Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 марта 2013 г.)
Наука: История
Секция: Краеведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
МОНАСТЫРИ СТАВРОПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Шаршак Юлия Юрьевна
студент 4 курса, кафедра истории России, СКФУ, г. Ставрополь
E-mail: bgolka@yandex.ru
Скляр Лидия Николаевна
научный руководитель, канд. истор. наук, доцент, СКФУ, Ставрополь
В трех верстах к северу от Ташлянского предместья располагались хутора, большинство которых принадлежало роду Скомороховых. На планах Ставрополя (начала XIX века) они так и именовались — Скомороховы хутора. Иоанно-Мариинская женская община, возникла в районе этих хуторов в середине XIX столетия, точнее в 1848 году. По мысли епископа Иеремии обитель должна была служить приютом и местом иноческого жития для вдов священнослужителей и круглых сирот духовного звания, а также для страждущих тяжкими болезнями из других сословий. Она была одной из 128 воссозданных и одной из 79 преобразованных в монастыри, в течение почти столетнего периода с 1794 по 1890 годы во всей России.
На имя Преосвященнейшего Ставропольского епископа Иеремии в год основания обители пришло письмо от Якова Григорьевича Скоморохова, который был готов пожертвовать частью состояния для устройства планируемого приюта. Таким образом, монастырская территория сложилась из пожертвованных жителями города, прежде всего семьей Скомороховых, земельных участков.
Епископ Иеремия и гражданский губернатор Александр Алексеевич Волоцкий по согласованию со Святейшим Синодом дали согласие на устройство монастыря в районе хутора Скоморохова и расположенного рядом Члинского леса. Тогда же дали согласие ставропольскому духовенству на сбор доброхотных даяний на устройство вдовьей и сиротской общины с храмом во имя Святого Иоанна Предтечи и Святой Марии Магдалины
В 1848 году строительный подрядчик Маслов подписал договор: «Обязался я, Маслов, к постройке Иоанновской церкви в городе Ставрополе у Скомороховых хуторов вблизи колодезя». Камень для храма поставлял купец Прокофий Леденев — «в 19 вершков длиной и 4 толщиной». Тогда же в основание фундамента была уложена металлическая доска с текстом: «Господу, Боже Вседержателю, Самъблагослови и освяти место сие, силою и действием Честного и Животворящего Креста въ отогнании демонов. Основался в лето 1848-го, месяца мая, 25 дня, на память третьего обретения честной главы святого Иоанна Предтечи» [2].
В 1851 г. сменивший Преосвященного Иеремию Епископ Иоанникий ходатайствует перед Святейшим Синодом об изменении статуса Иоанно-Мариинской общины в монастырь. Синод утвердил это ходатайство. В 1852—63 гг. в обители произошло много перемен. В 1860 году стараниями епископа Игнатия Брянчанинова Святейший Синод принимает решение об образовании вместо вдовьей и сиротской общины второклассного Иоанно-Мариинского женского монастыря. Настоятельницей этого нового духовного центра Ставрополя стала настоятельница Ладожского женского монастыря Серафима, получившая сан игуменьи. Ею были установлены порядки, которые соответствовали Афонскиму уставу.
При ней на пожертвованные горожанами и богомольцами деньги строится величественный «теплый зимний храм» во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Это было массивное, приземистое, тяжелое строение с пологим куполом. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в 1864 году была освящена епископом Кавказским и Екатеринодарским Феофилактом, прибывшим на место святителя Игнатия. Тогда же Владыка совершил здесь первый постриг избранных инокинь в манатейные монахини. Официальной датой учреждения монастыря указывается 1859 год. [12].
Во время русско-турецкой войны 1877—78 гг. сестры изготовляли все необходимое для военных лазаретов. Сами монахини в качестве медсестер ухаживали за ранеными и больными воинами.
В 188 году по проекту не менее известного ставропольского архитектора Константина Ефремовича Адамовича был полностью перестроен храм во имя Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В том же 1881 году обновленный храм был освящен епископом Германом.
Члинский лес, у западной стороны которого и разместился Иоанно-Мариинский монастырь, благодаря стараниям монахинь, число которых в 80-х годах приблизилось к 250, был превращен в ухоженную рощу. Многочисленные аллеи в окружении столетних исполинов, цветочные клумбы с беседками, прудами и зелеными лужайками, потаенными скамейками и романтическими гротами и пещерами — все это привлекало сюда жителей Ставрополя, окрестных сел и станиц [1].
В 1884 году по ходатайству епископа Германа указом Святейшего Синода новой настоятельницей монастыря была утверждена игуменья Феофила. В 1887 году ее стараниями возводится еще один храм, в честь Св. мученицы Серафимы, с трапезной. Храм этот не отличался внешней нарядностью, да и внутренним убранством, может, поэтому ему одному удалось устоять в годы революции.
При игуменье Феофиле был возведен двухэтажный корпус под мастерские для живописи, золотошвейных работ и всяких поделок из дерева, кости, металла. Делали здесь священнические пояса, поручи, воздухи, плащаницы, тканые и вышитые гладью иконы, отделывая их синелью, серебром и золотом. Иконы эти дарили даже царскому двору. Ковровщицы ткали из крашеной шерсти ковры и подножники. Здесь же изготовляли чудесные скатерти, полотенца, салфетки, четки. И прославленные на весь Кавказский край наборные шкатулки, резные кипарисовые иконки и распятия, вышитые портреты российских императоров. Руководил всеми этими работами ставропольский художник Миронов. В ночь на 28 февраля 1896 года Феофила умирает, а вместо нее указом Святейшего Синода новой настоятельницей Иоанно-Мариинского монастыря назначается игуменья Архелая. При ней был отлит и поднят на звонницу Святых ворот колокол в 500 пудов весом. Тогда же был устроен каптаж расположенного на территории монастыря Святого Иеремиевского источника, воде которого приписывалось исцеление от многих болезней [1].
Игуменья Архелая строит еще один небольшой храм в честь Святого пророка Иеремии, освященный епископом Евгением. Она скончалась 1 июня 1914 года в возрасте 65 лет и была похоронена у южной стороны среднего полукружья храма во имя пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, рядом с могилами игумений Серафимы и Феофилы.
Поля обрабатывались самими монахинями и послушницами, ими обслуживались и стада, и пчельник, и молочный двор, и монастырский лес. И лишь на самую грубую работу, непосильную для женщин, нанимались пришлые мужики.
К началу XX века Иоанно-Мариинский монастырь вошел в число крупнейших на Юге России (около тысячи монахинь и послушниц). В монастыре было пять храмов, школа для девочек, художественные мастерские. Последней настоятельницей монастыря была игуменья Нина. В 1920 году ей и сестрам обители советские власти предложили в 24 часа покинуть территорию монастыря, что было исполнено. В том же году монастырь был разграблен. На территории последовательно находились колония для беспризорников, дом отдыха и — с послевоенных времен — филиал психиатрической клиники. За прошедшие более 80 лет многое разрушено, оставшиеся строения находятся в ветхом состоянии.
24 декабря 2004 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством патриарха Алексия было благословлено открытие Иоанно-Мариинского женского монастыря в городе Ставрополе. Так начался процесс передачи зданий и территории монастыря Ставропольской епархии, благодаря содействию губернатора Ставропольского края и председателя Госдумы. В настоящее время в монастыре находится восемь монахинь. Монахини вначале получили в пользование часть одного из оставшихся корпусов. Для монастыря был обустроен храм во имя преподобного Серафима Саровского на старом монастырском источнике, начались работы по восстановлению одного из сохранившихся монастырских храмов. В начале 2006 года состоялось подписание акта о возвращении Ставропольской епархии ряда помещений монастыря.
В июне 1879 года для избрания места под монастырь был послан иеромонах из архиерейского дома Рувим, который вскоре прибыл в район заштатного города Святой Крест (ныне город Будённовск), осмотрев здесь древние Мамайские Маджары, где некогда находилось тело великого князя Михаила Тверского. Монастырь учрежден Высочайшим Указом от 29 сентября 1879 года в память о чудесном избавлении от гибели 2 апреля 1879 года императора Александра II.
Исполняющим должность строителя Воскресенского монастыря (так в документах) был назначен иеромонах Кавказского Архиерейского Дома Рувим [7], с октября 1880 года он же был назначен настоятелем. При нем строятся: небольшой деревянный храм во славу Живоносного Креста, каменная церковь во имя Святого благоверного князя Михаила Тверского, братский живописно раскинулось на равнинном берегу Кумы, Воскресенская обитель, состоящая из временной часовни, хозяйственных построек с братской трапезой, домика для братии и гостиницы. 1 марта 1881 года народовольцами было совершено новое покушение на царя, закончившееся его гибелью. В связи с этим решено было устроить монастырь «...в память деяний и мученичества Великого князя Михаила Тверского и Императора-мученика Александра Николаевича Романова». С 1881 года обитель уже именуется полным своим названием: Воскресенский Мамай-Маджарский мужской общежительный монастырь. С мая 1882 года строительство его продолжает иеромонах Конон, назначенный взамен скончавшегося иеромонаха Рувима. Он управлял обителью более шести лет. В 1885 году на частные пожертвования была построена кирпичная церковь во имя Святого Благоверного князя Михаила Тверского. Появление нового монастыря нашло горячий отклик среди христианского (в том числе иноверческого) населения Ставропольской губернии и за её пределами [2].
