Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 января 2018 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Каплий А.К., Панфилова Д.С., Проневич Е.Е. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАНТОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(61). URL: https://sibac.info/archive/guman/1(61).pdf (дата обращения: 26.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 11 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАНТОВ

Каплий Анастасия Константиновна

студент, кафедра психологии и педагогики в КубГУ,

РФ, г. Краснодар

Панфилова Дарья Сергеевна

студент, кафедра психологии и педагогики в КубГУ,

РФ, г. Краснодар

Проневич Екатерина Евгеньевна

студент, кафедра психологии и педагогики в КубГУ,

РФ, г. Краснодар

В последние десятилетия музыка стала объектом изучения многих гуманитарных и естественных наук. Прослушивание музыки - это активный когнитивный процесс, который включает в себя анализ и прогнозирование музыкальных событий. Получаемая информация анализируется и классифицируется по правилам, которые позволяют находить стабильность и понимание ее структуры [1]. Было замечено, что из-за этих мыслительных операций музыканты развивают латерализацию в левом полушарии мозга во время восприятия музыки, по сравнению с тем людьми, кто музыкой не занимается [2]. Причину этого процесса, особенно в отношении пассивных и активных функций, нельзя игнорировать [3, с. 317–351]. Поскольку прослушивание музыки обычно является «пассивной» деятельностью, в которой слушателю не предлагается принимать решения в соответствии с тем, что он слушает, в соответствии с этим можно было бы предположить, что нейронный процесс не будет занимать столь активную роль, как если бы он участвовал в обработке ритма.

Нейровизуализация показала, что музыкальные стимулы активируют слуховые, лингвистические и менее ожидаемые моторные корковые и подкорковые области (например, базальные ганглии (БГ), первичные и дополнительные моторные коры, красное ядро и мозжечок). Более того, для выполнения этих взаимосвязанных задач у музыкантов активируются мозговые структуры, такие как левое полушарие, БГ и дополнительная моторная кора. [4]. Было проведено множество исследований на выявление причин данной особенности [5; 6; 7, с. 905–14]. В ходе них было выяснено, что особые структуры мозга (БГ) тесно связаны с внутренним чувством ритма.

Профессиональные музыканты научились воспринимать музыку, используя разные стратегии; одна из них - ритмическая группировка, обычно называемая ритмическим восприятием. В частности, большинство исследований показывают, что восприятие регулярных ритмических узоров у музыкантов благоприятствует специализации левого полушария. Так же в одном из проведенных зарубежных исследований [9] делалась попытка внести свой вклад в этом отношении, где предполагалось, что музыканты склонны анализировать и прогнозировать музыкальные события, благодаря своему опыту и обучению в этой области. Помимо этого, была попытка учесть специализации инструментов, исполняющих мелодию.

Чтобы изучить это исследователи подобрали группы испытуемых из профессиональных музыкантов, которых классифицировали в соответствии с их инструментами. Итого, в выборку вошли 14 музыкантов: 5 женщин и 9 мужчин.

Музыкантам было поручено мысленно расшифровать временную подпись каждого ритма. Для стимулов были выбраны регулярные и нерегулярные ритмы.

Регулярные образцы западной музыки характеризуются наличием постоянного импульса и музыкальных акцентов, помогая музыкантам сформировать иерархическую организацию (дублированную, тройную или четверную), а также попытаться спрогнозировать будущие события в музыке. Стоит отметить, что время между событиями, а не их продолжительность, определяет воспринимаемый ритм.

Нерегулярные модели отличаются от западных организаций, что затрудняет создание музыкальных ожиданий при поиске ритма. Неоднозначные ритмические узоры могут давать разные метрические интерпретации. Несмотря на этот факт, важно отметить, что нерегулярные образцы, используемые в исследовании, имели музыкальное значение в их контексте, что является важным элементом в разработке теста. Эти ритмы представлялись в 3 формах: а) индийской, б) африканской и в) испанской.

Регулярные ритмы были тщательно составлены, чтобы иметь полные музыкальные идеи, тогда как нерегулярные узоры были выбраны так, чтобы иметь полные циклы в одной и той же длине. 13 регулярных и 13 нерегулярных ритмов были представлены испытуемым случайным образом.

В ходе этого эксперимента исследователи наблюдали за тем, что у музыкантов некоторые структуры мозга были более активны во время регулярных ритмов, чем нерегулярных. Несмотря на то, что каждый стимул между экспериментальными группами приводил к активизации связанных с двигателем структур, задействованные районы или структуры не всегда были  одинаковы. Например, в группе мелодичных инструменталистов, БГ были заметно активированы, слушая регулярные ритмы, в то время как мозжечок был более активен, слушая нерегулярные ритмы. Это может свидетельствовать о дифференциальной нейронной активации между регулярной и нерегулярной обработкой ритма у западных профессиональных музыкантов. Кроме того, исследователи сообщали о дифференциальной активации при сравнении двух групп. Так же было учтено, что каждый музыкант имеет свои собственные стратегии и способы обработки ритма, в соответствии с его областью знаний.

 Эти результаты помогают понять, как восприятие ритма обрабатывается в мозге. Хотя стоит учитывать, что испытуемые являются профессионалами и, конечно же, знают разные элементы ритма и их использование в западном музыкальном контексте.

Так же наблюдалась разница в активации мозга в обеих группах, что предполагает развитие навыков, необходимых для интерпретации каждого инструмента. Это порождает специализацию в восприятии ритма. Говоря о музыкальных представлениях, интересно знать тип информации, которая усваивается, как она хранится и как ее интерпретировать. Речь идет о том, как различные события восприятия, распределенные с течением времени, интегрируются в значимую структуру [8]. Полученные результаты показывают, что музыкальное обучение ведет к латеризации левого полушария мозга при обработке регулярных ритмических узоров. Эта левая латеризация может быть связана с тем, что музыка и язык имеют очень схожие характеристики, а музыканты понимают их структуру. С другой стороны, обработка нерегулярных ритмических узоров не уменьшает эту латерализацию, а включает активацию новых церебральных областей (базальных ганглиев и мозжечка). Активация этих новых областей варьируется в зависимости от типа инструмента, в случае гармонично-мелодических инструменталистов, активировался мозжечок, тогда как у мелодических инструменталистов были активированы базальные ганглии.

 

Список литературы:

  1. Lerdahl, F., & Jackendoff, R. S. (1983). A Generative Theory of Tonal Music. MIT Press.
  2. Evers, S., Dannert, J., Rödding, D., Rötter, G., & Ringelstein, E. B. (1999). The cerebral haemodynamics of music perception. A transcranial Doppler sonography study. Brain: A Journal of Neurology, 122 (Pt 1, 75–85).
  3. Poeppel, D. (1996) A critical review of PET studies of phonological processing. Brain Lang., 55, 317–351.
  4. Grahn JA, Brett M (2007) Rhythm and beat perception in motor areas of the brain. J Cogn Neurosci.19 (5):893-906.
  5. Grahn JA (2009) The role of the basal ganglia in beat perception: neuroimaging and neuropsychological investigations. Ann N Y Acad Sci.1169:35-45.
  6. Oshini, T, Matsuda H, Asada T, Hirakata M, Nishikawa M, Katoh A, Imabayashi E (2001) Functional Anatomy of Musical Perception in Musicians. Cereb. Cortex 11 (8): 754-760.
  7. Dawe, L. a, Platt, J. R., & Racine, R. J. (1995). Rhythm perception and differences in accent weights for musicians and nonmusicians. Perception & Psychophysics, 57(6), 905–14.
  8. Madison, G. 2004. Fractal modeling of human isochronous serial interval production. Biol. Cybern. 90: 105–112.
  9. Carlos Baez, Luis Jiménez (2017). Comparative analysis of brain activation in trained musicians during attentive motionless listening of regular and irregular rhythmic patterns.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 11 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий