Статья опубликована в рамках: LXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2018 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОЙ РАБОТЫ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ ТЕАТРАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ НА I ТУЛЬСКОМ ФОРУМЕ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ТЕАТРОВ
Творческое любительство всегда играло большую роль в развитии самых разных видов искусства, будь то музыка, живопись или театр. С одной стороны, оно позволяет людям реализовывать свой творческий потенциал без необходимости связывать свою профессиональную деятельность с тем или иным направлением искусства, с другой стороны, обеспечивает дополнительную ступень для включения в творческую деятельность с самого раннего возраста.
Необходимо отметить, что театральное любительство в России имеет давнюю историю и набор сложившихся традиций, выступая одновременно спутником и, в некоторой степени, конкурентом театра профессионального.
Для обозначения любительской художественной деятельности на протяжении всего ХХ в. использовались различные термины. До 1917 эта сфера определялась как «любительство», но в период Гражданской войны понятие «любитель» было отвергнуто как классово чуждое. В 20-е годы идет активное внедрение соответствующими органами «управления культуры» определения «самодеятельное художественное творчество», что подразумевает под собой самодеятельные театры, хоры, танцевальные коллективы и др. В этот период появляется четкая пирамидальная структура театральной деятельности, которая соединяет в себе самодеятельное и профессиональное творчество, верхушкой которой является МХАТ им. А.М. Горького, далее – все театры, стремящиеся достигнуть подобной высоты, затем образцовые самодеятельные коллективы, а у основания расположились самодеятельные кружки.
С 50х гг. (оттепель) состав понятий, определяющих внепрофессиональное творчество масс, расширяется. Слова «самодеятельный» и «любительский» функционируют как синонимы» [3, с. 176]. В это же время лучшие взрослые коллективы получают звание «народный», а лучшим детским коллективам присваивается звание «образцовый».
В 1970-х вновь широко распространяется самонаименование – студия, которым руководители подчеркивают образовательный и экспериментальный характер деятельности. В постсоветском пространстве в сфере непрофессионального творчества происходит активное слияние терминов и теперь появляются любительские театры-студии, народный коллектив – любительский театр и т.п.
На современном этапе любительское (самодеятельное) художественное творчество определяется как «художественно-творческая деятельность в свободное от работы время» [3, с. 175]. Специалисты в области изучения театрального любительства опираются на следующую трактовку: «“театральное любительство” необходимо рассматривать как автономный и независимый художественный и социокультурный комплекс, возникающий и развивающийся по своим законам и на основе собственных принципов действия» [4, с. 13].
Однако вынуждены констатировать, что на данный момент любительское творчество, ранее существовавшее на базе клубов и домов культуры, а теперь систематически лишающееся таких площадок, находится в невыгодном положении. Тем не менее своей ценности и важности оно не утратило, поскольку необходимость в непрофессиональном творческом самовыражении, упомянутая выше, по-прежнему остается. В нашем исследовании мы стремимся разработать подходы к улучшению позиций театрального любительства.
Главная цель данного исследования заключается в разработке методики интерактивной работы с руководителями детских театральных коллективов на примере создания документального спектакля. Интерактивная работа видится нам наиболее продуктивным способом взаимодействия внутри творческих групп, в частности, между руководителями театральных коллективов.
Актуальность настоящего исследования состоит в отсутствии социальной ниши у любительского театра, т.е. он существует только в рамках дополнительного образования. При этом в полной мере «любительским театром» это явление названо быть не может, поскольку ограничено строгими рамками учебных планов, отчетов и проч., что существенно ограничивает творческую свободу педагога – руководителя театрального коллектива.
В настоящее время в Тульской области существует огромное множество театральных коллективов. Они организуются, как правило, при домах культуры, общеобразовательных учебных заведениях либо при центрах детского и юношеского творчества или дополнительного образования детей. Часть коллективов, особенно последние, построены на принципах формального образовательного подхода, там есть занятия, и руководитель выполняет также роль педагога. Как правило, у него есть определенное профессиональное образование в театральной сфере («постановка массовых мероприятий» или «руководство любительским театром»).
Однако нередко встречаются и коллективы, руководители которых никакой профессиональной подготовки не имеют, ими движет только энтузиазм. Тем не менее, энтузиазм не замена опыту и знаниям, что выливается в низкий средний уровень работ таких коллективов, когда мы наблюдаем их на фестивалях.
Основной проблемой, на наш взгляд, является то, что такие руководители попадают в т.н. «информационный вакуум». У них нет возможности (денежных средств, времени) получить специальное образование и перенять опыт у других специалистов они тоже не могут, так как порой являются единственным коллективом в своем районе.
Для преодоления этой проблемы нами было принято решение провести форум среди руководителей любительских театральных коллективов. При организации форума мы поставили перед собой следующие цели: популяризовать театральное искусство, сформировать инновационные формы взаимодействия, создать благоприятные условия для творческого диалога. Достичь этих целей планировалось средствами документального театра, поскольку данный вид творческого сотрудничества позволяет выйти за рамки, налагаемые структурой учебного процесса, и тем самым дает педагогам новый инструментарий, благодаря которому можно приблизиться к любительскому театру.
В рамках форума общение между руководителями и организаторами (специалистами в театральной сфере) строилось на основе интерактивных методик, а именно:
- создание команды и доверия между участниками Форума;
- приобретение участниками навыков, необходимых для создания спектакля;
- разработка основного хода действия, определение линии свое роли в спектакле;
- премьера спектакля.
Важно отметить, что мы не ставили перед собой задачи обучать участников Форума. Гораздо важнее, на наш взгляд, было расширить их кругозор, подкрепить энтузиазм к продолжению саморазвития, заинтересовать в обмене опытом.
В связи с этим, в качестве первого этапа работы мы взяли создание коллектива и построение доверительных отношений между отдельными его участниками. Мы опираемся на то, что руководители коллективов, принимающих участие в различных конкурсах и фестивалях, пребывают в состоянии постоянного соперничества. Нашей же задачей на данном этапе было создать условия для коллективной работы, дабы они послужили стимулом к творческой беседе и обмену опытом. В этом нам помогли упражнения по методу Михаила Чехова и упражнения Сергея Васильевича Гиппиус, которые выполняются в парах.
После выполнения предложенных упражнений участники коллектива, который мы сформировали в рамках форума, почувствовали себя свободнее и увереннее. Совместно нам удалось преодолеть напряжение и зажимы на сценической площадке, и теперь участники были готовы открыто говорить о себе и о проблемах, с которыми они столкнулись при работе с театральным коллективом в своем учреждении.
Далее, мы предложили участникам обменяться опытом в игровой форме. Еще раз необходимо отметить, что далеко не все руководители коллективов имеют профильное образование и опыт, среди них много любителей-энтузиастов и обычных педагогов, получивших работу с театральным коллективом в рамках дополнительной нагрузки. Такие участники приняли участие в форуме с конкретной целью: перенять опыт у профессиональных коллег, узнать пути выхода из общих проблем.
В частности, мы предложили смоделировать ситуацию, в которой место педагогов-руководителей заняли специалисты, а непрофессиональные педагоги играли роль участников театрального коллектива. Таким образом мы добились включенности всех участников в процесс, чтобы каждый мог не только увидеть те или иные методы и подходы в действии, но и самостоятельно ощутить их эффективность, а также примерить их на себя. Мы не стали давать конкретные педагогические ситуации, а предложили руководителям коллективов самим их моделировать, исходя из личного опыта.
Участники форума нашли такую форму интерактивного взаимодействия продуктивной и вынесли для себя много нового. Педагоги обогатили свои арсеналы новыми техниками и приемами, специалисты смогли под новым углом оценить свое мастерство.
На следующую встречу мы попросили руководителей коллективов принести самое яркое воспоминание, связанное с работой в любительском театральном коллективе, уточнив, что оно может-быть как светлым и радостным, так же может быть связано с какой-то неудачей, которую человек хранит в своей памяти.
Эту встречу Форума мы снова начали с упражнений, только теперь уделили время упражнениям, направленным на снятие зажимов. После выполнения упражнений участники снова окунулись в творческую атмосферу и были готовы рассказать свои истории. В процессе обсуждения каждая из них была переработана в сценический монолог в соответствии с принципами документального театра.
На этом этапе нами был определен ход действия и последовательность историй, которые будут рассказаны зрителю. Нами была выбрана тема, которая объединяет все истории, и мы совместно придумали название спектакля - «Present Continuous» («Настоящее длительное»). Главным условием участия в спектакле стала свобода выбора действия: если у участника не возникнет желания рассказать свою историю перед зрителем, то он скажет ведущему о том, что на сегодняшний день мне нечего сказать.
Наконец, на третий день мы назначили показ спектакля на зрителя. В зал студии актуального искусства "Синтез" были приглашены все желающие. Зрителей заранее предупредили о том, что это попытка создания документальной постановки, в ходе которой участники поделятся своими историями, связанными с театром. В качестве этапа обратной связи мы также предложили зрителям подумать о своем отношении к ситуации и высказать свое мнение в обсуждении. Если у зрителя возникнет желание и потребность сказать, то он может выйти на сценическую площадку.
В заключение необходимо сказать, что в целом, участники и зрители оценивают данный опыт как положительный. Участники Форума особенно подчеркивают, что получили возможность попробовать что-то новое, так как привыкли делать спектакли с воспитанниками. Многие ни разу в своей практике не использовали упражнения, а благодаря Форуму их педагогический арсенал обогатился новыми техниками и приемами. Кроме того, насколько нам известно, это был первый опыт создания документальной постановки подобным способом в Тульской области.
Для зрителей такой опыт также оказался интересным. Прежде всего им понравилась возможность более тесного общения с актерами, что нехарактерно для традиционного тульского театра. Они с большим удовольствием вступали во взаимодействие с актерами, в ходе обсуждения было высказано много интересных и неожиданных мыслей.
Из всего этого можем заключить, что Форум можно считать удавшимся и предложенная нами интерактивная методика может приносить результат. Все организационные и методические недочеты будут учтены для будущих мероприятий.
Список литературы:
- Актерское мастерство: Американская школа / Под редакцией Артура Бартоу; Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина нон-фикшн, 2015. – 406 с.
- Гиппиус С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. – М.: АСТ, 2017. – 512 с.
- Любительское художественное творчество в России ХХ века. Словарь. [под ред. Т. А. Сухановой]. М.: Прогресс-Традиция, 2010. – 476 с.
- Титов А. Ю. Театральное любительство: научно-антропологическая парадигма: Монография. – Саррбрюкен/Германия: LAP LAMBERT. Академическое издательство, 2016.
- Чехов М. А. Путь актера: Жизнь и встречи. М.: АСТ: Астрель, 2011. 554 с.
дипломов
Оставить комментарий