Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 апреля 2019 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сапьян А.А. КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(76). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(76).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Сапьян Анна Александровна

магистрант 1 курса, факультета Философии и психологии ВГУ,

РФ, г. Воронеж

Термина «культура» в научной литературе имеет многочисленные трактовки и определения. Данный феномен представлен как многозначное, многоаспектное, полифункциональное понятие.

В общем виде определение рассматриваемого понятия звучит следующем образом: культура – это сущностная характеристика человека, связанная с чисто человеческой способностью целенаправленного преобразования окружающего мира, в ходе которого создается искусственный мир вещей, символов, а также связей и отношений между людьми. Коммуникация и общение являются важнейшей частью человеческой жизни, а значит, и частью культуры. Поскольку культура характеризует особенности сознания и жизнедеятельности людей, то понятие «культура» не менее емкое, чем понятие «общение». Подчеркивая их важность, многие исследователи приравнивают культуру к общению (коммуникации).

В основе нашего исследования лежит социально-психологический подход к определению данного понятия, отмечающий его социальный характер, нравственную основу, гуманистическую направленность (Л.Н. Коган, Э.С. Маркарян и др.).

По мере включения в культурный контекст происходит развитие коммуникативных способностей личности, которые предоставляют возможность человеку пользоваться культурными средствами общения и сами являются личностной, персонифицированной формой культуры общения. Личность, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должна оценивать себя, свою деятельность, поступки и поведение с точки зрения соответствия их культурным требованиям.

Э. Холл утверждает, что культура – это коммуникация, а коммуникация – это культура. Исходя из такого толкования, многие западные ученые наглядно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, основывающееся на них и проявляющееся, прежде всего в общении с другими людьми [1, с. 6]. Данное толкование исследуемого понятия позволяет провести анализ коммуникативной культуры как социально-психологического феномена.

Закономерности становления основ коммуникативной культуры личности изучались авторами с различных позиций. Многие социально-психологические исследования были посвящены комплексному изучению характеристик личности как субъекта общения, обеспечивающих успешность ее социализации; изучению проблем диагностики и развития коммуникативной компетентности (Г.М. Андреева, Ю.Н. Емельянов и др.). В социально-психологических науках термин «коммуникативная культура» употребляется как понятие, тождественное термину «культура общения».

Так какой же смысл вкладывается в понятие «коммуникативная культура»? Коммуникативная культура с точки зрения социальной психологии – это совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей друг с другом, эффективное решение всевозможных задач общения [2, с. 26].

Е.В. Руденский рассматривает коммуникативную культуру как характеристику возможно­стей человека, которые определяют качество его общения. Коммуникативная культура личности как система ее качеств, включает [3, с. 96]:

1) культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация);

2) культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

3) культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению;

4) культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении) и пр.

По мнению Г.М. Андреевой и А.А. Бодалева, для человека с высоким уровнем коммуникативной культуры характерно наличие следующих психологических характеристик.

1. Развитая эмпатия – умение видеть мир глазами других, понимать его также, как они.

2. Доброжелательность – уважением, симпатией, умением понимать людей, не одобряя их поступки, готовностью поддерживать других

3. Аутентичность – способностью быть самим собой в контактах с другими людьми; конкретностью – умением говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовностью отвечать однозначно на вопросы.

4. Непосредственность – умением говорить и действовать напрямую [3, с. 75].

Актуальность нашего исследования заключается в том, что есть потребность в выявлении научных фактов относительно того, есть ли различия в развитии коммуникативной культуры специалистов, работающих в различных сферах: а именно в сфере «человек-человек» и «человек-техника». Работа специалиста в сфере «человек-человек» подразумевает интенсивное частое общение с другими людьми, в отличии от работы специалистов в сфере «человек-техника», где общение, как правило, минимизировано и носит ситуативный предметный характер.

Таким образом, перед нами стоит острая необходимость провести пилотажное исследование различий коммуникативной культуры специалистов указанных сфер.

Цель исследования заключается в выявлении различий коммуникативной культуры специалистов, работающих в сферах «человек-человек» и «человек-техника».

Объектом исследования является коммуникативная культура специалистов.

Предмет исследования – коммуникативная сфера личности.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о наличии различий коммуникативной культуры специалистов, работающих в сферах «человек-человек» и «человек-техника», а именно: уровень коммуникативных и организаторских склонностей, самоконтроль в общении у специалистов, работающих в сфере «человек-человек» выше, чем у специалистов, работающих в сфере «человек-техника».

В ходе пилотажного эмпирического исследования были использованы следующие методики.

Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)», разработанный В.В. Синявским и Б.А. Федоришиным.

Тест-опросник «Тест на оценку самоконтроля в общении», автор – американский психолог М. Снайдер.

Для оценки различий между двумя выборками использовался непараметрический статистический критерий Манна-Уитни. Он показал, что различия коммуникативной культуры специалистов, работающих в сферах «человек-человек» и «человек-техника» статистически значимы.

Гипотеза исследования не отвергается, следовательно, уровень коммуникативных и организаторских склонностей, самоконтроль в общении у специалистов, работающих в сфере «человек-человек» выше, чем у специалистов, работающих в сфере «человек-техника». Это значит, что первые в большинстве случаев хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций, легко входят в новую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, непринужденно ведут себя в новом коллективе. Специалисты из сферы «человек-техника», наоборот, преимущественно обладают устойчивым поведением, склонны не считать нужным изменяться в зависимости от ситуации, зачастую прямолинейны.

Итак, в ходе пилотажного эмпирического исследования нами были установлены статистически значимые различия коммуникативной культуры специалистов, работающих в сферах «человек-человек» и «человек-техника». Наличие различий можно объяснить спецификой профессиональной деятельности различных сфер. С одной стороны, условия и требования той или иной профессии отражаются на личности специалиста, а с другой – человек сам выбирает область трудовой деятельности, исходя из осознания своих психологических особенностей и личностных ресурсов.

Таким образом, изучив научно-практическую литературу по теме коммуникативной культуры, можно сделать вывод о том, что это понятие как социально-психологический феномен имеет давнюю историю. Но несмотря на это, изучение коммуникативной культуры специалистов с позиции социальной психологии не теряет своей актуальности. Подтверждением этого служит большое количество научных разработок современных авторов по данной тематике. Феномен коммуникативной культуры, по своей сути, достаточно сложный. Его существование и развитие в личности человека занимает одну из ключевых позиций, которые создают условия для всего социально-психологического развития человеческой личности.

Перспективы исследования коммуникативной культуры как социально-психологического феномена заключаются в изучении ее сформированности на разных этапах онтогенеза, а также в выявлении факторов, влияющих на динамику ее развития.

 

Список литературы:

  1. Байшашева К. У. Формирование готовности к самопрезентации будущих специалистов / К. У. Байшашева // Материалы международной конференций «Проф. С. М. Исаев: теоретические и методические проблемы казахского языкознания». – Алматы, 2008. – С. 23-27.
  2. Гойхман О. Я. Речевая коммуникация / О. Я. Гойман. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 272 с.
  3. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. / Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / под ред. А. П. Садохина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 352 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий