Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 марта 2013 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шаршак Ю.Ю. МОНАСТЫРИ СТАВРОПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВЕКА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9. URL: https://sibac.info/archive/humanities/9.pdf (дата обращения: 06.09.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

МОНАСТЫРИ  СТАВРОПОЛЬСКОЙ  ГУБЕРНИИ  В  КОНЦЕ  XIX  НАЧАЛЕ  XX  ВЕКА

Шаршак  Юлия  Юрьевна

студент  4  курса,  кафедра  истории  России,  СКФУ,  г.  Ставрополь

E-mailbgolka@yandex.ru

Скляр  Лидия  Николаевна

научный  руководитель,  канд.  истор.  наук,  доцент,  СКФУ,  Ставрополь

 

В  трех  верстах  к  северу  от  Ташлянского  предместья  располагались  хутора,  большинство  которых  принадлежало  роду  Скомороховых.  На  планах  Ставрополя  (начала  XIX  века)  они  так  и  именовались  —  Скомороховы  хутора.  Иоанно-Мариинская  женская  община,  возникла  в  районе  этих  хуторов  в  сере­дине  XIX  столетия,  точнее  в  1848  году.  По  мысли  епископа  Иеремии  обитель  должна  была  служить  приютом  и  местом  иноческого  жития  для  вдов  священнослужителей  и  круглых  сирот  духовного  звания,  а  также  для  страждущих  тяжкими  болезнями  из  других  сословий.  Она  была  одной  из  128  воссозданных  и  одной  из  79  преобразованных  в  монастыри,  в  течение  почти  столетнего  периода  с  1794  по  1890  годы  во  всей  России.

На  имя  Преосвященнейшего  Ставропольского  епископа  Иеремии  в  год  основания  обители  пришло  письмо  от  Якова  Григорьевича  Скоморохова,  который  был  готов  пожертвовать  частью  состо­яния  для  устройства  планируемого  приюта.  Таким  образом,  монастырская  территория  сложилась  из  пожертвованных  жителями  города,  прежде  всего  семьей  Скомороховых,  земельных  участков. 

Епископ  Иеремия  и  гражданский  губернатор  Александр  Алексеевич  Волоцкий  по  согласованию  со  Святейшим  Синодом  дали  согласие  на  устройство  монастыря  в  районе  хутора  Скоморохова  и  расположенного  рядом  Члинского  леса.  Тогда  же  дали  согласие  ставропольскому  духовенству  на  сбор  доброхотных  даяний  на  устройство  вдовьей  и  сиротской  общины  с  храмом  во  имя  Святого  Иоанна  Предтечи  и  Святой  Марии  Магдалины 

В  1848  году  строительный  подряд­чик  Маслов  подписал  договор:  «Обязался  я,  Маслов,  к  постройке  Иоанновской  церкви  в  городе  Ставрополе  у  Скомороховых  хуторов  вблизи  колодезя».  Камень  для  храма  поставлял  купец  Прокофий  Леденев  —  «в  19  вершков  длиной  и  4  толщиной».  Тогда  же  в  основание  фундамента  была  уложена  металлическая  доска  с  текстом:  «Господу,  Боже  Вседержателю,  Самъблагослови  и  освяти  место  сие,  силою  и  действием  Честного  и  Животворящего  Креста  въ  отогнании  демонов.  Основался  в  лето  1848-го,  месяца  мая,  25  дня,  на  память  третьего  обретения  честной  главы  святого  Иоанна  Предтечи»  [2]. 

В  1851  г.  сменивший  Преосвященного  Иеремию  Епископ  Иоанникий  ходатайствует  перед  Святейшим  Синодом  об  изменении  статуса  Иоанно-Мариинской  общины  в  монастырь.  Синод  утвердил  это  ходатайство.  В  1852—63  гг.  в  обители  произошло  много  перемен.  В  1860  году  стараниями  епископа  Игнатия  Брянчанинова  Святейший  Синод  принимает  решение  об  образовании  вместо  вдовьей  и  сиротской  общины  вто­роклассного  Иоанно-Мариинского  женского  монастыря.  Настоятельницей  этого  нового  духовного  центра  Ставрополя  стала  настоятельница  Ладожского  женского  монастыря  Серафима,  получившая  сан  игуменьи.  Ею  были  установлены  порядки,  которые  соответствовали  Афонскиму  уставу.

При  ней  на  пожертвованные  горожанами  и  богомольцами  деньги  строится  величественный  «теплый  зимний  храм»  во  имя  Покрова  Пресвятой  Богородицы.  Это  было  массивное,  приземистое,  тяжелое  строение  с  пологим  куполом.  Церковь  Покрова  Пресвятой  Богородицы  в  1864  году  была  освящена  епископом  Кавказским  и  Екатеринодарским  Феофилактом,  прибывшим  на  место  святителя  Игнатия.  Тогда  же  Владыка  совершил  здесь  первый  постриг  избранных  инокинь  в  манатейные  монахини.  Официальной  датой  учреждения  монастыря  указывается  1859  год.  [12]. 

Во  время  русско-турецкой  войны  1877—78  гг.  сестры  изготовляли  все  необходимое  для  военных  лазаретов.  Сами  монахини  в  качестве  медсестер  ухаживали  за  ранеными  и  больными  воинами.

В  188  году  по  проекту  не  менее  известного  ставропольского  архитектора  Константина  Ефремовича  Адамовича  был  полностью  перестроен  храм  во  имя  Пророка  Предтечи  и  Крестителя  Господня  Иоанна.  В  том  же  1881  году  обновленный  храм  был  освящен  епископом  Германом.

Члинский  лес,  у  западной  стороны  которого  и  разместился  Иоанно-Мариинский  монастырь,  благодаря  стараниям  монахинь,  число  которых  в  80-х  годах  приблизилось  к  250,  был  превращен  в  ухоженную  рощу.  Многочисленные  аллеи  в  окружении  столетних  исполинов,  цветочные  клумбы  с  беседками,  прудами  и  зелеными  лужайками,  потаенными  скамейками  и  романтическими  гротами  и  пещерами  —  все  это  привлекало  сюда  жителей  Ставрополя,  окрестных  сел  и  станиц  [1].

В  1884  году  по  ходатайству  епископа  Германа  указом  Святейшего  Синода  новой  настоятельницей  монастыря  была  утверждена  игуменья  Феофила.  В  1887  году  ее  стараниями  возводится  еще  один  храм,  в  честь  Св.  мученицы  Серафимы,  с  трапезной.  Храм  этот  не  отличался  внешней  нарядностью,  да  и  внутренним  убранством,  может,  поэтому  ему  одному  удалось  устоять  в  годы  революции. 

При  игуменье  Феофиле  был  возведен  двухэтажный  корпус  под  мастерские  для  живописи,  золотошвейных  работ  и  всяких  поделок  из  дерева,  кости,  металла.  Делали  здесь  священнические  пояса,  поручи,  воздухи,  плащаницы,  тканые  и  вышитые  гладью  иконы,  отделывая  их  синелью,  серебром  и  золотом.  Иконы  эти  дарили  даже  царскому  двору.  Ковровщицы  ткали  из  крашеной  шерсти  ковры  и  подножники.  Здесь  же  изготовляли  чудесные  скатерти,  полотенца,  салфетки,  четки.  И  прославленные  на  весь  Кавказский  край  наборные  шкатулки,  резные  кипарисовые  иконки  и  распятия,  вышитые  портреты  российских  императоров.  Руководил  всеми  этими  работами  ставропольский  художник  Миронов.  В  ночь  на  28  февраля  1896  года  Феофила  умирает,  а  вместо  нее  указом  Святейшего  Синода  новой  настоятельницей  Иоанно-Мариинского  монастыря  назначается  игуменья  Архелая.  При  ней  был  отлит  и  поднят  на  звонницу  Святых  ворот  колокол  в  500  пудов  весом.  Тогда  же  был  устроен  каптаж  расположенного  на  территории  монастыря  Святого  Иеремиевского  источника,  воде  которого  приписывалось  исцеление  от  многих  болезней  [1].

Игуменья  Архелая  строит  еще  один  небольшой  храм  в  честь  Святого  про­рока  Иеремии,  освященный  еписко­пом  Евгением.  Она  скончалась  1  июня  1914  года  в  возрасте  65  лет  и  была  похоронена  у  южной  стороны  среднего  полукружья  храма  во  имя  пророка  Предтечи  и  Крестителя  Господня  Иоанна,  рядом  с  могилами  игумений  Серафимы  и  Феофилы.

Поля  обрабатывались  самими  монахинями  и  послушницами,  ими  обслуживались  и  стада,  и  пчельник,  и  молочный  двор,  и  монастырский  лес.  И  лишь  на  самую  грубую  работу,  непосильную  для  женщин,  нанимались  пришлые  мужики.

К  началу  XX  века  Иоанно-Мариинский  монастырь  вошел  в  число  крупнейших  на  Юге  России  (около  тысячи  монахинь  и  послушниц).  В  монастыре  было  пять  храмов,  школа  для  девочек,  художественные  мастерские.  Последней  настоятельницей  монастыря  была  игуменья  Нина.  В  1920  году  ей  и  сестрам  обители  советские  власти  предложили  в  24  часа  покинуть  территорию  монастыря,  что  было  исполнено.  В  том  же  году  монастырь  был  разграблен.  На  территории  последовательно  находились  колония  для  беспризорников,  дом  отдыха  и  —  с  послевоенных  времен  —  филиал  психиатрической  клиники.  За  прошедшие  более  80  лет  многое  разрушено,  оставшиеся  строения  находятся  в  ветхом  состоянии.

24  декабря  2004  года  на  заседании  Священного  Синода  Русской  Православной  Церкви  под  председательством  патриарха  Алексия  было  благословлено  открытие  Иоанно-Мариинского  женского  монастыря  в  городе  Ставрополе.  Так  начался  процесс  передачи  зданий  и  территории  монастыря  Ставропольской  епархии,  благодаря  содействию  губернатора  Ставропольского  края  и  председателя  Госдумы.  В  настоящее  время  в  монастыре  находится  восемь  монахинь.  Монахини  вначале  получили  в  пользование  часть  одного  из  оставшихся  корпусов.  Для  монастыря  был  обустроен  храм  во  имя  преподобного  Серафима  Саровского  на  старом  монастырском  источнике,  начались  работы  по  восстановлению  одного  из  сохранившихся  монастырских  храмов.  В  начале  2006  года  состоялось  подписание  акта  о  возвращении  Ставропольской  епархии  ряда  помещений  монастыря. 

В  июне  1879  года  для  избрания  места  под  монастырь  был  послан  иеромонах  из  архиерейского  дома  Рувим,  который  вскоре  прибыл  в  район  заштатного  города  Святой  Крест  (ныне  город  Будённовск),  осмотрев  здесь  древние  Мамайские  Маджары,  где  некогда  находилось  тело  великого  князя  Михаила  Тверского.  Монастырь  учрежден  Высочайшим  Указом  от  29  сентября  1879  года  в  память  о  чудесном  избавлении  от  гибели  2  апреля  1879  года  императора  Александра  II.

Исполняющим  должность  строителя  Воскресенского  монастыря  (так  в  документах)  был  назначен  иеромонах  Кавказского  Архиерейского  Дома  Рувим  [7],  с  октября  1880  года  он  же  был  назначен  настоятелем.  При  нем  строятся:  небольшой  деревянный  храм  во  славу  Живоносного  Креста,  каменная  церковь  во  имя  Святого  благоверного  князя  Михаила  Тверского,  братский  живописно  раскинулось  на  равнинном  берегу  Кумы,  Воскресенская  обитель,  состоящая  из  временной  часовни,  хозяйственных  построек  с  братской  трапезой,  домика  для  братии  и  гостиницы.  1  марта  1881  года  народовольцами  было  совершено  новое  покушение  на  царя,  закончившееся  его  гибелью.  В  связи  с  этим  решено  было  устроить  монастырь  «...в  память  деяний  и  мученичества  Великого  князя  Михаила  Тверского  и  Императора-мученика  Александра  Николаевича  Романова».  С  1881  года  обитель  уже  именуется  полным  своим  названием:  Воскресенский  Мамай-Маджарский  мужской  общежительный  монастырь.  С  мая  1882  года  строительство  его  продолжает  иеромонах  Конон,  назначенный  взамен  скончавшегося  иеромонаха  Рувима.  Он  управлял  обителью  более  шести  лет.  В  1885  году  на  частные  пожертвования  была  построена  кирпичная  церковь  во  имя  Святого  Благоверного  князя  Михаила  Тверского.  Появление  нового  монастыря  нашло  горячий  отклик  среди  христианского  (в  том  числе  иноверческого)  населения  Ставропольской  губернии  и  за  её  пределами  [2].

В  июле  1888  года,  при  настоятеле  монастыря  иеромонахе  Платоне,  при­нимается  решение  построить  новый  храм  —  в  честь  Преображения  Господня.  Уже  в  1894  году  техническая  часть  строительства  была  завершена  под  руководством  настоятеля  монастыря  иеромонаха  Иннокентия,  окончательно  каменный  соборный  храм  был  завершен  в  1899  году  в  бытность  настоятелем  и  строителем  монастыря  иеромонаха  Геннадия,  в  марте  1900  года  актом  губернского  архитектора  храм  признавался  полностью  завершенным  [7].  Церковь  была  освящена  во  имя  Преображения  Господня  [7].

Последними  настоятелями  Воскресенского  Мамай-Маджарского  мужского  монастыря  были  иеромонах  Иннокентий  и  игумен  Геннадий.  Благодаря  им,  а  также  новым  епископам  Ставропольским  Владимиру  и  Евгению,  был  возведен  настоятельский  корпус,  шесть  новых  каменных  корпусов  с  кельями  для  братии,  дом  для  посетителей  обители,  гостиница  для  именитых  богомольцев,  больница  и  церковно-приходская  школа,  кирпичный  и  винодельный  заводы,  мельница,  сапожная  и  столярная  мастерские,  конюшни,  базы  (скотный  двор,  крытый  или  некрытый,  при  доме  или  за  селением),  разбиты  новые  сады  и  виноградники.

Количество  монашествующих  и  послушников  монастыря  находилось  в  пределах  35  человек,  (к  1916  году  —  до  55)  [7].  Порой  число  людей  в  обители  несколько  увеличивалось  за  счет  священнослужителей,  присланных  «на  воспитание»  за  нарушение  своих  обязанностей,  ведение  недостойного  образа  жизни  и  т.  д.  [7],  а  также  мирян,  совершивших  административные  правонарушения  [7].

В  первые  годы  после  революции  монастырь  еще  существовал  как  обычная  церковь,  после  завершения  гражданской  войны  и  установления  советской  власти  в  1921  году  монастырь  был  упразднен,  процветающее  хозяйство  разграблено  и  разрушено.  Монастырь  ныне  не  существует,  но  часть  монастырских  зданий  в  наши  дни  еще  сохранилась  и  используется  больницей.  Афонские  монахи-миссионеры  хотели  создать  центр  православия  и  на  Северном  Кавказе.  Место  для  создания  нового  монастыря  было  определено  —  район  Пятигорья.  Мысль  об  устройстве  монастыря  на  Бештау  и  ее  осуществление  принадлежит  настоятелю  Иоанно-Богословской  келии  Хилендарского  славяно-сербского  монастыря  иеромонаху  Герасиму  и  инокам  названного  монастыря  —  иеромонаху  Иоанну  и  монаху  Сергию.  7  июля  1902  года  с  согласия  Иоанно-Богословской  братии  отец  Герасим  командировал  в  Россию  иеромонаха  Иоанна  и  монаха  Сергия.  Он  благословил  их,  напутствовал  молитвами  и  дал  задание  подыскать  подходящее  место  для  монастыря  и  просить  помощи  у  российской  духовной  и  гражданской  власти.  Средства  для  личной  жизни  и  для  постройки  монастыря  они  должны  были  найти  сами  [3].

