[1] Вопреки предрассудкам, Анна Ахматова писала не только о любви или жизни, она часто обращалась к таким темам как отношения поэта и поэзии, Родина, война. В коротком стихотворении «Клятва» Анна Ахматова напоминает русскому народу, что они не должны сдаваться, не должны отдавать свой город и свою страну врагу, умещая этот призыв в двух строках:

«Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!»

Все творчество Анны Андреевны можно разделить на два периода: ранний (1910 – 1930) и поздний (1940-1960). Такое разделение связано с тем, что после выхода одного из сборников поэтессы («Anno Domini MCMXXI»), практически на 10 лет её произведения перестали печатать. Особенностями раннего периода ахматовской поэзии считается использование будничных выражений, прямолинейность, предметность слов и  заключения смысла в контексте. Второй период творчества Ахматовой характеризуется большим использованием символов, метафор, появлением более абстрактных образов. Однако весь периода творчества поэтессы наполнен её собственным стилем, четкими выражениями, простотой изложения. Ахматова старается отказаться от мистики, социальных причин конфликтов, философских отступлений, придавая каждому своему произведению реалистичности с помощью психологии двух людей, как это делали русские классики.

Лирическая героиня произведений Анны Ахматовой всегда проста и понятна, её переживания и проблемы затрагивают сердца всех русских женщин. Одновременно с этим она зачастую проявляет героизм и решимость, свойственную далеко не каждой русской женщине. Но поэтесса пытается напомнить всем вокруг, что каждая женщина внутри сильна и чиста, она способна созидать и воспринимать мир со всей полнотой. Героиня Ахматовой любит свободу, она горда и прямолинейна:

«Не приходи. Тебя не знаю.

И чем могла б тебе помочь?

От счастья я не исцеляю.»

Иногда поэтический мир, созданный Ахматовой, бывает крайне противоречив, художественные картины резко сменяют друг друга, становятся то яркими, победными и страстными, то нежными, смиренными и опустошенными.

Не забывала Ахматова и о своем родном городе, которому она посвятила более 20 произведений. Простота и прямолинейность прослеживается и в петербургской поэзии автора, Ахматова описывает город откровенно, резко и честно, если она видит в нем любовь и спокойствие, именно так и описывает пейзажи, если вокруг неё кровь, загадка и страдания, тогда и Петербург вокруг наполнен именно этими картинами. Петербургские пейзажи просматриваются на фоне многих произведений Ахматовой.

Знаменитую поэму «Реквием» Анны Андреевны Ахматовой долгое время не хотели публиковать даже частично. Объяснялось это всегда глупыми причинами, например, журнал «Знамя» возвратил рукопись со словами «неудобно публиковать вашу поэму, так как сейчас в номере будет опубликован целый сборник ваших стихов». [2] Поэма впервые была напечатана целиком только в 1987 году. Многие литературоведы считают поэму ключевым произведением в творчестве Анны Ахматовой. В «Реквиеме» поэтесса отразила не только собственное горе, но и горе всех российских жен и матерей того времени, всего русского народа.

Любовная лирика в творчестве Ахматовой не менее важна. Некоторые стихотворение поэтессы В.Гиппиус называл «гейзерами», потому что в них наконец прорывались все её истинные страдания, показывая настоящие чувства героини. В ранней лирике Ахматова часто пользовалась приемом «молчаливости», «недосказанности», определяя этим эмоциональные переживания героев:

«Я знаю, что в тебе такая мука,

Что ты не можешь слова произнесть.»

Женщина, которая любит, у Анны Ахматовой не может быть тихой и смиренной, она обладает собственным голосом, не стоит в стороне, умеет гневаться и покидать возлюбленного, если оказывается не в силах простить предательство. Активно использует в любовной лирике поэтесса и психологизмы, описывая персонажей через их жесты и мимику, при этом Ахматовой нет необходимости напрямую описывать чувства её героев, их характеризуют «отхлынувшая от лица кровь» или «спокойная и жуткая» улыбка. Анна Ахматова умела описывать, не используя прямых определений, и каждый, кто читал произведение, в точности понимал, что испытывает лирический герой. Поэтесса не придумывала метафоричных образов, она говорила о существующих вещах, близких каждому.

«Готовность к утратам, пренебрежение к утратам, память о них. Неблагополучие, как бы само собой разумеющееся, не напоказ, но бьющее в глаза…Неблагополучие как норма жизни», - так пишет о Анне Ахматовой А.Г. Найман. [4] И он оказывается прав, утраты сыграли в жизни и творчестве Ахматовой огромную роль, она пережила аресты двух своих мужей, своего сына, долгое время пыталась вызволить сына из ссылок. Анна Ахматова не только научила женщин говорить, но и говорила сама, говорила, совершенно не переживая за последствия, потому что боролась за свободу, любовь и своих родных.

 

Список литературы:

  1. Колесников С.А., Черкасов В.А. Концепция личности А.А.Ахматовой в восприятии В.Ф.Ходасевича // журнал «ФИЛОLOGOS», 2012 №13
  2. Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. Третье издание. Москва: КНИГА, 1989
  3. Гиппиус В. Анна Ахматова // Литературная учеба, 1989
  4. Найман А.Г. Рассказы об Анне Ахматовой. // Москва: Художественная литература, 1989, с.8
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.