Статья опубликована в рамках: LXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 января 2018 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА УЗБЕКИСТАНА ПРИ ИСЛАМЕ КАРИМОВЕ
В результате распада Советского Союза в 1991 году перед каждой из стран бывшего СССР открылся новый путь - путь независимости. Теперь решать вопросы, касающиеся будущего этих стран, должны были их непосредственные руководители. Прекратила свое существование политика Союза, общая для всех входящих в него республик, отныне политика должна была формироваться обособленно, так же, как и образ на мировой арене каждого из обретших суверенитет государств. Одну из главный ролей в выстраивании этого самого нового образа государства сыграли преобразования в культурной сфере, поскольку именно культура, являющаяся выражением взглядов людей на мироустройство, не только позволяет человеку ощутить свою принадлежность к тому или иному народу, но и несет некую определяющую функцию.
Что касается Узбекистана, то он является центром региона, где с незапамятных времен синтезировались различные цивилизации, формируя уникальную историю этой страны, ее культуру. Духовная и материальная культура Узбекистана является в то же время сердцевиной духовной и материальной культуры всего региона. Поэтому была так необходимо возродить её, узбекскую культуру, вытесненную советской. [1]
Именно по этой причине политика преобразований в Узбекистане в течение переходного периода непосредственно затронула культурную сферу. Мероприятия, проведенные в ходе этих преобразований, были направлены на достижение узбекской культурой статуса оригинальной. Так одним из важнейших событий не только в культурной жизни страны, но и в строении национального самосознания узбекского народа стало восстановление статуса узбекского языка. Через некоторое время после обретения страной независимости и избавления от необходимости использовать русский язык в качестве официального 21 декабря 1995 г. на IV сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан был принят Закон «О государственном языке». Законом было установлено, что узбекский язык является духовным достоянием узбекского народа, а заботы о его развитии, использовании и защите легли на плечи государства. Деятельность органов государственной власти республики, местных органов власти и управления, отчетность, статистическая и финансовая деятельность предприятий, учреждений и организаций отныне ведутся исключительно на узбекском языке. Названиям административно-территориальных единиц республики, площадей, улиц, географических местностей была придана единая национальная форма. Эта дерусификация стала одним из шагов к отстранению страны от советского прошлого. [5]
С обретением национальным языком статуса официального и лишением необходимости прославлять коммунистическую идеологию и такие догмы, как партийность и классовость, национальная узбекская литература получила возможность развиваться в новом ключе. Начали возрождаться тысячелетние исторические и национальные традиции творчества, общечеловеческие ценности, принципы свободного мышления. Главное место в творческой деятельности узбекских писателей теперь заняли вопросы укрепления вновь обретенной независимости, построения демократического государства и открытого гражданского общества, воспитания совершенной личности, возрождения национального самосознания, закрепления в сознании народа идеи национальной независимости. В страну начали доставлять книги, изданные за рубежом, были изданы и наконец дошли до широкого читателя произведения представителей джадидизма, национальных писателей и поэтов, репрессированных в советский период, а также Коран и хадисы. [6]
Развитие получило и киноискусство. Согласно указу президента Ислама Каримова от 29 апреля 1996 года была создана государственная компания "Узбеккино", финансируемая Госкомимуществом, Министерством внешнеэкономических связей, а так же Национальным банком внешнеэкономических связей. При компании "Узбеккино" также была учреждена Республиканская творческая ассоциация деятелей кино. До 2000 года учреждениям кино из государственного бюджета выделялись ежегодные дотации. Специальными стипендиями и грантами на обучение в зарубежных киноакадемиях и учебных заведениях поощрялась талантливая узбекская молодежь, таким образом было достигнуто повышение квалификации будущих узбекских деятелей киноискусства. [2]
Государство оказывало значительное покровительство и спорту в республике. 5 февраля 1992 года в Узбекистане был издан закон «О физической культуре и спорте», который открыл широкие возможности для массового развития спорта. Было построено и реконструировано более 46 тысяч спортивных сооружений - спортивно-оздоровительных клубов, детско-юношеских спортивных школ, школ олимпийского резерва и высшего спортивного мастерства, стадионов, спортивных залов и площадок, бассейнов. Для развития спорта как важного фактора построения дружественных отношений между государствами в январе 1992 года был образован Национальный Олимпийский комитет, в сентябре 1993 года он был официально признан на 101-й сессии Международного олимпийского комитета. 14 августа 1996 года в Ташкенте открылся Музей олимпийской славы. [3]
В ходе перечисления культурных сфер, получивших развитие в течение переходного периода в республике Узбекистан невозможно не вспомнить о СМИ. В модернизирующихся обществах СМИ имеют ряд в большинстве своем совпадающих функций. Среди них информационная и просветительская. Другая - осуществлять контроль и наблюдение за действиями правительства и иных институтов власти. СМИ способны взять на себя и более активную роль в политической жизни, организуя кампанию в поддержку определенного политического курса, тех или иных реформ, формируя или изменяя общественное сознание. Выполняют ли эти функции СМИ в Узбекистане с момента обретения страной независимости? Статья 29 Конституции Узбекистана гласит, что каждый человек имеет право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением той, что направлена против существующего строя и подпадает под другие ограничения, предусмотренные законом. В соответствии со статьей 67 Конституции средства массовой информации свободны и действуют в соответствии с законом. Они несут ответственность за достоверность информации. Эти конституционные положения получили развитие в двух законах, принятых Олий Маджлисом 24 апреля 1997 года: "О гарантиях доступа к информации" и "О защите профессиональной деятельности журналиста". Статья 14 второго из названных законов предусматривает, что должностные лица государственных органов, учреждений, организаций несут ответственность за осуществление цензуры, оказание давления на журналиста, вмешательство в его профессиональную деятельность. Но эти правовые нормы нацелены в значительной мере на будущее. Власть в Узбекистане, осознавая силу влияния, которое СМИ могут оказать на настроения в народе, на мнение и позицию граждан страны, предпочли сохранить жесткий государственный контроль над их работой. В стране уже много лет функционирует управление по охране государственных тайн, исполняющее практически и довольно жестко роль цензуры. Соответствующий механизм был отработан еще в советские времена. Все республиканские, областные и столичные газеты печатались в концерне "Шарк". Главным условием принятия любой из них к публикации являлось наличие особого штампа, который ставился специально назначенный инспектор Госкомитета по печати. При этом инспектор имел право вычеркивать отдельные фразы, абзацы, снимать с полосы материалы, даже не имеющие никакого отношения к государственным тайнам. Главнейшими средствами массовой информации наряду с газетами в Узбекистане являются телевидение и радио. Четыре общегосударственные телекомпании и пять радиостанций полностью контролируются Узбекской национальной телерадиокомпанией "Узтелерадио". В Узбекистане функционируют около сорока частных неправительственных теле- и радиокомпаний на местном, то есть областном и районном уровнях. Наиболее заметной считается независимая компания в Самарканде (STV). Все при правлении Ислама Каримова были чрезвычайно чувствительны к влиянию со стороны официального Ташкента. Негативная информация и любого рода критические статьи в СМИ не допускались. Многие темы, которые могли бы быть подняты, замалчивались в интересах государства, что мешало СМИ выполнять свою основную функцию - выполнять роль барометра настроений в обществе, зеркало¸ в котором отражается общественный интерес стать барометром настроений в обществе, зеркалом общественных интересов. Фактически СМИ в Каримовском Узбекистане являлись лишь рупором государства и способом беспрекословно транслировать политический курс в массы. [4]
Список литературы:
- Левитин Л. "Узбекистан на историческом повороте: критические заметки сторонника Ислама Каримова". -М.: Вагриус, 2001.-С.40-41
- Кино и изобразительное искусство в Узбекистане [Электронный ресурс]// testhistory.ru, 2009. URL: http://testhistory.ru/history.php?id=his_5_109
- Спорт в Узбекистане при Каримове [Электронный ресурс]// testhistory.ru, 2009. URL: http://testhistory.ru/history.php?id=his_5_114
- Средства массовой информации республики Узбекистан [Электронный ресурс]// testhistory.ru, 2009. URL: http://testhistory.ru/history.php?id=his_5_63
- Укрепление статуса узбекского языка при Каримове [Электронный ресурс]// testhistory.ru, 2009. URL: http://testhistory.ru/history.php?id=his_5_
- Художественная литература в Узбекистане при Каримове [Электронный ресурс]// testhistory.ru, 2009. URL: http://testhistory.ru/history.php?id=his_5_107
дипломов
Оставить комментарий