Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 марта 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Крупчак К.Н. СТУДЕНЧЕСКИЕ СТРИТـАРТ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ТВОРЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ДОСУГА В ГОРОДЕ СУРГУТЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9. URL: https://sibac.info/archive/humanities/9.pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СТУДЕНЧЕСКИЕ  СТРИТـАРТ  МЕРОПРИЯТИЯ  КАК  ТВОРЧЕСКОЕ  РЕШЕНИЕ  ОРГАНИЗАЦИИ  СОВРЕМЕННОГО  ДОСУГА  В  ГОРОДЕ  СУРГУТЕ

Крупчак  Кристина  Николаевна

студент  3  курса,  факультет  социально-культурных  коммуникаций  СурГПУ,  г.  Сургут

E-mailkristina.krupchak@mail.ru

Белошапка  Римма  Анатольевна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  социально-художественного  образования  СурГПУ,  г.  Сургут

 

Стрит-арт  (англ.  Streetart  —  уличное  искусство)  —  изобразительное  искусство,  отличительной  особенностью  которого  является  ярко  выраженный  урбанистический  стиль.  Этот  термин  относительно  новый  для  обозначения  устоявшегося  явления,  описание  которого  затруднено  из-за  врожденной  двойственности:  социальное  здесь  неразрывно  соединено  с  художественным.

Основной  частью  стрит-арта  является  граффити  (иначе  спрей-арт),  но  нельзя  считать,  что  стрит-арт  это  и  есть  граффити.  К  стрит-арту  также  относятся  постеры  (некоммерческие),  трафареты,  различные  скульптурные  инсталляции  и  т.  п.  В  уличном  искусстве  важна  каждая  деталь,  мелочь,  тень,  цвет,  линия.  Художник  создаёт  свой  стилизованный  логотип  —  «уникальный  знак»  и  изображает  его  на  участках  городского  ландшафта.  Самое  главное  в  стрит-арте  —  вовлечь  зрителя  в  диалог  и  показать  различную  сюжетную  программу.

Точно  дату  зарождения  стрит-арта  определить  невозможно.  По  легенде  история  граффити  начинается  в  1942  году,  во  время  Второй  мировой  войны,  когда  рабочий  Килрой  принимается  писать  «Kilroy  was  here»  (Килрой  был  здесь)  на  каждом  ящике  с  бомбами.  А  в  1950—1960-х  годах  в  Филадельфии  появились  подписи  Корнбреда.  Художник  вместе  с  Cool  Erl  и  Top  Cat  создаёт  граффити  в  подлинном  смысле,  давая  начало  этому  течению  [1].

В  середине  1960-х  годов  на  улицах  Филадельфии  стали  появляться  замысловатые  надписи  на  зданиях,  получившие  название  «tags»,  а  их  авторов  стали  называть  райтерами.  Из  Филадельфии  движение  в  конце  1960-х  годов  приходит  в  Нью-Йорк.  К  началу  70-х  «тэги»  заполняют  все  возможные  поверхности:  здания,  биллборды,  тоннели,  вагоны  метро  (как  изнутри,  так  и  снаружи). 

Ввиду  огромной  конкуренции  среди  «рисовальщиков»,  райтеры  вынуждены  были  искать  новые  способы,  чтобы  их  заметили,  поэтому  в  середине  70-ых  годов  формируется  новое  направление  райтеров,  которые  решили  перейти  от  количества  к  качеству.  Эти  райтеры  стали  рисовать  свои  теги,  используя  более  сложную  графическую  структуру,  постепенно  теги  превратились  в  полномасштабные  рисунки.  В  результате  произошел  перелом  в  сознании  некоторых  райтеров  и  рисунки  стали  приобретать  смысл  и  даже  идеологию.

К  80-м  годам  движение  стрит-арт  приобрело  огромные  масштабы.  Места  «тэгов»  на  улицах  заняли  граффити,  которые  перестали  ограничиваться  затейливым  написанием  псевдонима  «райтера»  —  на  стенах  стали  появляться  разного  рода  лозунги  и  художественные  зарисовки.  Однако  в  это  время,  граффити  ставятся  вне  закона.  В  короткие  сроки  стрит-арт  покидает  улицы  и  становится  на  грань  исчезновения.  Спасение  пришло  неожиданно.  Искусствоведов  заинтересовал  стрит-арт.  Таким  образом,  можно  сказать,  что  с  улиц  стрит-арт  перешёл  в  галереи  и  выставочные  залы.

В  1989  году  на  «сцене»  стрит-арта  появляется  пока  ещё  никому  не  известный  художник  Шепард  Фейри.  Он  занимался  рисованием  тэгов  или  граффити.  Он  расклеивал  постеры  с  изображением  культового  борца  70-х  —  Великана  Андре,  с  подписью  «Повинуйся».  Чуть  больше  чем  за  10  лет  Шепард  расклеил  более  1000000  портретов  Андре  по  всему  миру,  к  2000  г.  Став  самым  активным  уличным  художником  в  мире. 

В  90-е,  можно  сказать,  стрит-арт  снова  вернулся  на  улицы.  Во  Франции  активизируется  движение  уличных  артистов,  самым  колоритным  из  которых  был  художник  под  псевдонимом  Space  Invader.  Он  занимался  склеиванием  мозаики,  изображавшей  героя  видеоигры,  а  затем  расклеивал  её  в  публичных  местах  по  всему  миру  [2].

Между  тем  в  1990—2000-е  изменились  идеология  и  структура  стрит-арта.  Если  раньше  хаос  тегов  был  проявлением  коллективного,  бессознательного,  то  в  нулевые  утверждается  четкая  персонализация  авторитетов,  происходит  окончательное  расслоение  между  бунтом  «вандалов»  и  мастерами,  зачастую  имеющими  академическое  образование.  Элита  акцентирует  смысловую  емкость  образа,  раннему  бомбингу  не  присущую.  Активно  используются  клей,  бумага,  картон,  вообще  любые  материалы,  которые  можно  быстро  разместить  в  городской  среде;  распространились  трафареты,  позволяющие  нанести  рисунок  в  кратчайшее  время.  Другой  путь  —  произведение  полностью  выполняется  в  мастерской  и  потом  закрепляется  на  стене  (монтируется  на  улице).  Это  уже  не  отличается  от  привычной  работы  художника,  за  исключением  способа  распространения:  все  те  же  анонимность,  публичность,  нарушение  закона,  однако  предполагаемый  ущерб  сводится  к  минимуму.

Российский  стрит-арт  формируется  по  западному  пути  развития  и  возникает  из  направления  граффити.  Переход  из  граффити  в  российский  стрит-арт  наблюдается  в  начале  2000-ых  годов.  На  российской  стрит-арт  арене  появляются  такие  имена,  как:  Code  и  Fet,  Make  и  другие.  В  2003  году  проходят  первые  российские  стрит-арт  мероприятия  «Don't  Copy  me»  и  «Access».  Начиная  с  этого  года,  российские  стрит-арт  фестивали  и  стрит-арт  шоу  проходят  в  России  регулярно.  И  не  просто  проходят,  а  проходят  с  участием  на  них  звезд,  представляющих  мировой  стрит  арт.  В  результате  российский  стрит-арт  переходит  на  новый  уровень,  вместо  хулиганских  вылазок  он  превращается  в  новый  вид  искусства.  Появляется  российская  стрит-арт  студия  «Visual  Artifacts»,  которая  даже  выпускает  стрит-арт  издание  «Objects  book»,  посвященное  российскому  и  мировому  стрит-арту. 

Большинство  современных  исследователей  стрит-арта  и  даже  самих  художников,  зачастую  критикуют  российский  стрит-арт,  называя  его  безликим  подражанием  западной  школе,  несмотря  на  довольно  быстрый  рост  и  популярность  этого  направления  за  последние  годы.  Но,  тем  не  менее,  уже  видна  положительная  динамика  развития  российского  стрит-арта.  Скорей  всего  основная  причина  медленного  развития  самобытности  российского  стрит  арта  заключают  в  явной  централизации  российской  школы  стрит-арта,  большинство  команд,  отдельных  художников  и  стрит-арт  центров  сосредоточены  в  двух  российских  городах  Москва  и  Санкт-Петербург.  Такая  географическая  скученность  негативно  влияет  на  развитие  российского  стрит-арта,  оставляя  зачастую  провинциальных  уличных  художников  незамеченными.  А  роль  и  значимость  столичных  стрит-арт  команд  зачастую  преувеличена  и  гипертрофирована,  в  результате  появляется  некая  звездность  и  пафос  внутри  движения.  И  как  результат  раздробленность  и  междоусобицы.

Еще  одной  причиной  доминирования  западных  шаблонов  в  российском  стрит  арте  можно  назвать  низкую  популярность  кириллических  символов  и  русского  языка  в  частности  среди  уличных  художников.  На  всем  российском  стрит-арт  пространстве  существует  только  одна  заметная  стрит-арт  команда,  использующая  русский  язык  как  основной.  Это  межрегиональная  команда  «Зачем».

Следует  отметить,  что  именно  самобытный  российский  стрит-арт  получил  развитие  в  городе  Перми.  На  улицах  города  можно  увидеть  работы  пермских  художников,  на  которых  изображены  исконно  русские  сюжеты.  Наиболее  масштабной  и  известной  из  этих  работ  является  работа  «Есенин»,  в  которой  прекрасно  отражены  исконно  русские  мотивы  и  самобытность.  Помимо  всего  прочего  эта  работа  одна  из  немногих  в  России,  которая  нарисована  в  большом  масштабе  на  фасаде  здания.  При  изготовлении  этой  работы  использовалось  альпинистское  оборудование.  В  рамках  современного  российского  стрит-арта  эту  работу  можно  назвать  уникальной  и  единственной  в  своем  роде  [3].

С  каждым  годом  стрит-арт  или  уличное  искусство  набирает  всё  больше  популярности  среди  молодого  населения  планеты,  в  том  числе  и  студентов.  Однако  постоянно  вынуждено  сталкиваться  с  проблемами  со  стороны  общества  и  властей:  не  существует  легальных  площадок  для  уличного  изобразительного  искусства,  а  сама  деятельность  молодых  художников  не  регулируется  и  находится  вне  закона. 

Входе  проведённого  анкетирования  среди  студентов  Сургутского  государственного  педагогического  университета  специальности  «Изобразительное  искусство»  и  «Дизайн»  по  следующим  вопросам:

1.  Как  Вы  относитесь  к  уличному  искусству  стрит-арт?

2.  Вы  бы  хотели  заниматься  стрит-артом?

3.  Нужны  ли  в  Сургуте  студенческие  стрит-арт  мероприятия?

4.  Вы  бы  принимали  участие  в  студенческих  стрит-арт  мероприятиях?

5.  Как  Вы  думаете,  стоит  ли  проводить  больше  мероприятий  в  городе  Сургуте  посвящённых  стрит-арту?

Мы  выяснили,  что  большинство  студентов  хотели  бы  заниматься  этим  видом  искусства  и  участвовать  в  студенческих  стрит-арт  мероприятиях,  но  в  городе  Сургуте  редко  увидишь  подобного  типа  мероприятия,  особенно  для  студентов,  они  в  основном  проводятся  в  зарубежных  странах  и  во  многом  отличаются  от  проводимых  в  России.  Поэтому,  необходимо  разрабатывать  молодежные  социокультурные  проекты  по  реализации  стрит-арт  направлений.  Социокультурное  проектирование  —  это  специфическая  технология,  представляющая  собой  конструктивную,  творческую  деятельность.  Сущность  социокультурного  проектирования  заключается  в  анализе  проблем,  выработке  целей  и  задач,  характеризующих  желаемое  состояние  объекта  (или  сферы  проектной  деятельности),  разработке  путей  и  средств  достижения  поставленных  целей. 

Особый  акцент  при  анкетировании  студенты  сделали  на  «3D  граффити  на  асфальте»,  так  как  подобного  в  Сургуте  очень  мало,  многие  хотят  попробовать  себя  и  в  таком  виде  уличного  искусства.  Студентам  хотелось  бы  активно  рисовать  на  легальных  площадках  в  своем  городе,  чтобы  проводились  стрит-арт  фестивали  и  на  них  были  приглашены  артисты  и  художники  из  других  городов.  И  таким  образом  позитивно  менять  облик  города  и  настрой  жителей.

Как  выяснилось,  одной  из  составляющих  популяризации  стрит-арта  является  проведение  фестивалей.  Это,  безусловно,  повышает  имидж  города,  делает  его  более  цивилизованным,  а  соответственно,  привлекательным  для  туристов.  Вообще  стрит-арт  фестивали  —  это  огромный  толчок  не  только  в  развитии  урбанистического  пространства,  но  и  площадка  для  общения  и  обмена  опытом  среди  художников.  В  недавнем  прошлом  в  Сургуте  нарисовали  первое  по-настоящему  качественное  3D-граффити.  Также  Сургут  стал  участником  международного  стрит-арт  проекта  «GLOBAL  ART».  Его  участники  в  рамках  «Выставки  по  средам»  размещали  на  улицах  города,  так  называемые  временные  фрески,  посвященные  актуальным  мировым  событиям.  Авторы  работ  —  известные  российские  художники  Виктория  Тимофеева  и  Дмитрий  Врубель.  Однако  жизнь  первой  такой  сургутской  стрит-арт  выставки  оказалась  недолгой.  Временные  фрески  провисели  не  больше  получаса.  Уличная  экспозиция  пришлась  по  вкусу  не  всем,  и  сейчас  на  месте  фрески  опять  голая  стена.  Также  в  Сургуте  прошел  конкурс  граффити  «Гаражи».  Почти  полсотни  райтеров,  а  именно  так  называют  себя  уличные  художники,  не  только  продемонстрировали  своё  умение  обращаться  с  баллончиком  краски,  но  и  буквально  преобразили  обычный  двор  на  улице  Фёдорова.  Чтобы  серые  стены  заиграли  новыми  красками,  молодежное  объединение  «Сургутнефтегаза»  и  Комитет  молодежной  политики  администрации  Сургута  решили  провести  здесь  конкурс.  С  такими  подходами  сургутское  граффити  возможно  перестанет  быть  сегодняшними  непонятными  надписями  в  самых  различных  уголках  Сургута,  а  по  праву  станет  называться  современным  искусством.

Мы  считаем,  что  в  Сургуте,  возможно,  проводить  большие  легальные  фестивали,  но  все  зависит  от  лояльности  Администрации  города.  Сегодня  определенной  проблемой  в  продвижении  стрит-арта  является  недоинформированность  жителей  и  чиновников.  Многие  не  понимают  и  побаиваются  уличного  искусства,  поэтому  его  нужно  популяризовывать.  Помимо  этого  второй  проблемой  является  финансирование.  Для  проведения  серьезных  мероприятий  нужна  спонсорская  поддержка,  отчасти  можно  надеяться  на  помощь  государства,  отчасти  на  бизнес-среду.

Сегодня  большинство  работ  художники  делают  на  различных  заброшенных  объектах,  до  которых  никому  нет  дела,  соответственно,  готовые  работы  видят  единицы.  Практика  других  городов  подсказывает,  что  выделение  легальных  стен  в  центре  города  идет  на  пользу  внешнему  облику  улиц.  Когда  ты  знаешь,  что  многие  увидят  твою  работу,  то  и  уровень  мастерства  будет  подниматься.  Поэтому  в  случае  взаимопонимания  жителей  Сургута  город  может  существенно  изменить  свой  облик  в  лучшую  сторону.  Ведь  в  Сургуте  есть  много  запущенных  исписанных  стен,  которые  явно  не  украшают  наш  город.

Таким  образом,  по  данному  исследованию  можно  сделать  вывод,  что  в  наше  время  стрит-арт  вырос  и  распространился,  охватив  практически  весь  мир,  правда,  в  России  он  не  так  сильно  развит  как,  например  в  Европе.  Мало  таких  городов  в  России,  в  которых  проводятся  студенческие  стрит-арт  мероприятия,  а  если  даже  и  проводятся,  то  не  так  как  бы  хотелось,  в  этом  числе  городов  находится  и  Сургут.  Для  того  чтобы  решить  эту  проблему  необходимо  социокультурное  проектирование  в  организации  студенческих  стрит-арт  мероприятий.  Мы,  жители  Сургута,  можем  изменить  наш  город  в  лучшую  сторону,  и  тогда  он  также  как  и  те  города,  в  которых  проводятся  стрит-арт  мероприятия,  будет  радовать  глаз  людей,  которые  живут  здесь,  а  также  и  приезжих.  Тогда  можно  будет  увидеть  шедевры  наших  художников,  у  которых  до  этого  не  было  такой  возможности  самовыражения.  Так  как  молодёжь  питает  большой  интерес  к  стрит-арту  мы,  студенты  СурГПУ  собираемся  реализовывать  такие  социокультурные  проекты  для  студентов  в  городе  Сургуте,  как: 

1.  Конкурс  граффити  «Снежный  фейерверк».

2.  Выставка  «Классика  в  3D».

3.  Конкурс  граффити  «Национальное  уличное  искусство».

И  в  будущем  наши  студенты  будут  реализовывать  всё  больше  и  больше  социокультурных  проектов  на  тему  уличного  искусства,  в  надежде  на  процветание  в  родном  городе  такого  социального  явления,  как  стрит-арт.

 

Список  литературы:

  1. Иконы  стрит-арт.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://discovermore.by/art-design/ikony-street-art-0  (дата  обращения  02.03.2013).
  2. Мировой  стрит-арт:  зарождение,  формирование,  современность!  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.kreafish.ru/gallery/3  (дата  обращения  02.03.2013).
  3. Российский  стрит-арт:  развитие  и  недостатки.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://kreafish.ru/gallery/9  (дата  обращения  02.03.2013).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.