Статья опубликована в рамках: LXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2019 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРОБЛЕМА ВЫПОЛНЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В ТЕХНИКЕ ГРАФИКИ
Аннотация. В статье поднимается проблема низкого уровня подготовки детей средней школы в области изобразительного искусства, необходимого для выполнения графических иллюстраций к литературным произведениям. Выявляются пути решения этой проблемы, посредством выполнения целей и задач в процессе обучения. Указывается на ведущую роль педагога при выполнении учащимися заданий по выполнению иллюстраций литературных произведений в технике графики: акварель, тушь, перо, гелиевая ручка.
Ключевые слова: уровень, развитие, графика, иллюстрация, методика преподавания.
В учебном процессе общеобразовательной школы большое внимание должно удалятся значимости обучения детей изобразительному искусству, проведению занятий по учебной программе факультативных занятий, кружков. Это необходимо для развития у детей воображения и фантазии, получения ими теоретических знаний, практических умений и навыков, творческих идей для выполнения ими уровневых, выставочных работ.
В самом начале своего развития, каждый человек имеет свое мировосприятие, неподвластное чужим взглядам и убеждениям, и каждый ребенок представляет этот мир иначе и более инфантильно и наивно. Так происходит до начала процесса осознанного воспитания и обучения, во время которого человек формируется как личность, в той или иной социальной среде, где на него влияет множество факторов, в этот момент его начинают учить, в том числе и рисованию. Теперь человек знает самые элементарные способы выражения и изобразительные средства, и, казалось бы, перед ребенком открывается целый мир изобразительного искусства, в XXI веке еще более доступный и многогранный, мир, который не поместиться в одну школьную программу и можно обучаться всю жизнь.
Cовременные школьные программы общеобразовательных школ в России недостаточно, сравнительно, серьезно относятся к такому предмету, как изобразительное искусство, и все больше уходят в теорию и историю, уделяя мало внимания на практическую работу, что в свою очередь уменьшает творческие потенциалы учащихся. И отсюда вытекает следующая проблема – низкого уровня подготовки детей в области изобразительного искусства в общеобразовательных школах.
Общественная значимость решения подобной проблемы, вероятно, неочевидна, но если углубиться в предмет изобразительного искусства, то можно увидеть, что высокий уровень подготовки в этой сфере положительно влияет на остальные жизненные ситуации: позволяет находить неочевидные решения проблем в различных сферах жизни, расширяет кругозор, улучшает когнитивные функции, подходит как база для множества профессий (архитектор, ретушер, иллюстратор, фотограф и др.), и список можно продолжать долго. Так же стоит заметить, что велика значимость для остальных школьных предметов, то есть умение изображать и представлять исторические события, географические особенности и восприятие литературных образов, все это имеет пользу для соответствующих школьных предметов, посредством взаимосвязи с уроками изобразительного искусства.
Цели, поставленные и достигнутые нами в этой статье, в том числе и исходя из вышесказанного:
- повышение уровня подготовки школьников
- стимулирование развития обучающей программы по изобразительному искусству
- получение результата проведенных занятий в виде графических иллюстраций
Нельзя забывать, что изобразительное искусство очень многогранно, и для разбора всех способов рисования и их особенностей – статьи не хватит. Для работы детьми в этой статье будет разобран самый классический вид рисования – графика.
Снова, руководствуясь вышесказанным, мы вывели проблему, низкого уровня подготовки детей в средние школы общеобразовательной школе при выполнении иллюстраций в технике графики [4].
Уровень подготовки в любой сфере обучения должен возрастать в соответствии с возрастом, это априори, но это может быть справедливо только к тому, что человек использует, или планирует использовать в своей дальнейшей жизни, а значит, если программа обучения в учебном заведении не настроена на какой-либо профиль подготовки, должна быть направлена на всесторонние развития учащихся на протяжении всех 9 или 11 лет обучения. В свою очередь, современное положение дел обстоит так, что изобразительное искусство, рассматривается как дисциплина только до 8 класса, и даже до тех пор ей не уделяется времени, необходимого для всестороннего развития в этом предмете.
Можно обобщить – в школе мало учат рисовать. Отсюда получается, что при окончании школы человек просто не умеет рисовать должным образом, если не занимался этим отдельно, и это так же может отражаться на его жизни, на его эстетическом и культурном уровне развития.
Так же, пока ребенок проходит процесс обучения в школе, и рисует 1 час в неделю, его навыки всегда остаются на, объективно, низком уровне, и современные методы преподавания не позволяют им развиваться. Представим ситуацию: учитель по изобразительному искусству приходит на урок к 7 классу, и опираясь на часы, выделенные на предмет, не требует от учеников многого, и не дает нужного количества знаний. В итоге, дети не умеют рисовать, должным образом и не имеют необходимой развитости в разных техниках. В свою очередь мы поставим им более сложную учебную задачу и попробуем обучить их выполнению графической иллюстрации по литературному произведению. Материалом выполнения у школьников будет акварель и черная гелиевая ручка, последнее обуславливается несложностью использования.
Прежде чем давать данную тему, нужно оценить уровень подготовки учащихся, то есть заняться разбором, анализом их, выполненных ранее, художественных работ, в этом возрасте ребенок может иметь огромную фантазию и недостаточные навыки практического рисования, так же, как и наоборот, нужно понять и оценить каждого. Стандартная программа обучения изобразительному искусству в школе нам может продемонстрировать навыки детей по выполнению несложных натюрмортов или пейзажей, это необходимо для понимания того, что можно ждать от того или иного ребенка и на сколько может он показать себя с какой-либо стороны.
После проведения ряда занятий по стандартной программе преподаватель способен выстроить для себя некую систему оценивания каждого из учеников, и в последствии может работать над ошибками или слабыми сторонами детей, каждого в отдельности, способствуя личностному развитию каждого индивидуально, так же это может помочь в какой-то момент выявить талант или потенциал, чтобы поспособствовать ему. Далее можно переходить к самой работе по теме, по созданию графической иллюстрации [3]. Техникой, выбранной для данной работы, выступает графика, а именно черная гелиевая ручка и акварель, в данном случае можно использовать различные цвета, и для получения наиболее качественных работ, в процессе выполнения задания, не нужно спешить и следует разбить рисование на 2 урока, возможно с дополнительной домашней работой.
Подробнее разберем каждый из уроков, начиная с первого. Мы не станем сразу давать ребятам задачу и ждать пока они все выполнят, начало урока необходимо посвятить ознакомлению с техникой и примерами выполнения таких композиций, так же нужно затронуть базовые правила контраста, типичности, построения композиции, композиционного центра и др. Необходимо вывесить на доску примеры работ, особенно хорошо подойдут примеры иллюстраций того что они изучают на других предметах, так же вывесить примеры штриховки тушью и пером, и все материалы которые могут быть полезны по теме.
Можно начинать первый урок, преподаватель читает на весь класс отрывок из произведения литературного, чтобы дети могли представить, что им предстоит изображать, так же будет не лишним раздать эти отрывки каждому, чтобы они могли к ним возвращаться, перечитывать в процессе всего времени работы над иллюстрацией. Затем, можно переходить к карандашному рисунку, выбранному из нескольких мелких поисков данного сюжета. Так как в нашем случае дети работают на А4 формате, это не должно занимать много времени. После утверждения преподавателем сделанной учащимся работы, они могут приступить выполнят тон или цвета акварелью. На первом занятии не нужно спешить, важно чтобы дети все делали по порядку и не торопились закончить раньше времени, так как обычно, уроки в общеобразовательных школах, проходят быстро [1].
В итоге по окончанию первого урока мы получаем работы, выполненные карандашом, без контурной прорисовки, только с тоновыми и цветовыми различиями. В случае, если кто-то не успел закончить работу можно высушить ее и отдать на доработку домой, напомнив учащемуся не сминать лист с его иллюстрацией. Следующий урок можно посвятить продолжению работы, детализации всех элементов изображения с помощью черной гелиевой ручки.
Перед началом работы педагог долен обратить внимание на плановость работ, что можно выделять контурно, а что лучше оставить неконкретным, то есть определить положение предметов на переднем плане и нет. Иначе говоря – что к зрителю ближе, то больше обрисовываем ручкой, и наоборот.
Так же нельзя забывать, что педагог должен помогать учащимся на всех этапах работы с графическими материалами, а по окончании работы преподавателю необходимо провести оценку иллюстраций детей.
Оценку работ школьников можно провести в форме просмотра, если позволит пространство, так же можно сделать это в коридоре, чтобы посмотреть на общую картину работ, и сразу выделить наиболее сильные, еще можно вывесить все на доску, если все работы сделаны не на крупных форматах. Дети способны самостоятельно определить оценки для своих одноклассников, а учитель выполнит роль помощника в оценивании. Наиболее качественные работы стоит отправлять на городские и российские конкурсы детского рисунка, это может стать отличным мотиватором для развития детей.
В заключении хочется сказать, эта статья рассчитана на любой уровень школьной подготовки по изобразительному искусству, и каждый педагог в праве подгонять эти рекомендации и переделывать под свои задачи и темы уроков. И необходимо оценивать каждого ученика в соответствии с тем, как он мог вырасти в своих навыках.
Так же необходимо сделать выводы о проделанной работе, были ли выполнены все поставленные цели и задачи во время занятий, сравнить насколько улучшились умении учащихся при работе с графическими материалами и смогли ли они на достойном уровне выполнить иллюстрации по теме.
Важно понимать, что проделанной работой можно стимулировать детей к развитию их эстетических и художественных навыков, повышать их уровень владения материалами, расширять воображение и фантазию. В свою очередь городские и российские конкурсы помогут учащимся стремится к достижению призовых мест и улучшению навыков рисования.
Список литературы:
- А.А. Прищепа «Основы композиции: Учебное пособие», Ростов-на-Дону: ПИ ЮФУ, 2009 г., 96 стр.
- Б. Дехтерев «Познание мира и иллюстрация. Детская литература», 1990 г., № 3.
- Свободная энциклопедия Википедия // Электронная энциклопедия — 2019. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EB%EB%FE%F1%F2%F0%E0%F6%E8%FF (дата обращения 12.04.2019).
- Электронный ресурс АКАДЕМИК // Электронная энциклопедия – 2019. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/782614 (дата обращения 12.04.2019).
дипломов
Оставить комментарий