Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 октября 2012 г.)

Наука: Юриспруденция

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мудрик Ю.В., Гусарев С.Д. НАДНАЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ В ПРАВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://sibac.info/archive/humanities/4.pdf (дата обращения: 29.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

НАДНАЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ В ПРАВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Мудрик Юлия Викторовна

студент 5 курса кафедры теории государства и права Национальной Академии внутренних дел Украины, Киев

E-mail: mudryk.julia@gmail.com

Гусарев Станислав Дмитриевич

д.р. юрид. наук, профессор, начальник кафедры теории государства и права Национальной академии внутренних дел. г Украины.

 

Учитывая усиление евроинтеграции и желание правительства Евросоюза объединить государства-члены для обеспечения стабильности в Европейском регионе, встает вопрос исследования европейского права, как общего для государств-членов. Актуальность темы обусловлена несколькими неудачными попытками Евросоюза на официальном уровне признать право Европейского Союза (далее ЕС) общим для государств-участников. Цель исследования — раскрыть понятие наднациональности и наднационального права, особенности наднациональности права Европейского Союза. Неудачная попытка ратифицировать Конституцию ЕС доказывает неготовность государств-членов воспринимать европейское право как обязательное, или недостаточную теоретическую разработку вопроса над национальности европейского права. Сегодня ЕС существует как декларативная организация, которая носит форму квазигосударственного образования и требует законодательного закрепления степени своего влияния на деятельность правительств государств-членов. Исследовали данную тему А. Водянников, М. Королев, Ю. Хобби, М. Микиевич, И. Хохлов и другие.

Для начала рассмотрим понятие наднациональности. Происхождение этого термина связано с быстро развивающимися процессами интеграции государств в мировое сообщество. Государства, находящиеся в составе какого-либо объединения, должны иметь схожие нормы права. Соответственно, требуется создание единого права, которое будет регулировать общественные отношения во всех государствах-участниках данного объединения по одинаковым принципам. И в качестве этого «единого права» выступает наднациональное право. Считают, что термин «наднациональность» появился как концентрированное выражение федералистских устремлений «отцов» западноевропейской интеграции Ж. Моне и Р. Шумана. М.А. Королев считает, что наднациональность возникает тогда, когда образование получает возможность обязывать своими конкретными действиями свои государства-члены, не заручаясь их согласием на это в каждом отдельном случае, то есть приобретает по отношению к ним определенный объем самостоятельных распорядительных полномочий. Фактически же, по мнению Э. Шибаева, «вопрос о наднациональности международных организаций — это вопрос о соотношении суверенитета государств-членов с полномочиями созданного ими внутренне организационного механизма». Степень делегирования прав и полномочий государства органам международной организации является сутью института наднациональности [1].

По мнению А. Водянникова, наднациональность — это «характеристика автономной правовой системы объединения государств, которая инкорпорирует в качестве подсистем системы национального права таких государств, выступая одновременно как их составляющая. То есть, если рассматривать такую автономную систему с точки зрения национального права государств объединения, то наднациональность проявляется в автономии отдельных структурных частей такого права, не теряя операционной связи с таким правом, развиваются автономно и гармонизированы с подобными частями других государств объект единения ».

Наднациональное право — форма международного права, при которой государства идут на сознательное ограничение некоторых своих прав и делегирование некоторых полномочий наднациональным органам. Нормативные акты, издаваемые такими органами, как правило, имеют большую юридическую силу, чем акты национального законодательства. Отсюда следует, что наиболее ярким примером наднационального права является право Европейского союза.

Рассматривая ЕС как субъект права, нужно заметить следующее. Преобладает взгляд, согласно которому Европейский Союз не имеет правового статуса. Это должно означать, что Европейский Союз не может приобретать права и обязанности, не может проводить правовую деятельность, а значит и быть субъектом права. Есть достаточно примеров такого положения вещей. Стоит только вспомнить важнейшие из них, например: Европейский Союз не может выступать в роли законодательного органа, не может самостоятельно заключать международные договоры, не может быть стороной международного договора, стороной в суде, и даже не может кого-то трудоустроить и т. п.

Несмотря на вышесказанное, ЕС косвенно использует правовую самостоятельность сообществ, на основе которой он построен (ст. 1 Договора о ЕС). Учредительные договоры (ст. 281 Римского договора, ст. 6 п. 2 Договора о создании Европейского сообщества угля и стали (ЕОУС), ст. 184 Договора о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) признают правовую самостоятельность Содружества. Собственно, Содружества являются субъектами международного публичного права, хотя их правовые возможности имеются ограниченные в этих же договорах. Именно Содружества, созданные на неограниченное время, имеют собственные институты, представляют себя на международной арене, имея собственный правовой порядок, для чего страны-члены и ограничили свои суверенные права.

Согласно законодательных документов — целью ЕС является создание экономического союза (общая внешняя экономическая политика, общий рынок услуг, материальных благ, капитала и труда), монетарного (валюта Экю, с 1999 года — Евро) и политического (общая внешняя политика) союза, а также внедрение общего гражданства.

Отсюда можно сделать вывод, что государства-участники делегируют отдельные свои права органам ЕС именно для осуществления цели создания Европейского Союза. Государства Европейского Союза предоставляют европейскому праву статус наднационального, рассчитывая на дальнейшую поддержку в ЕС на международной арене. Однако возникает вопрос — что они получают? Установлены пределы «наднациональности», т. е. общеобязательности европейского права для членов ЕС? Не приведет ли это к формированию так называемого «сверхнационализма» на территории ЕС?

Предположим, право Европейского Союза развивается по следующей схеме. Государства-участники делегируют Правительства ЕС право принимать решения, которые являются для них общеобязательными. В ответ на это ЕС обязуется гарантировать государствам защиту, развитие, поддержку их интересов на международной арене и т. д. Однако те же государства оставляют за собой право осуществлять внутреннюю политику, частично внешнюю, и отдельные свои функции самостоятельно, независимо от решений или мнения ЕС по этому поводу. С одной стороны государства должны принимать во внимание решение ЕС, ведь по собственному решению предоставили праву Европейского Союза статус наднационального, однако с другой — возникает вопрос о сохранении государствами своего суверенитета. Если ЕС, не обращая внимания на вышесказанное, начинает жестко вмешиваться или критиковать политику того или иного государства, возникает проблема ограничения наднациональности европейского права с целью сохранения независимости и целостности государств-членов.

Подытоживая вышесказанное, можно прийти к следующим выводам. Поскольку Евросоюз сегодня не имеет четкого определения, а также определение своих полномочий в отношении государств-членов, по мнению автора, было бы уместно обратиться к определению понятия конфедерации и, вместо того, чтобы называть ЕС «квазигосударственным образованием» и спорить относительно наднациональности и ее границ в европейском праве, воспользоваться опытом предшественников и, возможно, создать конфедеративное союз, с четкой определенностью полномочий.

Конфедерация — это союз государств, каждый член которого сохраняет независимость, имеет собственные органы государственной власти и управления, но одновременно создает специальные органы для координации деятельности в определенных, четко определенных сферах (прежде военной, реже внешнеполитической, экономической и других сферах).

Особенно уместно, по мнению автора, это было бы в условиях преодоления экономического кризиса, который затронул всех без исключения стран Европейского региона, и ожидания, как сообщают отдельные источники, новой волны кризиса.

Разграничение, определение полномочий, в частности, и наднациональности права, позволит ЕС принимать не декларативные решения, а действенные нормативные акты, которые способны защитить и поддержать как Европейский регион в целом, так и каждое государство отдельно.

 

Список литературы:

  1. Водянников О.Ю. Наднациональность в европейском праве. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iir-mp.narod.ru/subjects/eu/superstate.htm
  2. Королев М.А. Наднациональность с точки зрения международного права / М.А. Королев // Московский журнал международного права. — 1997. — № 2. — С 5.
  3. Микиевич М.М. Институциональное право Европейского Союза в сфере внешней политики и безопасности / М.М. Микиевич: Монография. Львов, 2005. — С 80.
  4. Смит Энтони. Нации и национализм в глобальную эпоху. К.: Ника-Центр, 2006. — С 163—204.
  5. Хобби Ю.С. Наднациональность и суверенитет государств-членов Европейского Союза. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vuzlib.com/content/view/2271/73/
  6. Хохлов И.И. Наднациональность в политике Европейского Союза / И.И. Хохлов. М.: Международные отношения, 2007. — С.23.
  7. Яковюк И. Государственный суверенитет национальных государств в составе ЕС: проблемы определения / И. Яковюк // Вестник академии правовых наук Украины. — 2004. — № 3. — С 123—124.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий