Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 января 2019 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Столярова Л.В. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(73). URL: https://sibac.info/archive/guman/1(73).pdf (дата обращения: 28.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Столярова Людмила Валентиновна

ФГАУО ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»,

РФ, г. Белгород

Аннотация. Диалог, это основной способ осуществления коммуникационных связей, условие взаимопонимания людей. Именно в условиях диалога могут развиваться межэтнические и межнациональные отношения. Этому способствует глобализация и глобализационные процессы. Такое взаимодействие в полной мере реализовывается в рамках информационного общества посредством медиа. В современной социокультурной ситуации медиа является важным инструментом для освоения человеком окружающей среды.

Ключевые слова: медиа, межкультурный диалог, межкультурная коммуникация, культура

 

Глобализация стала причиной того, что многие, значительно отдаленные друг от друга страны и культуры, стали взаимозависимы.

Благодаря цифровизации увеличилось количество каналов коммуникации, которые государства не в силах тотально контролировать. Это открыло возможности для общения и взаимодействия между гражданами разных стран, но, с другой стороны, благодаря этому стали более осознаваемы социальные, этнические, культурные и конфессиональные различия. Задачей мирового сообщества становится обеспечение взаимодействия различных культур как на уровне государств, так и внутри стран.

Культура накапливает и сохраняет привычные формы и способы взаимодействия, передачи информации, аккумулирует традиции, опыт, нормативы, идеалы и другое. В таких условиях становится очевидным тот факт, что конфликты и деструктивное поведение является проявлением бескультурья, неуважения к чужому прошлому [2, с. 102]. Коммуникация и общение являются неотъемлемой составляющей жизни современного человека, а соответственно, и частью культуры.

Саму совокупность всех разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам, можно назвать межкультурным диалогом [5, с. 120]. Он осуществляется в процессе взаимодействия глобальной и локальной культур, между «открытым» сообществом индивидов и фундаментальными социокультурными установками.

Межкультурный диалог занимает одно из центральных мест при изучении и оценке современного состояния человеческого общества, когда особенно важно определить оптимальные границы между глобализацией и сохранением социокультурного плюрализма, между террором и толерантностью. В процессе межкультурной коммуникации происходит осознание коммуникантами социальных норм «чужой» культуры, что создает условия для успешной социализации и аккультурации, способствующих развитию современной, открытой к сотрудничеству и созиданию мультикультурной личности.

Если речь идет о межкультурном диалоге на уровне межличностного общения, то взаимодействие различных культур может быть непосредственным. А коммуникация между культурами в семиотическом и культурологическом смысле является сугубо опосредованной, будь то, к примеру, синхроническое пересечение современных западных и восточных культур, либо определенный исторический тип проникновения элементов древних культур в более поздние культурные парадигмы.

«Посредниками» такого взаимодействия являются как сами произведения культуры, так и средства их технического кодирования и передачи. Согласно известной концепции теоретика коммуникации М. Мак-Люэна, определяющее значение для того или иного исторического типа культуры имеет характер коммуникативной технологии, господствующей в данный период [3, с. 53]. Иными словами, тот или иной способ коммуникации (устный, письменный, электронный) детерминирует во многом мировоззрение и мировосприятие эпохи. В современном обществе Мак-Люэн видел преобладание визуального канала коммуникации - телевидения и компьютерных сетей.

Межкультурный диалог может протекать даже в мыслях человека, которому удалось понять образ мысли другой культуры. Как раз различия в менталитетах и образах мысли сторон диалога и становятся главной причиной недопонимания при межкультурном взаимодействии.

Как отмечает Александр Садохин, культурная картина мира отражает своеобразие культуры народа, она создается в процессе развития самой культуры и является результатом различного мировосприятия. Представители различных культурных общностей видят мир по-своему, все события они воспринимают и переживают иначе. Исходя из этих особенностей они создают свою картину мира [5, с. 26].

Говоря о наиболее часто встречающихся проблемах в ходе диалога культур, следует акцентировать внимание на определенных различиях между западноевропейскими странами и Россией.

История России, как многонационального государства, иллюстрирует успешный многовековой опыт межкультурного взаимодействия. Являясь частью крупного государства, многочисленные народы вступали в диалог и выработали принципы культурного и межконфессионального сотрудничества. Историческое наследие учит следовать культурным традициям и учит сотрудничеству представителей различных национальностей и на современном этапе.

Новые возможности для реализации идеи межкультурного диалога дает Интернет-пространство. Коммуникация, осуществляемая с помощью интернета, является не только безличным процессом обмена информацией, но и содержит признаки обратной связи, создает возможность для непосредственного, живого общения между людьми, разъединенными огромными расстояниями, способствуя диалогу между представителями различных народов и стран.

Межкультурная коммуникация в интернет-пространстве, с одной стороны, усложняется, поскольку возникают дополнительные средства виртуальной коммуникации, особая визуализация ряда параметров реальной социокультурной коммуникации, с другой стороны, упрощается, так как интернет-среда нивелирует или сводит «к поверхности», если трактовать это явление в терминологии постмодернизма, те способы и виды коммуникации, которые в реальной коммуникативной ситуации обладают большой смысловой нагрузкой.

В условиях виртуального общения информация существует не только в текстовом формате, но и как различные образы. Сложившиеся ранее понятия о тексте трансформируются под влиянием мультимедиа-технологий [4, с. 129].

Более широкий спектр возможностей для осуществления формата диалога сегодня предоставляют различные социальные сети. Наиболее известными и популярными, с учетом их национального охвата, являются такие международные сети, как Facebook, Twitter, Instagram и ряд других. Эти ресурсы могут выступать одновременно площадкой для общения как больших социальных групп, так и сервисом для переписки отдельных индивидов, а также включают веб-приложения, с помощью которых любой может выбрать нужную функцию по своим интересам [1, с. 38].

Таким образом, основной функцией межкультурного диалога в плане коммуникации является обеспечение паритетного взаимодействия участников общения с сохранением их культурного и исторического наследия.

Таким образом, в рамках современной медиадействительности диалог культур приобретает новые параметры, меняющиеся под влиянием информационных технологий и глобализационных процессов. Медиакультура на новом уровне технических возможностей эффективно способствует единой «цивилизационной лестнице», создает невиданные прежде возможности для диалога культур в глобальном, в межличностном и внутриличностном уровнях [6, с. 138].

 

Список литературы:

  1. Битков Л.А. Социальные сети: между массовой коммуникацией и межличностным общением // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 28. – С.36-38.
  2. Быстрова А. Н. Мир культуры (Основы культурологии) / А.Н. Быстрова. - Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Издательство Фёдора Конюхова, 2002. – 712 c.
  3. Мак-Люэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. Мак-Люэн. – М.: Жуковский, 2003. – 464 с.
  4. Новикова Л.А. Аббревиация как феномен межкультурной коммуникации в сети Интернет // Вестник Удмуртского Университета. - 2013. - Вып. 21. - С.126-133.
  5. Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации / А.П. Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 352 с.
  6. Сапунов, Б. Медиакультура без культуры? (Что стоит за модным понятием) // Высш. образование в России. - 2006 -№ 12. - С.138–142.
  7. Сержантова И.Б. Межкультурный диалог, медиакультура и современн ая социокультурная ситуация. - Психология в экономике и управлении. – 2011. -, № 1. - С. 106-113.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.