В июле 1888 года, при настоятеле монастыря иеромонахе Платоне, принимается решение построить новый храм — в честь Преображения Господня. Уже в 1894 году техническая часть строительства была завершена под руководством настоятеля монастыря иеромонаха Иннокентия, окончательно каменный соборный храм был завершен в 1899 году в бытность настоятелем и строителем монастыря иеромонаха Геннадия, в марте 1900 года актом губернского архитектора храм признавался полностью завершенным [7]. Церковь была освящена во имя Преображения Господня [7].
Последними настоятелями Воскресенского Мамай-Маджарского мужского монастыря были иеромонах Иннокентий и игумен Геннадий. Благодаря им, а также новым епископам Ставропольским Владимиру и Евгению, был возведен настоятельский корпус, шесть новых каменных корпусов с кельями для братии, дом для посетителей обители, гостиница для именитых богомольцев, больница и церковно-приходская школа, кирпичный и винодельный заводы, мельница, сапожная и столярная мастерские, конюшни, базы (скотный двор, крытый или некрытый, при доме или за селением), разбиты новые сады и виноградники.
Количество монашествующих и послушников монастыря находилось в пределах 35 человек, (к 1916 году — до 55) [7]. Порой число людей в обители несколько увеличивалось за счет священнослужителей, присланных «на воспитание» за нарушение своих обязанностей, ведение недостойного образа жизни и т. д. [7], а также мирян, совершивших административные правонарушения [7].
В первые годы после революции монастырь еще существовал как обычная церковь, после завершения гражданской войны и установления советской власти в 1921 году монастырь был упразднен, процветающее хозяйство разграблено и разрушено. Монастырь ныне не существует, но часть монастырских зданий в наши дни еще сохранилась и используется больницей. Афонские монахи-миссионеры хотели создать центр православия и на Северном Кавказе. Место для создания нового монастыря было определено — район Пятигорья. Мысль об устройстве монастыря на Бештау и ее осуществление принадлежит настоятелю Иоанно-Богословской келии Хилендарского славяно-сербского монастыря иеромонаху Герасиму и инокам названного монастыря — иеромонаху Иоанну и монаху Сергию. 7 июля 1902 года с согласия Иоанно-Богословской братии отец Герасим командировал в Россию иеромонаха Иоанна и монаха Сергия. Он благословил их, напутствовал молитвами и дал задание подыскать подходящее место для монастыря и просить помощи у российской духовной и гражданской власти. Средства для личной жизни и для постройки монастыря они должны были найти сами [3].
Путешествуя по Кавказу, святогорские монахи обратились за советом к бывшему тогда директору Кавказских Минеральных Вод В.В. Хвощинскому. Он полностью одобрил мысль иноков и обещал принять на себя хлопоты по делу наделения будущего монастыря землей. В самый разгар работ, устраиваемый монастырь посетил наместник царя на Кавказе великий князь Дмитрий Константинович Романов, изъявивший согласие стать ктитором новой обители.
12 ноября 1904 года Святейший Синод издал указ об учреждении Второ-Афонского Успенского монастыря близ Пятигорска. Однако ему не были даны те привилегии, которыми обладал Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Теперь учреждение монастыря признавалось владикавказским епархиальным начальством, а число братии могло стать таким, сколько обитель в состоянии содержать на свои средства. 28 ноября 1904 года, в день памяти преподобномученика и исповедника Стефана Нового, состоялось освящение храма во имя Успения Пресвятой Богородицы в рожденной обители на склоне Бештау.
С каждым годом Второ-Афонский Успенский мужской монастырь богател. На его территории построили большой трехэтажный каменный корпус братских келий, гостиницу для паломников, больницу, молочную ферму с сыроваренным заводиком, устроили искусственно зарыбленный пруд, цветочную оранжерею. В остальное время монахи и послушники выполняли различные послушания: возводили новые строения, работали на винограднике и на сенокосах, шили себе одежду и облачения, пекли просфоры и выполняли множество других дел, необходимых для жизни огромного монастырского хозяйства.
С начала Первой мировой войны в города Кавказских Минеральных Вод хлынул поток раненых русских солдат и офицеров. Часть из них приютили у себя монахи, став лекарями и сиделками [2].
Кроме того, монастырь на склоне Бештау, как и прочие духовные центры Ставропольской епархии, оказывал материальную поддержку фронту.
Впервые советские дни Второ-Афонский Успенский монастырь продолжал вести иноческую жизнь. Но беда пришла, откуда не ждали. Страну начало захлестывать обновленческое движение, докатившееся и до Кавминвод.
В начале 1924 года монахи были выселены из обители и не просто выгнаны, но и подвергнуты надругательствам и издевательствам. В 1927 году большевики все же закрыли обитель, а братия ушла в горы, где в глухих местах строила кельи и часовни. На следующий год, когда возрос протест народа против гонений на церковь, монахи вновь вернулись в монастырские строения. Но ненадолго. В начале 1929 года вышла директива за подписью секретаря ЦК Л.M. Кагановича о массовом закрытии церквей, храмов, монастырей вчера еще богомольной России. В выполнении директивы особенно усердствовал вождь воинствующих безбожников Е. Ярославский (Губельман). Тогда окончательно был закрыт монастырь на склоне Бештау. Войска ОГПУ-НКВД начали прочесывать окрестности городов Кавказских Минеральных Вод, ущелья гор, арестовывали скрывающихся там монахов [2].
Приближается и восстановление Второ-Афонского Бештаугорского монастыря. Так, в сентябре 1997 года по благословению Высокопреосвященнейшего Гедеона, митрополита Ставропольского и Бакинского, благочинным церквей Кавказских Минеральных Вод отцом Иоанном Знаменским в сослужении духовенства здесь был отслужен молебен и установлен крест как знак возрождения монастыря. Сегодня делаются уже конкретные шаги по возрождению обители, некогда разрушенной и поруганной большевиками. 21 июня 1999 года стал историческим днем для Второ-Афонского монастыря, когда был совершен чин закладки первого храма обители, который возглавил благочинный церквей Кавказских Минеральных Вод протоиерей Иоанн Знаменский в сослужении 12 священников [3].
Второ-Афонский монастырь стал первым возрожденным монастырем на Северном Кавказе. Его возрождение знаменует возрождение кавказского монашества. 28-го августа 2001 года в день праздника Успения Божией Матери состоялось торжественное освящение вновь воссозданного Бештаугорского Второ-Афонского Свято-Успенского мужского монастыря. Настоятелем был назначен игумен Силуан Хараим.
Список литературы:
- Беликов Г.А., Савенко С.Н. Облик старого Ставрополя. Том I. г. Ставрополь. Изд. — «Снег». 2007. — 496 с.
- Беликов Г.А., Синельников Б.М.. Соборы златоглавые. Ставрополь, 2006 г. — 344 с.
- Свято-Успенский Второ-Афонский Бештаугорский монастырь: исторический очерк. Илиади И.Х., Коваленко А.Н. Изд. Ставропольсервисшкола. Ставрополь 2003. — 360 с.
- Историческое описание Иоанно-Мариинскгого женского монастыря в г. Ставрополе-Кавказском. Свящ. П. Воскресенский. Типо-Литография Т.М. Тимофеева, 1898 г.
- Священник Димитрий Морозов. Духовное значение Мамай-Маджарского Воскресенского монастыря // газета «Святой Крест» Буденовского Благочиния Ставропольской епархии. — 2003.[Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: /www.sv-krest.ru/history/.
- СвятоУспенский Второ-Афонский Бештаугорский монастырь: исторический очерк. Сост. Илиади И.Х., Коваленко А.Н. Ставрополь, 2003. — 360 с.
- СКГА. Ф. 68. Оп. 2. Д. 490. Д. 54; Ф. 135. Оп. 72, Д. 1296/2; Ф. 135; Оп. 72. Д. 1296/2; Ф. 252. Оп. 1. Д. 2; Ф. 252. Оп. 1. Д. 4; Ф. 135. Оп. 72. Д. 1296/2
- СКГА. Ф. 135. Оп. 1. Дела 383, 536, 1241.
- СКГА. Ф. 135. Оп. 42. Д. 194. Ведомость о послушниках и монашествующих Кавказской епархии за 1884 год.
- СКГА. Ф. 135. Оп. 42. Д. 194. Ведомость о послушниках и монашествующих Кавказской епархии за 1884 год. Л. 1-8.Воскресенский Мамай-Маджарский монастырь.
- СКГА Ф. 135. Оп. 69. Д. 1140. О ежегодном представлении в Консисторию монастырями сведений об имуществе и средствах монастырей и клировые ведомости (1911—1914 гг.).
- Статья энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict
- Страница официального сайта Ставропольской епархии: [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.stavropol-eparhia.ru
отправлен участнику
Оставить комментарий