Статья опубликована в рамках: LXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 ноября 2018 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ВЛИЯНИЕ ФИЛЬМОВ УЖАСОВ НА ПСИХИКУ ДЕТЕЙ
Современное общество устроено так, что существует необходимость участия психологов в самых различных областях жизнедеятельности. И в настоящее время увеличилось внимание к вопросу влияния средств массовой коммуникации (а это прежде всего телевидение) на подростков и детей!
Различные психологические исследования и работы говорят, что телевидение, помимо того, что является средством получения информации и одним из видов развлечения, оказывает огромное влияние на поведение и психику, как подрастающего поколения, так и населения в целом. Особое значение имеют кинофильмы и телевизионные картины, демонстрирующие насилие, устрашающее поведение, вызывающие страх, тревогу, а так же создающие атмосферу ужаса. Множество талантливых писателей, художников, кинематографистов настоящего и прошлого посвятили свои произведения человеческим страхам. В этих произведениях исповедуется в определенной мере религия деструктивных чувств, рассматривается переживание человеком ужаса, страха как уникальная возможность для расширения спектра эмоций, обогащения воображения, испытания силы духа на прочность и даже закалки характера человека.
В кинокартинах ужасов, представляющих собой отдельный жанр киноискусства со собственными законами, чаще всего действия происходят в выдуманном "символическом" мире, который есть лишь только на телевизионном экране. Персонажи этих кинокартин не повстречаются в реальной жизни. Они обитатели иного, потустороннего, альтернативного мира или же измерения. Подобная вселенная чаще всего подчиняется иным законам и считается непознанным, загадочным, а в соответствии с этим небезопасным и угрожающим. Персонажи сего мира возбуждают, "щекочут нервы", манят, вызывают невообразимо трудную смесь психических чувств, и напоминают нам о том, что в данный момент, где то рядом вблизи находится Смерть. От сюжетов и персонажей кинокартин ужасов веет могилой. Это и есть ключевая индивидуальность данного жанра синематографа, и его отличие от других жанров кино. Демонстация монстров, чудовищ, гуманоидоподобных животных, мертвецов непосредственно воздействует на человеческую фантазию, возбуждает ассоциации, которые присутствуют в глубинах людского сознания, и вызывает смешанные чувства панического и странного внутреннего беспокойства, чувства волнения [2].
Каждый имеет индивидуальное мнение по отношению к фильмам различного жанра, так и по отношению к фильмам ужасов мнения расходится! Вопрос стоит не столько в том хорошо или плохо, а в том, стоит или же не стоит давать детям смотреть фильмы, которые могут повлечь за собой ужас, испуг и страх. По этому вопросу российский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa Николай Бердяев говорил, что "истинный, высший страх, или же экзистенциальный испуг, люди готовы почувствовать не перед настоящими угрозами будничной жизни, а только перед нескончаемой тайной бытия. Страх перед смертью считается одним из более нескончаемых и массовых боязней человека. По мнению германского философа Мартина Хайдеггера, не осмыслив и не испытав данный страх человек не имеет возможность состояться как высоко развитая личность. Само понимание погибели как грани существования выделяет людям вероятность превращать энергию экзистенциальной боязни во влечение к самореализации и самоопределению с собственным назначением в обществе".
Из этого можно сделать вывод, что информация, содержащая элементы ужасов, не случайно практически всегда на бессознательном уровне или невольно используется родителями в процессе воспитания детей. Такие элементы можно увидеть даже в детских колыбельных песенках (к примеру, про серого волчка), которые мамы напевают своим грудным детям. Немного позднее подобного рода элементы ужасов проскальзывают в детских сказках и стишках, которые родители читают детям дошкольного возраста. Страшные истории и сказки воплощены и в детском фольклоре, к примеру, в "страшилках", передаваемых на протяжении столетий из поколения в поколение в устной форме. Данная информация по факту выполняет очень важную роль в формировании внутреннего самосознания у ребенка, а еще в ней содержится важный воспитательно-педагогический момент. Психологи приводят немало свидетельств того, что любимые детские фантазии достаточно часто действуют в долгосрочном плане, такие фантазии уже в детском возрасте способны запрограммировать будущее поведение взрослого человека в обществе.
Однако, более разумным будет ссылаться на результаты исследований и работ по данному вопросу, изучить последствия систематического и частого просмотра детьми подобных кинолент и фильмов [2, 5].
Результатом же двух исследований:
1. Экранные истории: устойчивые реакции на страх от развлекательных ужасов.
2. Исследование профинансированное Национальным американским институтом умственного здоровья стал четкий вывод эффектов к которым может привести просмотр фильмов ужасов. И они следующие:
Перманентное беспокойство
Беспокойство либо тревога - чувственное положение, появляющееся равно как ответ на тот или иной фактор в находящейся вокруг сфере, или в самом индивидууме; неразумная боязнь, обусловленная преобразованиями в обществе, либо перемещением удаленных неосознанных сил индивидуума.
Исследования выявили непосредственные подтверждения того что у детей в возрасте 5-ти лет и меньше, в особенности у тех, кто только лишь стал ходить, кинофильмы ужасов зачастую рождают устойчивое и резкое положение непрерывного беспокойства. Признаки аналогичных ситуаций содержат в себе расстройства сна, враждебность и состояние, когда дети дошкольного возраста представляет угрозу для себя самого.
Избегание
Избегание - образ общественного поведения человека, для которого свойственно преимущественное избегание каких либо деловых отношений с другими людьми, как в проекте кооперации, так и в проекте отстаивания собственных интересов. Это защитное устройство психики, заключающееся в контроле информации о источнике негативного влияния.
Реакция избегания или же избегающее поведение это совокупность оборонительных реакций, вырабатывающихся в ответ на сигнал-предвестник чувственного раздражения, или же это есть действия, нацеленные на предотвращение такого раздражения. Различают активные и пассивные реакции избегания.
Оба иследования говорят, что малыши, которые время от времени просматривают фильмы ужасов, начинают игнорировать и избегать обстановки в реальной жизни, выдуманные аналоги которых они наблюдали на экране. Объекты изучения показывали ужас перед потребностью встретиться с похожими обстановками. К примеру, забежать в пустынный коридор школы, остаться дома одним или же свернуть в мрачный переулок. Некоторые дети помимо того, что старались не попадать в такие ситуации, но ещё и постарались не смотреть другие кинофильмы по телевизору (любой направленности), в которых героям доводилось иметь дело с подобными жизненными обстоятельствами, по капле «влившими» в малыша его испуг [3, 13].
Навязчивое состояние и одержимость
Навязчивое состояние - это всевозможные мысли, воздействия, боязни, которые неподвластны воле человека. Человек, подверженный таким страхам, имеет возможность абсолютно точно понимать свою проблему, но не имеет возможности автономно и самостоятельно решить её: боязнь оказываются сильнее.
Заостренность и фиксация сознания на некой вещи или же человеке так же относится к данному эффекту. Такое состояние имеет место быть в любой сфере и проявляться в самой разной степени.
Навязчивость является следствием того, что человек долгое время давал собственным страхам, которые зачастую могут являться плодом его воображения, управлять над собой.
Ночные кошмары
Кошмар - пугающий, беспокойный, страшный сон.
Ночные кошмары являются нефизиологическим расстройством сна и проявляются во время быстрого сна, продолжительность которого варьируется между несколькими минутами и получасом. Ужас завершается как правило резким просыпанием в испуге, впоследствии чего как правило незамедлительно приходит понимание пробуждения ото сна, связанное с возвращением чувства места и времени. Основаниями кошмаров числятся неосмысленные, непереработанные явления действительности, стрессы, усталость в моральном и физическом плане.
Ночные кошмары, наверное, самый известный эффект, оказываемый кинокартинами ужасов на ребят. Почти все малыши, точно так же, как и взрослые, имеют особенность бояться ночных кошмаров вследствие просмотра фильмов демонстрирующих агрессию и страх, тем более после просмотра тех из них, которые могут потревожить некие личные установки и вызвать сильные впечатления.
В том случае, если мы будем ссылаться на профессиональную литературу, то мы найдем большое количество работ по изучению воздействия информации со сценами насилия и злости на психику ребят и детей, но особые исследования, приуроченные к исследованию воздействия кинокартин ужасов на буквально отсутствуют. И поэтому, в данный момент уверенно говорить можно лишь о том, что каждая информация имеющая составляющие ужасов и насилия вызовет у человека, а тем более у небольшого малыша, своеобразные чувства, способные поменять его эмоциональное положение и на долгое время забыть конкретный отпечаток в формировании психологического восприятия обыденной жизни человека. Но даже не обращая внимания на этот факт, на практике нельзя предоставить конкретный ответ по вопросу индивидуальности данных перемен, а так же по вопросу конструктивности или же деструктивности их воздействия на психику.
И так, на основании проделанной работы, на основании данных вышеисчисленных исследований а так же ссылаясь на собственный разум можно прийти в выводу и в полной мере для себя установить, что все таки, фильмы ужасов принесут больше вреда чем пользы, что нужно четко соблюдать возрастные ограничения в просмотре фильмов данного типа и беречь детей от страхов и переживаний, которые могут надолго оставить след в детском воображении. И конечно, те элементы фольклорных сказок, слова из песенок и стишков, которые и мы с вами слышали в детстве, рисовались в нашем воображении не в столь устрашающих картинках, которые дети могут увидеть на экранах и мониторах.
Список литературы:
- Астапов, В.М. Тревожность у детей/ В.М. Астапов.- СПб.: Питер: Питер Принт, 2004;
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М. издательство МГУ, 1990;
- Воробьева К.А. Влияние СМИ на формирование агрессивных установок подростка// Воспитание школьников.-2011. №6. с.55-58;
- К.Э. Психология эмоций. / Перев. англ. СПб.: Питер, 2001;
- Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М.: Академия, 2004;
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. - М.: РОУ, 2006;
- Кулагина И.Ю., Колютский В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002;
- Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1965;
- Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. Вузов/ М.: «Академия», 2000;
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. учеб. заведений: В 3кн. 4-е изд. М.: Гуманист. Изд. Центр Владос, 2002;
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Издательство «Питер»,2000;
- Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. /Ж. “Дошкольное воспитание”, 1996 г., №4.
- Телевидение и воспитание // Воспитание школьников.-2008. №1. с. 3-7;
- Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: Наука, 1991.
- Щербатых Ю.В. Психология страха М.: Эксмо, 2002.
- Цехместренко Т. А. У теленяньки дитя без друга // Психология. №2/2006. - с.27-28
- http://tbn-tv.ru/news/est-li-chto-to-poleznoe-dlya-detej-v-filmax-uzhasov/
- http://testoteka.narod.ru/lichn/1/36.html
- http://www.psychology.ru/
дипломов
Оставить комментарий