Путешествуя  по  Кавказу,  святогорские  монахи  обратились  за  советом  к  бывшему  тогда  директору  Кавказских  Минеральных  Вод  В.В.  Хвощинскому.  Он  полностью  одобрил  мысль  иноков  и  обещал  принять  на  себя  хлопоты  по  делу  наделения  будущего  монастыря  землей.  В  самый  разгар  работ,  устраиваемый  монастырь  посетил  наместник  царя  на  Кавказе  великий  князь  Дмитрий  Константинович  Романов,  изъявивший  согласие  стать  ктитором  новой  обители.

12  ноября  1904  года  Святейший  Синод  издал  указ  об  учреждении  Второ-Афонского  Успенского  монастыря  близ  Пятигорска.  Однако  ему  не  были  даны  те  привилегии,  которыми  обладал  Ново-Афонский  Симоно-Кананитский  монастырь.  Теперь  учреждение  монастыря  признавалось  владикавказским  епархиальным  начальством,  а  число  братии  могло  стать  таким,  сколько  обитель  в  состоянии  содержать  на  свои  средства.  28  ноября  1904  года,  в  день  памяти  преподобномученика  и  исповедника  Стефана  Нового,  состоялось  освящение  храма  во  имя  Успения  Пресвятой  Богородицы  в  рожденной  обители  на  склоне  Бештау.

С  каждым  годом  Второ-Афонский  Успенский  мужской  монастырь  богател.  На  его  территории  построили  большой  трехэтажный  каменный  корпус  братских  келий,  гостиницу  для  паломников,  больницу,  молочную  ферму  с  сыроваренным  заводиком,  устроили  искусственно  зарыбленный  пруд,  цветочную  оранжерею.  В  остальное  время  монахи  и  послушники  выполняли  различные  послушания:  возводили  новые  строения,  работали  на  винограднике  и  на  сенокосах,  шили  себе  одежду  и  облачения,  пекли  просфоры  и  выполняли  множество  других  дел,  необходимых  для  жизни  огромного  монастырского  хозяйства.

С  начала  Первой  мировой  войны  в  города  Кавказских  Минеральных  Вод  хлынул  поток  раненых  русских  солдат  и  офицеров.  Часть  из  них  приютили  у  себя  монахи,  став  лекарями  и  сиделками  [2].

Кроме  того,  монастырь  на  склоне  Бештау,  как  и  прочие  духовные  центры  Ставропольской  епархии,  оказывал  материальную  поддержку  фронту.

Впервые  советские  дни  Второ-Афонский  Успенский  монастырь  продолжал  вести  иноческую  жизнь.  Но  беда  пришла,  откуда  не  ждали.  Страну  начало  захлестывать  обновленческое  движение,  докатившееся  и  до  Кавминвод. 

В  начале  1924  года  монахи  были  выселены  из  обители  и  не  просто  выгнаны,  но  и  подвергнуты  надругательствам  и  издевательствам.  В  1927  году  большевики  все  же  закрыли  обитель,  а  братия  ушла  в  горы,  где  в  глухих  местах  строила  кельи  и  часовни.  На  следующий  год,  когда  возрос  протест  народа  против  гонений  на  церковь,  монахи  вновь  верну­лись  в  монастырские  строения.  Но  ненадолго.  В  начале  1929  года  вышла  директива  за  подписью  секретаря  ЦК  Л.M.  Кагановича  о  массовом  закрытии  церквей,  храмов,  монастырей  вчера  еще  богомольной  России.  В  выполнении  директивы  особенно  усердствовал  вождь  воинствующих  безбожников  Е.  Ярославский  (Губельман).  Тогда  окончательно  был  закрыт  мо­настырь  на  склоне  Бештау.  Войска  ОГПУ-НКВД  начали  прочесывать  окрестности  городов  Кавказских  Минеральных  Вод,  ущелья  гор,  аресто­вывали  скрывающихся  там  монахов  [2].

Приближается  и  восстановление  Второ-Афонского  Бештаугорского  монастыря.  Так,  в  сентябре  1997  года  по  благословению  Высокопреосвященнейшего  Гедеона,  митрополита  Ставропольского  и  Бакинского,  благочинным  церквей  Кавказских  Минеральных  Вод  отцом  Иоанном  Знаменским  в  сослужении  духовенства  здесь  был  отслужен  молебен  и  установлен  крест  как  знак  возрождения  монастыря.  Сегодня  делаются  уже  конкретные  шаги  по  возрождению  обители,  некогда  разрушенной  и  поруганной  большевиками.  21  июня  1999  года  стал  историческим  днем  для  Второ-Афонского  монастыря,  когда  был  совершен  чин  закладки  первого  храма  обители,  который  возглавил  благочинный  церквей  Кавказских  Минеральных  Вод  протоиерей  Иоанн  Знаменский  в  сослужении  12  священников  [3].

Второ-Афонский  монастырь  стал  первым  возрожденным  монастырем  на  Северном  Кавказе.  Его  возрождение  знаменует  возрождение  кавказского  монашества.  28-го  августа  2001  года  в  день  праздника  Успения  Божией  Матери  состоялось  торжественное  освящение  вновь  воссозданного  Бештаугорского  Второ-Афонского  Свято-Успенского  мужского  монастыря.  Настоятелем  был  назначен  игумен  Силуан  Хараим.

 

Список  литературы:

  1. Беликов  Г.А.,  Савенко  С.Н.  Облик  старого  Ставрополя.  Том  I.  г.  Ставрополь.  Изд.  —  «Снег».  2007.  —  496  с.
  2. Беликов  Г.А.,  Синельников  Б.М..  Соборы  златоглавые.  Ставрополь,  2006  г.  —  344  с.
  3. Свято-Успенский  Второ-Афонский  Бештаугорский  монастырь:  исторический  очерк.  Илиади  И.Х.,  Коваленко  А.Н.  Изд.  Ставропольсервисшкола.  Ставрополь  2003.  —  360  с. 
  4. Историческое  описание  Иоанно-Мариинскгого  женского  монастыря  в  г.  Ставрополе-Кавказском.  Свящ.  П.  Воскресенский.  Типо-Литография  Т.М.  Тимофеева,  1898  г.
  5. Священник  Димитрий  Морозов.  Духовное  значение  Мамай-Маджарского  Воскресенского  монастыря  //  газета  «Святой  Крест»  Буденовского  Благочиния  Ставропольской  епархии.  —  2003.[Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  /www.sv-krest.ru/history/.
  6. СвятоУспенский  Второ-Афонский  Бештаугорский  монастырь:  исторический  очерк.  Сост.  Илиади  И.Х.,  Коваленко  А.Н.  Ставрополь,  2003.  —  360  с.
  7. СКГА.  Ф.  68.  Оп.  2.  Д.  490.  Д.  54;  Ф.  135.  Оп.  72,  Д.  1296/2;  Ф.  135;  Оп.  72.  Д.  1296/2;  Ф.  252.  Оп.  1.  Д.  2;  Ф.  252.  Оп.  1.  Д.  4;  Ф.  135.  Оп.  72.  Д.  1296/2
  8. СКГА.  Ф.  135.  Оп.  1.  Дела  383,  536,  1241.
  9. СКГА.  Ф.  135.  Оп.  42.  Д.  194.  Ведомость  о  послушниках  и  монашествующих  Кавказской  епархии  за  1884  год.
  10. СКГА.  Ф.  135.  Оп.  42.  Д.  194.  Ведомость  о  послушниках  и  монашествующих  Кавказской  епархии  за  1884  год.  Л.  1-8.Воскресенский  Мамай-Маджарский  монастырь.
  11. СКГА  Ф.  135.  Оп.  69.  Д.  1140.  О  ежегодном  представлении  в  Консисторию  монастырями  сведений  об  имуществе  и  средствах  монастырей  и  клировые  ведомости  (1911—1914  гг.).
  12. Статья  энциклопедического  словаря  Брокгауза  и  Ефрона,  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict
  13. Страница  официального  сайта  Ставропольской  епархии:  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.stavropol-eparhia.ru
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.