Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 июня 2017 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Иванов М.А. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ СЕРИИ УРОКОВ НА ТЕМУ «КОМПОЗИЦИЯ НАТЮРМОРТА», НАПРАВЛЕННЫХ НА ОВЛАДЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ 5-Х КЛАССОВ ПРИЕМОВ ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО НАТЮРМОРТА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(54). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(54).pdf (дата обращения: 01.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ СЕРИИ УРОКОВ НА ТЕМУ «КОМПОЗИЦИЯ НАТЮРМОРТА», НАПРАВЛЕННЫХ НА ОВЛАДЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ 5-Х КЛАССОВ ПРИЕМОВ ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО НАТЮРМОРТА

Иванов Михаил Александрович

студент 4 курса, факультет СКК СурГПУ,

РФ, г. Сургут

Проблема исследования представляет собой поиск методики развития у учащихся композиционных навыков в практической художественной деятельности. Новизна данной темы определяется проблемой недосказанности, что такое композиция, так как педагог кратко раскрывает суть термина, что осложняет ученикам в их практической работе над рисунком и живописью добиться грамотных и художественно выразительных работ. Поэтому существует необходимость вводить дополнительные задания, связанные с применением и закреплением знаний о композиции учащимися, что в прогнозируемом будущем способствует развитию художественного потенциала обучаемого.

Структура опытно-экспериментальной работы состоит из следующих этапов:

  1. констатирующий: определение исходного уровня освоения обучающимися 5-х классов знаний о приемах построения композиции академического натюрморта;
  2. формирующий: проведение серии занятий по тематическому разделу «Композиция натюрморта», направленных на овладение этапами разработки композиции академического натюрморта;
  3. контрольный: анализ результатов опытно - экспериментальной работы и подведения итогов.

Для констатирующего этапа эксперимента были отобраны экспериментальная и контрольная группа обучающихся 5 классов МБОУ Лицей №1: 5 «А» – контрольная группа; 5 «В» – экспериментальная группа.

Для изучения учебных возможностей учащихся, нами был использован такой метод эмпирического исследования, как тест. В соответствии с целями эксперимента на основе школьного курса «Изобразительное искусство» был разработаны и использованы тестовые задания для определения исходного уровня знаний учащихся о приемах построения композиции академического натюрморта. Для определения исходного уровня знаний учащихся нами были составлены характеристики уровней владения:

- не сформирован – испытуемый не имеет представления о законах композиции натюрморта – от 0 до 3 баллов;

- низкий уровень – испытуемый имеет поверхностное знание о данных понятиях – от 3 до 5 баллов;

- средний уровень – предполагает в достаточной мере усвоенное знание законов композиции натюрморта – от 5 до 9 баллов;

- высокий уровень – предполагает, что обучающийся освоил все законы композиции натюрморта – от 9 до 11 баллов.

По итогам проведенных тестов у обучающихся обеих групп слабо освоены представления о законах композиции натюрморта.

Для определения уровня овладения учащимися 5 классов приемами построения композиции тематического натюрморта разработано практическое задание: выполнить на формате А5 композиционное решение равновесия в технике аппликация. В качестве параметров, на основании которых производилась оценка результатов практической деятельности испытуемых, нами использованы основные законы композиции натюрморта.

 

Таблица 1

Характеристика параметров и критериев исследования

Параметры исследования

Критерии оценки

1

Выразительность компоновки элементов изображения на плоскости

5 баллов – гармоничная компоновка, распределение элементов изображения на плоскости;

4 балла – компоновка с небольшими нарушениями;

3 балла – неравномерная компоновка со сдвигом всей композиции, неверное распределение элементов изображения.

2

Наличие идеи в композиции;

 

5 баллов – идея композиции натюрморта раскрыта;

4 балла – частичное раскрытие идеи композиции;

3 балла – отсутствие идеи композиции натюрморта.

3

Верность построения пространства;

 

5 баллов – предметы расположены планомерно, есть многоплановость;

4 балла – предметы расположены только на одном плане;

3 балла – отсутствие построения пространства натюрморта.

4

Выделение композиционно-тематического центра в натюрморте.

 

5 баллов – самостоятельно найден и обозначен композиционно-тематический центр;

4 балла – использовались некоторые из приемов обозначения центра композиции;

3 балла – отсутствие композиционного центра.

 

Определение уровней освоения законов построения композиции натюрморта и умение их использовать помогло нам составить сводные данные представлены в таблице.

 

Таблица 2

Сводные данные уровня освоения законов построения композиции натюрморта обучающимися 5 классов

Параметры исследования

Уровень освоения законов построения композиции натюрморта

Высокий

Средний

Низкий

Не сформирован

Выразительность компоновки элементов изображения на плоскости

Контрольная

5%

45%

45%

5%

Экспериментальная

5%

45%

40%

10%

Наличие идеи в композиции;

Контрольная

0%

45%

50%

5%

Экспериментальная

0%

40%

55%

5%

Верность построения пространства;

Контрольная

10%

50%

35%

5%

Экспериментальная

10%

30%

55%

5%

Выделение композиционно-тематического центра в натюрморте.

Контрольная

0%

45%

45%

10%

Экспериментальная

0%

55%

40%

5%

 

Из таблицы следует, что высокий уровень освоения законов композиции натюрморта и умение их использовать в практической художественной деятельности у учащихся 5 классов крайне мал.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что обе группы обучающихся находятся на одном уровне освоения законов построения композиции натюрморта, которые показывают низкий результат. Анализ результатов деятельности показывает недостаточный уровень знаний и умений освоения этапов разработки композиции академического натюрморта.

Данные констатирующего эксперимента и поставленные задачи позволили, опираясь на труды Н.Н. Ростовцева, Л.С. Выготского, Б.М. Неменского и других авторов, определить необходимые педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству, а также успешного формирования композиционных навыков и навыков формализации у учащихся. В ходе педагогического исследования нами была разработана и проведена серия уроков изобразительного искусства по теме «Композиция натюрморта», направленных на овладение законами композиции учащимися 5 классов.

 

Таблица 3

Серия занятий по тематическому разделу «Композиция натюрморта»

Тема урока

Содержание

Кол-во часов

1.

Основы композиции

Теоретические основы композиции

1

2.

Композиционная структура натюрморта

Теория построения академического натюрморта

1

3.

Декоративный натюрморт

Разработка композиции и выполнение декоративного натюрморта

2

4.

Композиция орнамента

Разработка композиции и выполнение ритмичного орнамента

2

5

Живописная композиция симметричного и асимметричного натюрморта

Разработка композиции и выполнение живописного симметричного и асимметричного натюрморта

2

6

Графическая композиция натюрморта

Разработка композиции и выполнение эскиза графического натюрморта с учётом светотени

1

7

Живописная композиция натюрморта

Разработка композиции и выполнение живописного натюрморта с учётом светотени

1

 

Уроки были проведены в 5 «В» классе в рамках преддипломной практики на базе МБОУ Лицей №1 г. Сургут. Уроки вызвали живой интерес учащихся. Все дети активно работали на уроках: анализировали наглядный материал, выявляли плюсы и минусы в своих работах. По окончании некоторых уроков проводилась выставка работ с последующим их анализом самими учащимися.

На основе формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент. Контрольный эксперимент предполагает выявление сформированности овладения приемами построения композиции академического натюрморта. Учащимся были предложены тест и практические задания, аналогичные заданиям, которые использовали в констатирующем эксперименте. Критерии анализа результатов контрольного эксперимента те же, что в констатирующем эксперименте. Наряду с экспериментальной группой 5 «В» класса, контрольные задания выполняла контрольная группа 5 «А», в которой не проводился формирующий эксперимент.

 

Таблица 4

Сводные данные уровня освоения законов построения композиции натюрморта обучающимися 5 классов на контрольном этапе

Параметры исследования

Уровень освоения законов построения композиции натюрморта

Высокий

Средний

Низкий

Не сформирован

Выразительность компоновки элементов изображения на плоскости

Контрольная

5%

55%

35%

5%

Экспериментальная

25%

55%

20%

0%

Наличие идеи в композиции;

Контрольная

0%

50%

40%

10%

Экспериментальная

20%

60%

20%

0%

Верность построения пространства;

Контрольная

10%

50%

35%

5%

Экспериментальная

30%

60%

10%

0%

Выделение композиционно-тематического центра в натюрморте.

Контрольная

5%

45%

45%

5%

Экспериментальная

20%

60%

20%

0%

 

Из данных диаграмм следует, что учащиеся 5 «В» класса, где проводился формирующий эксперимент, показали лучший результат, чем учащиеся 5 «А» класса. Данный эксперимент показал эффективность разработанной системы уроков. Учащиеся 5 «В» класса на достаточном уровне усвоили теоретический материал по теме «Композиция натюрморта». Анализ результатов творческих работ свидетельствует об овладении приемами построения композиции академического натюрморта.

По результатам эксперимента, мы можем вполне обоснованно утверждать, что у экспериментальной группы, благодаря реализации нашей серии уроков, направленной на овладения приемами построения композиции академического натюрморта в процессе его создания, произошли существенные статистически значимые качественные изменения по всем компонентам названной готовности.

 

Список литературы:

  1. Гусева, О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 144 с. – (В помощь школьному учителю).
  2. Кузьмина Н.В. Методы системного и педагогического исследования: Учеб. пособие. - Л.: ЛГУ, 1980. - 69с.
  3. Неменский, Б.М. Программы общеобразовательных учреждений, Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2005– 142 с.
  4. Рисунок. Живопись. Композиция. – Христоматия: Учеб. пособие для студ. худ.-граф. фак. пединститутов. –М.: МПУ, 2000. –329 с.
  5. Ростовцев Н.Н.История методов обучения рисованию. – М.: Искусство, 1981. - 227 с.
  6. Сергеев А. Учебный натюрморт.  – М.: Искусство, 1975. - 176с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.