Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 ноября 2019 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кирпикова В.В. ХРАМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ В ЧЕСТЬ БОЖЕСТВА-ПОКРОВИТЕЛЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ ВЭНЬ-ЧАНА В КИТАЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(83). URL: https://sibac.info/archive/guman/11(83).pdf (дата обращения: 29.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ХРАМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ В ЧЕСТЬ БОЖЕСТВА-ПОКРОВИТЕЛЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ ВЭНЬ-ЧАНА В КИТАЕ

Кирпикова Виталия Вадимовна

студент 4 курса, кафедра китаеведения факультета международных отношений Амурского государственного университета,

РФ, г. Благовещенск

Филонов Сергей Владимирович

научный руководитель,

доктор исторических наук, профессор кафедры китаеведения Амурского государственного университета,

РФ, г. Благовещенск

Природа дает человеку возможность для жизни, люди же и природа неразрывно связаны. Наши предки не могли понять таких природных явлений как вода, огонь, гром и молния из-за недостатка знаний об окружающем мире. Они верили, что все природные явления создаются богами из потустороннего мира, что и привело к появлению культов различных божеств. Люди просили у них помощи и защиты путем различных ритуалов.

Вэнь-чан – это божество, которое заведует дворцом Вэнь-чан, а также человеческими судьбами, прежде всего ему поклоняются ученые мужи. Обычно Вэнь-чан изображался сидящим в одеянии именитого чиновника со скипетром в руке, символизирующим исполнение желаний. Рядом изображались двое его помощников Куй-син и Чжи-у.

В своей статье «Покровитель просвещения Вэнь-чан на народной картине няньхуа» доцент кафедры китаеведения АмГУ Ю.Г. Лемешко отмечает: «Практически на всех няньхуа цинского периода Вэнь-чан представлен в костюме чиновника, на нём свободный «правозапашный» халат и конфуцианская шапка учёного (жугуань 儒冠). На некоторых картинках на Вэнь-чане парадный головной убор ушамао 乌纱帽; такая чёрная атласная  шапка с «крыльями» символизирует в китайском искусстве чиновничью должность и чиновничью карьеру. Как известно, в традиционном Китае декорирование чиновничьего костюма (узор, орнамент, украшения и т.д.), его отдельные элементы играли роль социальной дифференциации. В большинстве случаев на рассматриваемых нами иконах на Боге литературы стандартный чиновничий костюм, не осложнённый особым декорированием, в орнаментах на халатах не прослеживается единой символики». Также Ю.Г. Лемешко обращает внимание на то, что помимо Куй-сина и Чжу-и на лубочных картинках Вэнь-чана могут окружать два мальчика-слуги, которых ему в помощь направил, как считалось, Нефритовый император. «Тянь-лун 天聋 не слышит, Ди-я 地哑 был нем от рождения, и это, по мнению Нефритового императора, гарантировало неразглашение имён победителей на государственных экзаменах» [1].

Третий день второго лунного месяца – это день рождения Вэнь-чана, когда в учебных заведениях проводились торжества, а учителя и чиновники собирались вместе и пили жертвенное вино, поэтому день рождения Вэнь-чана также является праздником всех образованных людей. В этот день все образованные люди собираются в храме Вэнь-чана на праздник в честь этого божества. Влияние этого культа непрерывно увеличивалось, не только среди ученых, но и среди простого народа, вследствие чего появилась традиция храмовых праздников, проводимых в честь Вэнь-чана, эти фестивали делились на несколько видов:

- Вэньчанхуэй 文昌会 – храмовый праздник в честь покровителя просвещения Вэнь-чана;

- Вэньцзухуэй瘟祖会 – храмовый праздник, связанный с изгнанием эпидемии оспы;

- Иньшэньхуэй迎神会 – храмовый праздник, посвященный встрече покровителя просвещения.

В разных местах традиции, связанные с храмовым праздником в честь Вэнь-чана, передавались из поколения в поколение, впитывая культуру эпохи и национальные особенности китайского этноса [2, с. 607-608].

День рождения Вэнь-чана был установлен даосской традицией. Однако существуют противоречия относительно вопроса о годе его рождения, так как существует множество легенд, в которых указываются различные даты. В трактате «Всеобщее зерцало божеств и бессмертных всех эпох» говорится, что Вэнь-чан родился во втором году эры Юань-си 元熙эпохи Шестнадцати царств (十六国 304 – 439 гг.) в одном из царств в третий день второго лунного месяца, то есть в  305 году н.э. в семье деревенского старосты. В другом источнике сказано, что Вэнь-чан родился в восьмом году эры Тай-кан 太康 императора У-ди 武帝 в третий день второго лунного месяца, то есть в 287 году н.э. В «Книге метаморфоз» отмечается, что Бог Цзытуна – это золотая змея, родившаяся в озере, расположенном в уезде Сяоцзинь 小金, и чтобы защитить пожилую пару, которая взяла его на воспитание, превратилась в дракона [2, с. 608].

В большинстве дошедших до нашего времени письменных памятников считается, что Вэнь-чан родился в восьмом году эпохи Тай-кан 太康  династии Западная Цзинь (西晋 266 – 316 гг.), в третий день второго лунного месяца. Вот почему в этот день по всему Китаю проводились различные по масштабам и форме жертвоприношения и храмовые фестивали в честь Вэнь-чана, самыми масштабными из которых были храмовые праздники в провинции Сычуань.

Из этого следует, что день рождения Вэнь-чана – это праздник образованных людей, когда проводились специальные мероприятия, которые устраивались учеными мужами в храме Вэнь-чана. Главой комитета по организации становился один из представителей местной аристократии (шэнъюань 生员), которые менялись каждый год.

Особенно масштабные праздники проводились в эпоху Цин (清朝1616 - 1912 гг.), каждый год в этот день император приказывал своим чиновникам приносить жертвы в пекинском храме Вэнь-чана. Таким образом, Вэнь-чана можно считать даосским божеством, однако он имеет и конфуцианские черты.

Празднества в честь дня рождения Вэнь-чана носили народный характер, этот обычай был популярен в различных регионах. Жертвоприношения, которые устраивали официальные власти, отличались роскошью и торжественностью. В 1942 году в пекинском храме Белых облаков, в зале Владыки Севера, была установлена статуя Вэнь-чана, И каждый год в день рождения Вэнь-чана официальные лица отправлялись туда, где глава группы возжигал благовония и приносил жертву согласно этикету. Жертву в храме приносил специально выделенный для этого чиновник императорского двора, а соблюдение этикета было важной составляющей мероприятия [2, с. 609-610].

Фестивали в честь дня рождения Вэнь-чана год за годом становились все более оживленными и завоевывали все большую популярность по всей стране, они проводились везде, где есть храм Вэнь-чана, но в различных местах и связанные с этим праздником традиции отличались. Они впитывали в себя культуру данной местности, а также обычаи национальных меньшинств, проживающих на этой территории.

И хотя день рождения Вэнь-чана – это праздник ученых мужей. Однако во многих местах, пытаясь донести до божества свою благодарность и попросить о помощи, были созданы праздничные традиции никак не связанные с Вэнь-чаном. Например, в день рождения Вэнь-чана в уезде Яньтин 盐亭 юноши и девушки приходили на фестиваль в одежде отделанной пурпуром, молились о рождении сына и играли в различные народные игры. Так день рождения Вэнь-чана стал праздником молодежи, днем, когда молодые люди заводят новые знакомства и объясняются в любви.

В городе Фучжоу 福州 третьего числа второго месяца в честь Вэнь-чана дети запускали воздушных змеев. В Фулине 涪陵 второго числа второго месяца, в день памяти Конфуция, в храме Конфуция в честь Вэнь-чана проводилось весеннее жертвоприношение. Крестьяне замачивали семена, дети запускали воздушных змеев.

В уезде Пуань 普安 провинции Гуйчжоу 贵州 второго числа третьего месяца дети запускали воздушных змеев и загадывали желания. Считалось, что ветер вместе со змеем отнесет их на небеса. Древние предки запускали змеев, полагая, что это поможет им выдержать государственные экзамены и получать большое жалование. Поэтому в этом уезде появилась традиция запускать змеев в день рождения Вэнь-чана.

Фестиваль в честь Вэнь-чана получил широкое распространение во многих регионах, появились специальная музыка дун-цзин инь-юэ 洞经音乐. Она произошла от традиционной музыки, а впоследствии она стала частью храмовой традиции. Эта музыка была признана ЮНЕСКО шедевром нематериального культурного наследия.

В день рождения Вэнь-чана устраивали специальные театральные представления в жанре янси 阳戏. И важной частью фестиваля в честь Вэнь-чана стали спектакли в честь Цзытуна (Цзы-тун ян-си梓潼阳戏). Труппа, которая ставила пьесу называлась янсицзяо 阳戏教, владелец театра – чжантаньши掌坛师, свой пост он получал по наследству. В период правления цинских императоров Сяньфэна (咸丰 1850 – 1861 гг.) и Тунчжи (同治 1861 – 1875 гг.) существовало более 20 таких трупп, которые устраивали представления во всех концах страны.

Спектакли в честь Цзытуна включали в себя показ таких представлений как «Тридцать две небесных пьесы» (Тянь-шан сань-ши-эр си天上三十二戏) и «Тридцать две наземные пьесы» (Ди-шан сань-ши-эр си地上三十二戏).  Небесную пьесу  показывают с помощью деревянных кукол, прикрепленных к бечеве, в наземных пьесах актеры наносят на лицо грим или надевают маски, вырезанные из дерева. Наземную пьесу также называют жэнь-шэнь тун-тан 人神同堂. Популярностью пользовались и небольшие театральные представления, которые представляли собой маленькие шуточные истории. Образ Вэнь-чана, показываемый с помощью куклы или деревянной маски, олицетворяет свет и справедливость, это символ добра и удачи, наказания зла, поощрения добра и осуществления желаний людей [2, с. 612].

В эпохи Мин и Цин празднования в честь дня рождения Вэнь-чана приобрели невиданный масштаб, активное участие принимали не только ученые мужи, но и официальные чиновники. Они просили у него увеличения жалования или повышения в должности, а простые люди посещали праздничные службы в храмах и приносили жертвы предкам.

Участие правительства в жертвоприношениях в честь Вэнь-чана увеличивало авторитет культа, поклонение Вэнь-чану стало влиять не только на карьеру, но и на судьбу человека в целом. Позже появились и храмовые традиции в честь Цзытуна.

Фестиваль Цзытуна проходил в девятый день первого лунного месяца в округе Дэян 德阳, кроме того в храме Вэнь-чана праздники проходили с первого по пятнадцатое число второго месяца. Он так же имеет название «Храмового фестиваля в честь Цзытуна» (Цзы-тун мяо-хуэй梓潼庙会), но из-за того, что третий день второго месяца – день рождения Вэнь-чана этот храмовый праздник также назывался фестивалем Вэнь-чана [2, с. 613].

Храмовые праздники являются неотъемлемой частью китайской религиозной культуры. Праздники в честь дня рождения Вэнь-чана существовали и развивались тысячи лет, в результате чего сформировалось множество народных традиций, дошедших до наших дней.

 

Список литературы:

  1. Лемешко, Ю.Г. Покровитель просвещения Вэнь-чан на народной картине няньхуа [Электронный ресурс] // Синология. Ру – Режим доступа. – http://www.synologia.ru/a/Покровитель_просвещения_Вэнь-чан_на_народной_картине_няньхуа (дата обращения 15.10.2018).
  2. Хуан Чжи-шэн. Вэнь-чан шэндань юй миньцзянь сису (День рождения Вэнь-чана и народные традиции) // Вэнь-чан вэньхуа (Культ Вэнь-чана) / Под ред. Чень Ю-сюэ, Цин Си-тай. – Сычуань чубань цзитуань, 2004. – С. 607-614. – 黄枝生。文昌圣诞与民间习俗 // 文昌文化 / 编者陈友学,卿希泰。– 四川出版集团,2004。–页607-614。
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий