Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 марта 2013 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПСИХОЛОГ-КОНСУЛЬТАНТ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Костригин Артем Андреевич
студент 4 курса, факультет социальных наук, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Н. Новгород
E-mail: artdzen@gmail.com
Стоюхина Наталья Юрьевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент ННГУ, г. Н. Новгород
В психологическом консультировании и психотерапии существует множество направлений и школ. Среди них: психоанализ, подходы бихевиоризма и необихевиоризма, гештальттерапия, клиент-центрированная терапия и уже современные эклектичные и универсальные подходы (например, Резонансное консультирование С. Петрушина). Что же является главным во всех этих разнообразных психотерапевтических подходах?
Еще со времен А. Адлера психотерапевтам и психологам-консультантам известна следующая формула: «Техника лечения заложена в Вас». Таким образом, главным инструментом в психологическом консультировании является сама личность консультанта. В различных психотерапевтических направлениях личность психолога-консультанта представляется своим специфическим образом. В данной статье мы хотим рассмотреть взгляд на личность психолога-консультанта в экзистенциальном консультировании.
Одним из первых психологов, кто начал развивать экзистенциальный подход в консультировании и психотерапии, был В. Франкл. Он создал логотерапию, позволяющую работать с жизненными смыслами клиентов. Его ученик, А. Лэнгле, на основе идей В. Франкла разработал современную антропологию и углубил методологию, создав экзистенциальный анализ.
Экзистенциальный анализ, по А. Лэнгле — это психотерапевтический подход, соединяющий величайшее уважение к свободе человека принимать решения относительно его собственной жизни с эффективными терапевтическими приемами. Антропологическая концепция А. Лэнгле исходит из представления о том, что человеком движут четыре фундаментальные мотивации, к которым относится [2]:
·возможность принять условия жизни,
·потребность проживать нечто ценное и строить отношения с другими людьми,
·быть аутентичным и
·привносить в мир что-то значимое и имеющее смысл.
Среди требования к психологу-консультанту в экзистенциальном анализе выделяются следующие [2]:
·быть «с» клиентом на понятийном уровне;
·понимать его мотивации (волю к смыслу);
·помогать клиентам устанавливать контакт с самим собой и со своим миром, особенно через изменение отношений.
Одним из методов экзистенциального анализа является логотерапия. Логотерапия постулирует следующее: человек стремится не к получению удовольствия и избежанию боли (как утверждает психоанализ), а к выявлению смысла своего существования. Таким образом, логотерапия стремится побудить пациента к полному осознанию своей ответственности, а это значит, что ему должна быть предоставлена возможность выбора.
С точки зрения логотерапии [5], роль психотерапевта состоит в расширении и прояснении поля зрения пациента с тем, чтобы тот мог увидеть и осознать весь спектр смыслов и ценностей. Логотерапия считает своей задачей помощь пациенту в поисках смысла его жизни.
Обобщая сказанное, можно выделить следующие представления о личности консультанта в экзистенциальном анализе и логотерапии:
·психолог-консультант рассматривает клиента как личность, ответственную за свою жизнь;
·консультант должен быть «с» клиентом на понятийном уровне;
·консультант должен понимать мотивации клиента (волю к смыслу);
·консультант должен помогать клиентам устанавливать контакт с самим собой и со своим миром, особенно через изменение отношений;
·у консультанта должна быть эмпатическая установка;
·консультант должен иметь уважение к свободе человека принимать решения относительно его собственной жизни.
Следующий автор, которого мы рассмотрим — Р. Мэй. Этот психолог рассматривает психотерапию немного в другом ключе: «она является родом воспитания пациента в духе экзистенциальной философии» [4], и в ее процессе пациент должен понять неподлинность своего существования, осознать свою конечность и выбрать самого себя. Психотерапия должна научить клиента переживать собственные желания, затем осознавать их и, в конечном итоге, принимать решение, осознавая всю полноту ответственности за него. Психологическое консультирование содействует тому, чтобы клиент становился способным изменять, заново создавать свои ценности, цели, установки.
Роль консультанта, по мнению Р. Мэя, заключается в том, чтобы указывать клиентам на необходимость выбора самого себя, призывать к «мужеству творить», реализуя собственную свободу [4]. Психолог-консультант убеждает клиентов в том, что все зависит от их свободного выбора. Чтобы помочь клиенту найти ориентиры в своей жизни, необходимо понять и изучить его внутренний мир. Исходя из этого, Р. Мэй говорит, что консультантам необходимо развивать способность к эмпатии, а также они должны осознавать ответственность за влияние на клиента [3]. В качестве отличительной черты консультанта, Мэй указывает на чувствительность по отношению к людям, их внутренним переживаниям. Это позволяет улавливать малейшие проявления характера и читать его. Но консультанту следует быть осторожным в своих выводах. Также консультант должен направлять переживания клиента в конструктивное русло, а не избавлять от них. Мы видим здесь, что позиция психолога-консультанта у Мэя является активной; она выражается в убеждении, указании на проблемы и направлении клиента в нужном направлении.
Еще несколько характеристик «искусного» консультанта, по Р. Мэю [3]: самоанализ; умение уважать и оценивать людей, не осуждая их; умение мужественно принимать неудачу; умение радоваться процессу жизни и любить людей ради них самих.
Главными камнями преткновения для личности консультанта являются видение людей через призму собственных предрассудков и чрезмерная зацикленность на своей работе [3].
Таким образом, представления о личности психолога-консультанта, по Р. Мэю, сводятся к следующему:
· наличие эмпатии;
· осознание ответственности за свое влияние на клиента;
· самоанализ;
· уважение и оценивание людей без осуждения;
· любовь людей ради них самих;
· мужество в принятии неудачи;
· убеждение клиента в свободном выборе самого себя;
· активная позиция в консультировании;
· отсутствие предрассудков.
Несколько другую точку зрения имеет другой американский психотерапевт — Дж. Бьюдженталь. Он концентрируется на мире межличностного общения. Для консультанта это и есть мир, где он живет и действует, и от качества бытия в котором зависят результаты консультирования. Дж. Бьюдженталь акцентирует свое внимание на общении консультанта и клиента.
Дж. Бьюдженталь определяет психотерапию как жизнеизменяющую, в процессе которой клиент пытается проанализировать и пересмотреть свой способ ответа на экзистенциальные вопросы [1]. Роль психотерапевта заключается в том, чтобы помочь клиенту научиться проявлять способность к собственному внутреннему зрению, которое позволит изменять себя. В работе психотерапевта требуется неусыпное внимание к внутреннему миру переживаний клиента [1]. Психотерапевт работает собой, своей собственной субъективностью, взаимодействуя с субъективностью клиента. Это предполагает развитие сензитивных способностей консультанта.
Консультант должен обладать особой чувствительностью к миру межличностного общения, «консультативного пространства». Дж. Бьюдженталь выделил измерения этого пространства, которые «позволяют увидеть его как особый Мир человеческих отношений и понять многие важные аспекты жизнеизменяющей работы» [1]. Среди основных измерений пространства консультирования можно выделить следующие:
· базовое искусство ведения беседы;
· влияние на субъективные процессы;
· достижение большей глубины;
· внутриличностные процессы;
· собственное существование психотерапевта.
Все эти измерения делятся на более конкретные аспекты процесса межличностного общения, что позволяет лучше понимать процесс психологического консультирования.
Дж. Бьюдженталь признает деятельность психолога-консультанта искусством и сравнивает его с художником. Среди основных характеристик любого искусства он выделяет [1]:
· признание собственного «Я» первичным и главным «инструментом»;
· открытость-незавершенность процесса творчества;
· высокоразвитые способности к пониманию, эмпатии;
· лично выработанные критерии и оценки.
Дж. Бьюдженталь четко разделяет консультантов на мастеров, которые работают своей личностью, и ремесленников, в основу работы которых составляют процедуры и методики, замещающие и заслоняющие их как личностей. Он называет аутентичность стержневым качеством психолога-консультанта и важнейшей экзистенциальной ценностью.
Сущностью «жизнеизменяющей» работы, по мнению Бьюдженталя, являются атмосфера и глубина общения, уважение и контакт, доверие и сочувствие, точность и тонкость действий, творчество и мужество поиска [1]. Необходимость в консультативной работе опираться на собственный жизненный опыт означает, что искусным консультантом может стать лишь достаточно опытный, зрелый человек. Будучи «мастером», психолог-консультант не должен останавливаться в своем развитии; он всегда должен быть устремлен к саморазвитию.
Таким образом, представления Дж. Бьюдженталя о личности консультанта сводятся к следующему:
· наличие аутентичности;
· развитие широкого спектра сензитивных способностей, эмпатия;
· признание своей личности в качестве главного инструмента консультирования;
· высокое развитие коммуникативных навыков и способность к глубинному общению;
· пристальное внимание к внутреннему миру клиента;
· саморазвитие;
· наличие жизненного опыта.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что хотя экзистенциальное консультирование находится в рамках гуманистического подхода в консультировании и психотерапии и имеет присущие гуманистической традиции взгляды на психолога-консультанта (аутентичность, эмпатия, безусловное уважение к клиенту), все-таки оно имеет и собственную специфику: ориентация на мотивации и смыслы клиента, способность к глубинному общению, мужество в принятии неудачи, наличие жизненного опыта и осознание своей ответственности за влияние на клиента. Это говорит о том, что экзистенциальное консультирование и экзистенциальные консультанты имеют свой самостоятельный статус.
Список литературы:
- Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. Уроки Дж. Бюджентала. — М.: Смысл, 2001. — 197 с.
- Лэнгле А., Ушакова Е. Экзистенциально-аналитическая психотерапия//Развитие личности. — 2003. — № 1. — С. 162—171.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М.: Независимая фирма «Класс», 1994.
- Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. Учебно-справочное пособие. — М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез», 1998. — 238 с.
- Франкл В. Доктор и душа. — СПб.: Ювента, 1997. — 242 с.
дипломов
Оставить комментарий