Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 ноября 2018 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Какасьева Е.Р. КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(71). URL: https://sibac.info/archive/guman/11(71).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Какасьева Елизавета Романовна

студент 1-го курса направления подготовки «Архитектура» Академии Архитектуры и Искусств Южного Федерального университета,

РФ, г. Ростов-на-Дону

Кравец Виктория Сергеевна

научный руководитель,

канд. ист. наук, доцент кафедры исторической политологии института истории и международных отношений ЮФУ,

РФ, г. Ростов-на-Дону

Ключевые слова: культура; социокультурный процесс; общество; инновация; синтез; диффузия; аккультурация; этноцентризм; культурный релятивизм; аномия; культурное запаздывание; чуждое влияние.

Keywords: culture; socio-cultural process; society; innovation; synthesis; diffusion; acculturation; ethnocentrism; cultural relativism; anomy; cultural lag; alien influence.

 

Культура – предельно широкий феномен, охватывающий как бытие отдельного человека, так и общества в целом. В связи c этим человека (в узком смысле – личность) принято трактовать как биосоциальную сущность. Именно это социальное измерение человека выражает его соотнесенность со сферой культуры.

Культура – чрезвычайно многогранное явление. Существуют такие виды культур, которые нельзя отнести ни к духовной, ни к материальной сферам жизни (например, политическая, экономическая, физическая, экологическая и эстетическая, художественная культуры) [2, с. 54-60].

В настоящей работе культура рассматривается как основа социальных изменений. В настоящее время эта проблема в особенности актуальна, поскольку культура – важнейший инструмент социализации, благодаря которой общество обладает способностью к духовному самовоспроизводству.

Слово «культура» происходит от латинского слова «colere» («культивировать почву»). В XVIII и XIX веках данный термин стали употреблять также и по отношению к людям: если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда признак «культурный» применялся к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Определение культуры представляет особую сложность в силу многогранности этого феномена. В самом широком (философском) значении культуру можно определить как совокупный опыт человеческой жизнедеятельности. В частности, марксисты определяют культуру как проявление сущностных сил человека, единство общественного сознания и практической деятельности [3, с. 230].

В общесоциологическом смысле под культурой понимается система убеждений, ценностей и выразительных средств, применяемых в искусстве и практической деятельности, которые являются общими для какой-либо группы и служат основой упорядочения опыта внутри этой группы [3, с. 240].

С ХVIII в. осмысление культуры велось по трем направлениям. В рамках научного направления культура осмысливалась как объективная реальность. Психологический подход трактует культуру как производное сознания субъекта культуры. Существует и третье направление - теоретический синтез, - в рамках которого культура определяется как объект познания и производное сознания субъекта культуры [3, с. 253].

Разнообразие подходов к изучению феномена культуры позволяет заключить, что культура – это явление, которое не может исчерпываться какой-либо одной функцией. Среди спектра функций культуры, наряду c природопреобразующей, выделяют воспитательную, интегративную, аксиологическую, информационную функции [1, с. 112-120].

Многообразие функций культуры и подходов к ее исследованию позволяет выделить важнейший атрибут культуры - ее надбиологический характер. В этом аспекте культуру неслучайно характеризуют как «вторую природу», порожденную человеческой цивилизацией. По мнению антропологов, структура культуры включает четыре элемента: понятия, отношения, ценности и нормы [1, с. 132].

Понятия упорядочивают опыт людей и содержатся в языке. Восприятие окружающего мира через понятия различается в разных культурах. Например, у чукчей существует около пятидесяти названий снега, а в английском языке нет различия между вежливым «Вы» и простым «ты».

Отношения - это представления о взаимосвязи различных аспектов опыта людей. Например, существует культурное различие в методах воспитания детей. В Абхазии практикуется система воспитания, где категорически запрещается наказывать детей. Если ребенок совершил что-то плохое, то похвалы прекращаются, и ребенок воспринимает отсутствие похвал как самое сильное наказание.

Правила (нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями их культуры. Поддержание норм определяют санкции, которые бывают позитивными (поощрение) либо негативными (наказание). Правила тоже часто имеют «локальный» характер. Например, законодательные системы современной России и Китая существенно различаются. В России с 1996 г. на смертную казнь введен мораторий. В Китае же она применяется по отношению к ряду преступлений (например, за коррупцию, наркотики, проституцию, угон автомобиля).

Ценности – это общепринятые представления о социально значимых целях. Ценности составляют основу нравственных принципов в различных культурных системах (например, ценности христианской культуры содержатся в Десяти заповедях). Идеология – ни что иное, как практический аспект ценностей, выражающий их политическое измерение; она придает смысл и законность действиям людей, а также защищает интересы определенных групп (например, коммунистическая, либеральная идеология).В советские времена высшей ценностью считалось первенство общественного над личным. Сегодня на первом месте стоит индивидуализм, а высшая ценность - деньги, богатство, собственность, капитал.

В современный период развития западной культуры происходят значительные изменения ее ценностной парадигмы. Началом западноевропейской культуры является эпоха Возрождения с ее интеллектуализмом и элитарностью. Современная западная культура характеризуется поиском новизны. При этом новаторство является не следствием культурного поиска, но его самоцелью.

Ценностная парадигма современной западной культуры позволяет заключить, что, c одной стороны, культура стала более открытой для инноваций, но c другой – такая открытость создает предпосылки для проникновения в культуру деструктивных влияний.

Культура как системный феномен подвержена изменениям, т.е. представляет собой социокультурный процесс. Социокультурный процесс включает две противоречивые тенденции: консервативную (тенденцию к сохранению) и инновационную (тенденцию к развитию и изменениям).

Систематизация научных публикаций позволяет выделить следующие основания динамических процессов в культуре: инновацию, обращение к культурному наследию, диффузию и синтез.

Так, инновация представляет собой процесс создания новых идей, нацеленных на изменение общественного бытия. Носителями новаторства могут выступать как творческие личности, так и новаторские группы.

Обращение к культурному наследию – это сумма всех культурных достижений общества, его исторический опыт. В культурном наследии сохраняются все культурные достижения, включая и те, что на время были забыты. Диффузия позволяет говорить о распространении культуры в социальном и географическом пространстве. Процесс заимствования элементов культуры в социальной антропологии получил название «аккультурация». Она может носить прямой (влияние иммигрантов на принявшую их среду) или косвенный характер (воздействие СМИ, университеты, научные центры).

Синтез можно определить как наивысшую форму бытия культуры, поскольку он представляет собой органичное соединение разнородных элементов, в результате которого возникает принципиально новая социокультурная модель.

В конечном счете, данные факторы время от времени порождают такие явления в культуре, как этноцентризм, культурный релятивизм, а также культурные конфликты.

Этноцентризм (тактика культурного возвеличивания собственной нации, социальной группы) в своей крайней форме приводит к возникновению таких социальных дисфункций, как расизм, фашизм, шовинизм, национализм, религиозный фанатизм и т.д. [5, с. 200].

Культурный релятивизм – это противоположная этноцентризму точка зрения, предполагающая терпимое отношение к другой культуре. В связи с этим, культурный релятивизм принято считать основанием толерантности.

В самом общем виде можно выделить три вида социокультурных конфликтов: аномический конфликт, культурное запаздывание и чуждое влияние. Аномия – это нарушение единства культуры, обусловленное отсутствием четко сформулированных социальных норм. Следовательно, аномический конфликт возникает в переходные периоды развития обществ. Так, на Западе с начала XIX века аномия была вызвана процессом индустриализации и ослаблением Церкви. Эти перемены повлекли за собой распад системы нравственных ценностей и рост преступности [4, с. 112-113].

«Культурное запаздывание» наблюдается, когда перемены в материальной жизни опережают изменения в нематериальной культуре (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления). Так, образ жизни российских горожан несет на себе отпечаток сельских традиций (например, традиция заготавливать на зиму овощи с приусадебного участка).

«Чуждое влияние» представляет собой воздействие внешней инородной культуры на культуру, доминирующую в данном обществе. Этот тип конфликта наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись колонизации со стороны Европы.

Подводя итог, можно заключить, что культура – это развивающийся феномен. Меняя свой облик, она меняет и облик мира, отражая потребности новой жизни. Культура способна накапливать достижения прошлого. Используя научно-технические достижения, она создает комфортную среду обитания для современного человека.

XX столетие – рубежный период, в котором как никогда прослеживается разрыв социального и культурного циклов. Социокультурные изменения в новой социальной реальности значительно ускоряются, и можно наблюдать, как на протяжении одного поколения сменяют друг друга несколько культурных эпох. Культура призвана выполнять важнейшую функцию – сохранять наследие прошлых эпох и благодаря этому способствовать сохранению человеческой цивилизации, ее духовных основ.

 

Список литературы:

  1. Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира.- М.,1987.- 312 с.
  2. Манхейм К. Избранное: Социология культуры / Академия исcледований культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 2003.-96 с.
  3. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры.- М.: ИНФРА-М, 1999.- 411 с.
  4. Швалева Т. В. Проблема языка и культуры в дискурсе отечественных мыслителей // Научное обозрение. - 2007. - № 5. - С. 111-116.
  5. Яркова Е. Н. Культура и цивилизация // Вестник Тюменского государственного университета. - 2014. - № 10. - С. 199-208.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий