Статья опубликована в рамках: LXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 июня 2018 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СНИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ЮРИСТОВ
Данное исследование посвящено актуальной проблеме снижения профессионального здоровья юристов.
Особая сложность задач и функций юридической деятельности предъявляет высокие требования к профессиональной подготовленности каждого юриста. Однако в процессе осуществления профессиональной деятельности специалисты также вынуждены постоянно развивать свои знания, умения и способности, учиться грамотно противостоять агрессии со стороны оппонентов.
Условия, в которых протекает жизнедеятельность юриста, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими стресс. Связано это со многими факторами и угрозами, особенно с политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными. Нередко нервно-психические перегрузки усугубляются нерегулярной сменой условий труда, вынужденным отказом от отдыха, большим объёмом информации, которую нужно запоминать и обрабатывать, зависимости от внешних факторов (например, решения суда или установления запретов и / или ограничений нормами законодательства), что зачастую приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, избыточной фрустрированности, появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств.
Среди специфических факторов риска профессионального выгорания и снижения профессионального здоровья юристов мы выделим следующие виды стресса: рабочий, профессиональный, организационный.
Рабочий стресс возникает из-за причин, связанных с работой, – её места, времени, условий. Причины профессионального стресса связаны с профессией, родом или видом деятельности [1; 3; 5]. Негативное влияние на юриста особенностей организации, в которой он работает, приводит к возникновению организационного стресса.
В процессе изучения специфических факторов риска профессионального выгорания и снижения профессионального здоровья юристов должны учитываться два аспекта их содержательной характеристики – процессуальный и причинно-следственный. Юридическая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса, а любой психологический стресс внутриличностной и межличностной природы находит своё отражение в поведенческой, в том числе и трудовой, активности юриста.
Формально работодатель имеет право регулярно повышать требования производительности труда каждого отдельного юриста и коллектива в целом. Чаще всего это повышение осуществляется за счёт принятия локальных нормативных актов, предусматривающих весьма сжатые сроки выполнения функциональных обязанностей, отдельных распоряжений, поручений руководства, а также увеличения числа действий по каждой функции. Но такое повышение ограничено естественными возможностями физиологии и психологии работника, злостное игнорирование которых может повлечь вред здоровью работника.
Особо мы бы хотели осветить проблему "Выгорания" юристов, как одно из последствий профессионального стресса. Синдром «выгорания» представляет собой многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью [2; 4.].
Для оценки уровня профессионального выгорания юристов была использована методика «диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач, С.Джексон. В исследовании приняли участие 90 человек, имеющих высшее юридическое образование, осуществляющих профессиональную юридическую деятельность.
По шкале "Эмоциональное истощение" наибольшему числу испытуемых ( 48,9%) соответствую средние значения. Такие люди характеризуются ощущением эмоционального напряжения и снижением интереса к окружащим. Высокие значения по данной шкале имеют 31 % респондентов. Они испытывают перенасыщение эмоций, появляется чувство опустошенности, эмоциональные ресурсы оказываются исчерпаными, отмечается снижение общего уровня работоспособности. Эмоции становятся "блеклыми", проявляются симптомы депрессии, вспышки гнева, в особо тяжелых проявлениях возможны эмоциональные срывы. Низкие баллы по данной шкале выявлены у 20 % испытуемых. Такие люди обладают спокойным эмоциональным фоном, способны управлять эмоциями при контакте с клиентами, довольны своей работой и заданиями, относятся к ним с энтузиазмом.
По шкале "Деперсонализация" большинству испытуемых (63,3 %) свойственны высокие значения. Следовательно, более чем половина сотрудников слишком холодно относится к своим клиентам, их чувствам и переживаниям. Вступая в контакты, сотрудники ведут себя формально, не готовы к проявлению эмпатии, отзывчивости, соучастия. У человека появляются негативные установки, которые изначально могут носить скрытый характер, проявляясь лишь во внутреннем раздражении. Но, в итоге, такая ситуация грозит со временем выйти из-под контроля в виде вспышек раздражения или провоцировании конфликтных ситуаций. Средние значения имеют 23,3 % респондентов. Они склонны к уменьшению количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения. Низкие показатели выявлены 13,3 % испытуемых. Они сохраняют ясность мыслей, стремятся к близким контактам и проявляют участие к клиенту
Высокий уровень редукции личных достижений выявлен у 36,7 % респондентов. У таких людей происходит снижение чувства собственной компетентности в работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное восприятие себя, как профессионала. При осознании за собой негативных чувств, человек будет испытывать чувство вины, снизится профессиональная и личная самооценка, появится чувство собственной несостоятельности. У респондентов со средними показателями (33,3 %) по данной шкале мы можем наблюдать снижение активности в трудовой деятельности, безразличие к работе, снижение значимости достигнутых результатов собственного труда. Группе опрошенных с низкими показателями (30%) характерна удовлетворительная рабочая мотивация, спокойное отношение к работе альтруистического содержания, стабильно положительная профессиональная и личная самооценка.
Обобщая, можно сделать вывод, что, в связи с особенностями осуществления юридической деятельности, большому количеству контактов с людьми, специалисты имеют достаточно высокие показатели эмоционального истощения. Они вынуждены сохранять дистанцию в отношениях с клиентами, сохранять "трезвость ума", потому что, в первую очередь, юристы должны стоять на страже закона, лишь после этого проявлять участие к свои клиентам для наиболее качественного оказания услуг. В силу того, что юридическая деятельность связана с изучением и обработкой огромных объемов информации (изменения в законодательстве, новые Постановления судов, разъясняющие применение тех или иных статей закона, разнородная практика судов РФ), у профессионалов отмечается слишком критичное отношение к собственной деятельности, частые сомнения в принимаемых решениях, что снова приводит нас к проблеме возникновения стресса.
Для выявления социально-психологических предикторов профессионального здоровья нами был проведен регрессионный анализ. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Регрессионный анализ социально-психологических предикторов профессионального здоровья
Модель |
R |
R-квадрат |
Скорректированный R-квадрат |
Стд. ошибка оценки |
5 |
,801e |
,641 |
,620 |
2,02276 |
e. Предикторы: (конст) ПБ, ФР (%), Деперсонализация, активность, оптимизм
Как видно из таблицы 1, наибольший вклад в общий показатель профессионального здоровья вносят показатели один показатель эмоционального выгорания: деперсонализация, два показателя профессионального здоровья – физическая работоспособность (ФР) и психологическое благополучие (ПБ) и 2 показателя шкалы «РАО-2017», которые отражают выраженность активности и оптимизма.
Таким образом, можно говорить, что профессиональное здоровье сотрудников юридических организаций в значительной мере обусловлено активной жизненной позицией (активность и оптимизм), общим уровнем физической работоспособности и психологического благополучия, а также созданием личностной дистанции в профессиональных отношениях.
Список литературы:
- Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. [Текст] / В.А. Бодров. М., 1995. 174 с.
- Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса. [Текст] / Н.Е. Водопьянова СПб: Питер, 2009. 392 с.
- Камнева, Е.В. Факторы риска профессионального «выгорания» сотрудников органов внутренних дел. [Текст] / Е.В. Камнева, А.В. Зеленкова // Научный портал МВД России. – 2009. - №4. С. 125-131.
- Maslach C. Burnout. The Cost of Caring. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1982.
- Майоров В.И., Полякова С.В., Базаров Р.А. Введение в юриспруденцию: Учебное пособие. Челябинск: Цицеро, 2015. – 327с.
дипломов
Оставить комментарий