Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 сентября 2017 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Дырыгина Н.Ю. СОЗДАНИЕ ОБРАЗА ВАМПИРА В МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА ОСНОВЕ РОМАНА С.МАЙЕР «СУМЕРКИ») // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(57). URL: https://sibac.info/archive/guman/9(57).pdf (дата обращения: 22.09.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОЗДАНИЕ ОБРАЗА ВАМПИРА В МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА ОСНОВЕ РОМАНА С.МАЙЕР «СУМЕРКИ»)

Дырыгина Надежда Юрьевна

студент, кафедра Европейских Языков и Культур, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет,

РФ, г. Казань

В литературе начала XXI века образ вампира становится чрезвычайно популярным. Свой вклад в эту тенденцию внесли книги писательницы С. Майер «Сумерки» (Twilight, 2005), «Новолуние» (New Moon, 2006), «Затмение» (Eclipse, 2007) и «Рассвет» (Breaking Dawn, 2008). Они настолько сильно укоренили образ вампира, что он стал, можно сказать, героем нашего времени. Следует заметить, что в произведениях массовой литературы, где сюжеты строятся по определенным шаблонам, создание образов имеет и свои особенности.

Эдвард, главный герой романа, представляет собой привлекательного героя, который оказался жертвой обстоятельств, став вампиром, и вызывает сочувствие у читателя. Современный образ вампира отличается высоким психологизмом, читателю, а преимущественно – читательницам непременно хочется разгадать тайны души этого прекрасного существа. С первых же страниц Эдвард предстает перед нами притягательным и обворожительным молодым человеком. Следует отметить, что автор использует эпитет beautiful по отношению к персонажу мужского пола, подчеркивая тем самым, во-первых, универсальную красоту, во-вторых, нежность, отсутствие брутальности и, в какой-то мере, даже женственность персонажа, который станет идеальным возлюбленным.

На протяжении всего романа героиня не раз будет подчёркивать его неземную красоту, сравнивая с прекрасным древнегреческим богом Адонисом. Завороженная его красотой, она не могла даже дышать, а при его приближении была готова упасть в обморок: «Эдвард неподвижно лежал на траве, а расстегнутая рубашка обнажала сверкающий мускулистый торс и блестящие руки. Мне казалось, что передо мной статуя, вытесанная из неизвестного людям камня, гладкого, как мрамор, сверкающего, как хрусталь» [3, с. 88]. В описании подразумевается сходство героя со статуей, что вновь отсылает читателя к античной красоте, к древнегреческим героям и богам как эталонам. Примечательно, что для современно вампира дневной свет не смертелен, а просто не желателен, т.к. его кожа в лучах солнца переливается бриллиантами. Белла была очарована этим, но сам Эдвард презирает себя, потому что это кожа убийцы, а он совсем не прекрасный принц, каким она его себе представляет. Причем сам он прекрасно осознает, что все в нем привлекает ее – его голос, лицо, даже запах. При описании персонажа автор не скупится на эпитеты, каждый раз подчеркивая притягательную внешность Эдварда, а именно его невероятное превосходство. Но стоит заметить, что Майер не дает четкого описания его черт лица. Автор сделала это намеренно, чтобы каждая читательница представляла себе образ своего идеального мужчины. Она лишь описывает цвет глаз, который меняется из-за рациона: у питающегося человеческой кровью они ярко красные, у питающегося кровью животных – желтого цвета. Независимо от предпочтений в пище от жажды глаза темнеют, пока не становятся совсем черными. Чем сильнее жажда, тем темнее радужка: «И все же цвет изменился! Я отлично запомнила бездонную черноту его глаз, выливших на меня столько ненависти. Сегодня же радужка была цвета охры с теплыми золотыми крапинками» [3,  с. 16]. Автор часто употребляет обозначения цветов, для глаз часто используется цветовой эпитет – golden, потому что эти детали в описании внешности выступают как дополнительные средства, создающие колоритный образ персонажа. Мы видим, что Белла находит его обезоруживающе привлекательным, впрочем, как и любая другая девушка. Тот эффект, который Эдвард вызывает у женщин, Белла называет «to dazzle people» - ослеплять, поражать людей. Впервые Белла встречает Эдварда и его семью в школьной столовой, и они производят на неё неизгладимое впечатление, она не может отвести глаз: «Я смотрела на них, потому что никогда в жизни не видела ничего прекраснее, чем их лица, разные и одновременно похожие (автор сопоставляет противоположные по значению понятия, показывая замешательство героини, при этом усиливая впечатление читателя). В школе заштатного городка таких не увидишь — только на обложках журналов и полотнах голландских мастеров (усилительные эпитеты, которые превозносят их над простыми смертными обитателями города) [3, с. 17]. И опять излюбленный прием гиперболы: «И все же было у них что‑то общее: они казались мертвенно бледными, бледнее любого студента, живущего в этом лишенном солнечного света городе. Даже бледнее меня, альбиноски во втором поколении» [3, с. 7]. Снова наблюдаем цветовой эпитет – слово pale, которое выступает как главная внешняя характеристика героя, превращая его в романтического и загадочного персонажа, создавая более визуализированный образ, подчеркивая то, что он вампир.

Что касается его манеры одеваться, то Белла никогда не обращала на это внимания, она все никак не могла оторвать взгляда от его ангельского лица: «Под пиджаком из тонкой бежевой кожи была шерстяная водолазка цвета слоновой кости, обтягивающая мускулистую грудь» [3, с. 57]. Упоминая его подтянутое тело, автор придерживается канонов создания идеального героя, зная, что молодым читательницам понравится такой сильный персонаж. Герою безусловно идет черный цвет в одежде, потому что он выгодно выделяется на его бледной коже: «Черный смокинг, выгодно оттенявший бледную кожу, сидел на нем бесподобно» [3, с. 164].

Являясь учеником старшей школы, Эдвард явно отличается от всех. При первой встрече Белла помимо его божественной красоты замечает, что все Каллены выглядят старше своих лет: «Он выглядел моложе своих друзей, которые могли быть студентами университета или даже преподавателями» [3, с. 7]. Героиня обращает внимание на их редкие имена: «Странные у них имена, таких уже давно не дают!» [3, с. 8].

С. Майер в одном из интервью говорит, что специально подобрала такое старомодное имя, которое использовалось в Викторианскую эпоху – главные герои из романов  носили это романтическое имя. Также интересна и фамилия: Каллен. В Merriam-Webster Dictionary [5] находим слово «cull», которое определяется как «1. To select from a group; to choose, 2. To reduce or control the size of (as a herd) by removal (as by hunting) of especially weaker animals» [4]. Это определение как нельзя точно отражает главный внутренний конфликт Эдварда: он одновременно выделяется из толпы, и Белла становится любовью всей его жизни, но в то же время, при виде ее в нем просыпается охотник, от запаха которой ему хочется выпить ее кровь. Одним словом, С. Майер мастерски подобрала имя главному герою, подчеркивая его натуру и возраст.

Героиня поражена манерой его речи, потому что он говорит не так, как их сверстники, его речь больше походит на речь персонажа из романа – он более вежлив, всегда придерживается такта: «А как Эдвард порой говорит! Такие выражения и фразы более характерны для английского романа прошлого века, чем для современного американского подростка!» [3, с. 47]. В диалоге-признании Белла узнает о том, что к моменту встречи с возлюбленной он прожил больше ста лет. Другой интересный момент касается их образа жизни. Современный вампир в праве сам решать питаться ли кровью человека или стать «вегетарианцем» как они сами себя называют – довольствоваться кровью животных. Даже интерьер их дома очень сильно отличается от наших представлений о жилище вампира: «Почему‑то дом Калленов я представляла себе иначе. Он оказался величественным, стильным и очень древним. Светло‑бежевого цвета, трехэтажный, дом свидетельствовал об отличном вкусе хозяев. Ничего похожего на мрачное обиталище вампиров: очень просторно, светло и уютно!» [3, с. 109]. Они не живут в склепах и не спят в гробах, а живут в социуме. У них большой, светлый дом, ведь для них это единственное место, где они могут ни от кого не прятаться.

Казалось бы, нужно радоваться бессмертию и вечной молодости, которая, кстати, привлекает Беллу, но вампир переживает глубокие внутренние переживания – сильное желание убивать, потому что он хищник, и желание сохранить в себе человеческие чувства.  Вампир-вегетарианец Эдвард жаждет крови Беллы, но любит ее настолько сильно, что боится ей навредить, боится превратить ее в монстра. Оберегая ее тело, он пытается спасти ее душу [2, с. 117]. Он прекрасно осознает как важно сохранить человечное начало, ведь в начале новой жизни, был период, когда он жил в одиночестве и использовал своё умение читать мысли, чтобы выслеживать социально опасных людей, считая, что служит правосудием, и, не задумываясь, питался человеческой кровью. Несколько лет спустя Эдвард пожалел об этом и вернулся в семью Карлайла.

В начале «Сумерек» Эдвард кажется довольно замкнутым и депрессивным, и его семья замечает его задумчивость. Они знают, что ему чего-то не хватает, но он сам этого не понимает. Но с каждым днем влюбленность в эту заурядную, на первый взгляд, девушку, заставляет вытаскивать из закромов его души чувственность: «Во мне живут человеческие инстинкты. Возможно, они запрятаны слишком глубоко, но они здесь» [3, с. 94]. Он испытывает ревность (кстати, вполне себе человеческий порок), когда другие парни обращают на нее внимание, но предпочитает скрывать свои чувства к ней, потому что сам себя считает недостойным любить человека, монстром и самым страшным хищником. Однако, и он, и другие Каллены показаны весьма живыми и симпатичными созданиями, склонными к эмпатии, пожалуй, даже в большей степени, чем некоторые люди. Ему постоянно хочется заботиться о ней. Основными чертами характера, которыми наделяет С. Майер главного героя романа через описание его поступков, являются твердость духа, самоконтроль. Когда он впервые почувствовал ее запах и понял, что не может читать ее мысли, он спас ее от себя. Он честно признается ей потом, что в его голове были сотни идей заставить ее пойти за ним и выпить ее крови. Но, в первую очередь, он подумал о своей семье, что одним неосторожным действием он может разрушить все, что так долго выстраивала его семья. Потом он вытаскивает ее из-под колес грузовика. Сам Эдвард дает неоднозначную оценку своему поступку, последовав сиюминутному желанию сердца, он бросается навстречу грузовику и отталкивает его, делает он это, потому что Белла значит для него нечто большее, т.е. окажись на ее месте другая девушка, он бы не подумал ее спасти. Эдвард всегда заведомо худшего мнения о себе, потому что, анализируя в дальнейшем спасение героини, он приходит к выводу, что это было единственно верным решением, иначе, почуяв запах ее крови, он бы показал свое истинное ужасное лицо: «Когда я увидел неуправляемый фургон Тайлера Кроули, единственной моей мыслью было: «Только не она» [3, с. 92]. Еще он спасает ее от хулиганов в Порт-Анжелесе, но если в предыдущем случае он спасает ее бессознательно, подчиняясь движению души (а есть ли у него душа?!), то в этот раз он отчетливо понимает, что влюблен в эту девушку, а оберегать ее от опасности становится его смыслом жизни. Однажды на территорию Калленов заходят вампиры-кочевники, не соблюдающие «вегетарианскую диету». Один из них, начинает охоту за Беллой. Эдвард пытается спрятать её, но тщетно — Джеймс хитростью заманивает Беллу в ловушку. Каллены успевают прийти на помощь и убивают Джеймса, успевшего укусить Беллу, а Эдвард спасает жизнь своей возлюбленной, ради чего ему приходится попробовать её кровь. Он боялся, что не сможет остановиться, но любовь к человеческому существу оказывается сильнее его животных инстинктов. Примечательно, что вампир по своей природе может влюбиться только один раз, и такая любовь длится вечно. Наверно, этим и объясняется ошеломительная популярность романа «Сумерки», какая девушка не хочет услышать такие слова: «На всем свете для меня нет никого дороже тебя. Отныне и навсегда» [3, с. 92].

В конце проскальзывает мысль, что во внутреннем конфликте главного героя человеческое начало одерживает верх над хищником. В одном из интервью писательница говорит, что постаралась создать образ идеального мужчины, и ей это удалось, ведь образ Эдварда входит в шестерку романтических литературных персонажей, завоевавших женские сердца, по версии журнала РиаНовости [4], наравне с мистером Дарси, мистером Рочестером, Андреем Болконским и другими.

Таким образом, именно в массовой литературе при помощи стилистических средств образ вампира наделяется новыми чертами, превращая его из ужасного персонажа фольклора в притягательного героя «нашего времени».

 

Список литературы:

  1. Meyer S. Twilight. – UK, Clays Ltd, St Ives plc: Atom, 2007. – 434 p.
  2. Савкина И.Л.  «Укушенные», или почему «вампириады» стали популярной жанровой формулой современной массовой культуры /  И.Л.  Савкина // Журнал «Детские чтения» Институт русской литературы (Пушкинский дом). – 2013. – 112-123.
  3. Стефани Майер «Сумерки». – АСТ, Астрель; Москва; 2006. – 170.
  4. Электронный журнал РиаНовости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/weekend_books/20131010/968878652.html (дата обращения: 25.06.2017)
  5. Электронный словарь Merriam-Webster [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.merriam-webster.com/dictionary/cull (дата обращения: 25.06.2017)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.