Статья опубликована в рамках: LII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 апреля 2017 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РУССКАЯ ИДЕЯ И АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА КАК ВЫРАЖЕНИЕ МЕНТАЛЬНОСТИ РОССИИ И АМЕРИКИ
Национальная ментальность является важным аспектом этнической самоидентичности. Слово менталитет происходит от французского Mentalité, что в переводе означает направление мыслей. Ментальность – это составная часть национальной культуры, и для любой нации, для любого человека как представителя нации важны самоидентификация и самооценка.
Русская идея – философский термин, введенный в научное использование русским философом В.С. Соловьевым в 1887-1888 гг. для объяснения русского самосознания и культуры, национальной и мировой судьбы России, путей соединения народов и изменения человечества в лучшую сторону, его перерождения. Термин «Русская идея» свободно использовался такими русскими философами конца XIX и XX вв., как Н.И. Бердяевым, И.А. Ильиным, В.В. Розановым, Е.Н. Трубецким и др. В сущности русской идеи лежит вера в призванность русского народа спасти мир, примирить его, потому что русский человек выступает воплощением духовности и гармонии, отсюда и известная фраза Достоевского: «Быть русским, значит вместить в своё сердце все народы». И даже термин «менталитет», используемый в российской науке, отличается от его американского понимания. В России он, прежде всего, несет социально-психологическую нагрузку и обозначает социальный феномен.
Драматизм России наиболее ярко отличает русскую историю от американской. Как писал Николай Бердяев, характерная черта русской истории – прерывность, потому что есть уже пять периодов России с разными образами. Речь идёт о Россиях: киевской, времен татарского ига, московской, петровской и советской. В русской истории в течение продолжительного времени силы русского народа, подавленного большой их тратой, которой требовали размеры русского государства, были не актуализированы.
Россия на протяжении XVII-XX веков постоянно догоняла Запад, постоянно опаздывала, и ее захлестывало каждой новой экономической волной. Только в России все было еще драматичнее, порой – страшнее. Русская история принадлежит к одной из наиболее мучительных историй человечества. Яркими примерами служат: борьба с татарским игом, смутная эпоха на Руси, церковный раскол, принудительный характер реформы Петра I, крепостное право, долгое время тяготившее людскую жизнь, гонения на интеллигенцию при смене власти, революции, необходимые для разрешения конфликтов, и, наконец, самая ужасающая война мировой истории [2].
Наиболее свойственной чертой русского менталитета является идея мессианства. Драматизм русской истории выражен в том, что здесь в крайней и трагической форме проявилось то, что происходило со всем человечеством. Для русского человека величие России становится следствием развития и духовного обогащения всего человечества через реализацию русских мессианских откровений (вспомним, например, русскую великую литературу или освоение космоса). О значении этих категорий у Достоевского и Платонова идёт речь в исследовании С.Ю.Яблонской [4, с. 71].
Есть соответствие между необъятностью русской земли и русской души, между физической и душевной географиями. Такая же необъятность и устремленность в бесконечность, как в русской равнине, есть в душе русского народа. У народов Америки все более определенно, но русский народ более обращен к бесконечности и не желает знать распределения по категориям. Это отмечал и Георгий Гачев. Если выражаться символично, то Россия – это горизонталь, однонаправленная бесконечность. «Русь, куда ж несешься ты? Что пророчит сей необъятный простор?» [3].
Специфическое неэтническое образование русского народа в значительной степени определило его национальный характер, что нашло отражение в строительстве российской государственности. С одной стороны, без мощного централизованного государства русский народ не выжил бы в невероятно суровых (климатически и геополитически) условиях. Поэтому русские всегда относились к своему государству более сакрально, чем европейские народы. С другой стороны, русские, являясь многоэтническим народом, построили единственную в истории империю, где государствообразующий народ не имел никаких преимуществ перед остальными народами.
Русский народ является совмещением противоположностей, так как в России сталкиваются и взаимодействуют два потока мировой истории – Восток и Запад, благодаря чему русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. В сущности, Россия предлагает такой гармоничный синтез как решение «всемирно-исторической проблемы Запада и Востока» благодаря балансу между эгоистическим индивидуализмом европейца и азиатским растворением личного во всеобщем. Россия – исключительная цивилизация, которая является порождением разных культурных и этнических начал, смешанных и растворившихся в сотворенном ими целом.
Что касается национального образа Америки, то в США после появления в 1931 г. книги Джеймса Труслоу Адамса «Американский эпос» появляется массовое идентификационное выражение, употребляемое для обозначения жизненных идеалов жителей Америки как в материальном, так и в духовном смысле – это американская мечта. Впервые это понятие встречается на страницах книги «История Соединенных Штатов», опубликованной писателем и историком Генри Адамсом в 1884 г. Основное материальное содержание американской мечты – свободный, успешный человек в таком же свободном и успешном мире (с той конкретизацией, что человек этот – американец, а мир – Америка). Духовный смысл мечты: американцы выступают народом, призванным раздвинуть границы существующего мира, открыть новые горизонты, нести свободу [1, с. 19].
В истории Америки не было ни прерывности, ни внутреннего драматизма. Отсюда и направление их мыслей в будущее, ведь у народов страны нет общего прошлого. Американцы же не родились в Америке, а построили её, так как прибыли сюда с принципом труда, и, несмотря на то, что эта страна так же обширна по занимаемому пространству, как Россия, но время является мерой труда, как по Адаму Смиту и Марксу. Скорость, то есть отношение пространства ко времени (S/t) – вот принцип американства. У них машины, автотрассы, и скорость, и успех, как отрасль скорости.
У Америки не было рядом ни «просвещенной» Европы, ни «седой» Азии. Уже через малое время после своего образования США стали ощущать свою самобытность, значимость, самостоятельность, а также свое величие, что нашло отражение в некоторых политических текстах периода революции, таких как Декларации независимости, «Здравом смысле» Томаса Пейна. Поэтому в США термин «менталитет» несет индивидуальную психологическую нагрузку и чаще употребляется при отображении частной умственной специфики.
Соединенные Штаты рассматриваются как самими гражданами, так и многими созерцателями других стран как страна личной, индивидуальной свободы. В этом яркое отличие русского человека от американца, который хоть и является патриотом, но не объединяет свои надежды на лучшее будущее с государством. Кризис общенациональной идентичности для американца – это главным образом кризис его личной свободы, таким образом, преодоление кризиса выступает укреплением положения человека в справедливом обществе гражданского равенства и независимости.
В истории развития научной сферы в России и США уже были предприняты попытки обособления феномена менталитета разных народов и его научного объяснения. В России в XIX веке появились понятия, такие как «народная субстанция», «народный дух», в США: «социальная структура», «культурная консонанта». В настоящее время в обеих странах продолжается вербальное определение социального явления «национального менталитета».
Таким образом, обе нации сформировались как синтез многих племён, этносов и народов, значительны территории стран, заметно влияние в мире, проблема дефиниций актуальна как в России, так и в США. Русская идея и американская мечта сформировались под влиянием многих исторических факторов, некоторые из которых были рассмотрены выше, и именно эти термины ярко и глубоко отражают национальные ментальности России и Америки, что даёт нам право рассматривать их, как ключевые характеристики менталитетов двух стран. Однако русская идея претендует на то, что несёт истину, глубина которой выстрадана народом-богоносцем, его трагической историей, а американская мечта – на то, что несёт миру свободу, устремлённость в будущее, оправданное движением вперёд народа без общего прошлого.
Список литературы:
- Баталов Э.Я. Русская идея и американская мечта. – М.: Прогресс-Традиция, 2009. – 384с.
- Бердяев Н. Русская идея. Электронная библиотека: URL: http://e-libra.ru/read/326109-russkaya-ideya.html.
- Гачев Г.Д. Национальные образы мира 17.05.2007 // Полит.ру: URL: http://www.polit.ru/article/2007/05/24/kulturosob/.
- Яблонская С.Ю. Сравнительно-типологическое исследование некоторых аспектов поэтики А.Платонова и Ф.Достоевского // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии / Сб. ст. по материалам LXII междунар. науч.- практ. конф. № 7 (62). Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2016. С.66-75.
дипломов
Оставить комментарий