Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 октября 2012 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ, НРАВСТВЕННОМУ И ДУХОВНОМУ РАЗВИТИЮ
Лекомцева Александра Леонидовна
студент 5 курса юридического факультета ВятГГУ, г. Киров
E-mail: prosto_sasha20@mail.ru
Петрунева Анна Николаевна
научный руководитель, ст. преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин ВятГГУ, г. Киров
В настоящее время существующие средства массовой информации позволяют ознакомиться практически с любыми сведениями, которые в свою очередь носят различный характер. Не смотря на преимущества информационного прогресса возникает необходимость ограждения и защиты детей от негативного и разрушительного влияния соответствующей информации.
Проблема защиты несовершеннолетних от агрессивного негативного воздействия современных средств массовой информации является одной из наиболее актуальных проблем отечественного законодательства. Экранная фантазия воплощается в жизни в форме насилия по отношению к окружающим, в том числе по отношению к родственникам и близким [2].
В ст. 17 Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. Если же информация и материалы противоречат этим установлениям, то право на доступ к ним подлежит ограничению [4].
Российская Федерация около двадцати лет назад признала юридическую силу данного международного документа, однако специальный нормативно-правовой акт, направленный на реализацию приведенного положения в национальном законодательстве, долгое время отсутствовал. Такая ситуация способствовала практически неконтролируемому доступу несовершеннолетних к любой информации, включая ту, которая противоречит их нормальному развитию.
В настоящее время принят Федеральный закон, призванный регулировать отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию [3]. Принятие Федерального закона — несомненно, положительный шаг в решении затронутой проблемы, поскольку доступность информации в первую очередь для несовершеннолетних требует жесткого контроля со стороны государства и общества.
Однако рассматриваемый Федеральный закон не лишен недостатков, одним из которых является недостаточная разработанность понятийного аппарата. Закон вводит понятие «информационная безопасность детей», под которым понимается «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию». Кроме того, появляется понятие «информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей». Это «информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с Федеральным законом». Однако из данного определения достаточно сложно понять какая именно информация причиняет вред здоровью и развитию детей. Следовало бы более конкретно определить признаки соответствующей информации. Многие положения рассматриваемого закона были заимствованы из модельного закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, который устанавливает правовые и организационные основы государственной политики и международного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения информационной безопасности детей с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. Указанный модельный закон содержит достаточно широкий перечень понятий, содержание которых раскрыты необходимым образом. В частности, под информацией, причиняющей вред здоровью и развитию детей понимается информация, которая по своему содержанию, оформлению и (или) в связи с использованием при ее изготовлении и обработке специальных приемов (в том числе скрытых вставок и иных технических приемов), воздействующих на подсознание людей, способна оказать вредное влияние на состояние физического или психического здоровья детей и (или) вызвать нарушения их нравственного, духовного, психического, физического или социального развития, в том числе посредством формирования у них искаженных социальных ориентаций и установок, провоцирования детей на потенциально опасные поступки, акты агрессии, жестокости, насилия или иные антиобщественные действия (в том числе уголовно наказуемые деяния), внушения им патологического страха и ужаса либо стимулирования преждевременного интереса детей к сексу и раннего начала ими половой жизни. Данное определение следовало бы закрепить в Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Необходимо заметить, что рассматриваемый Федеральный закон не ставит своей целью ограждение несовершеннолетних от негативной информации и создание иллюзии идеального мира без зла и насилия. И в этом смысле в ст. 10 Закона даются характеристики информационной продукции, допустимой, например, для детей, достигших возраста шестнадцати лет. «В этом контексте возникают естественные вопросы. Как определить, какой новостной сюжет о землетрясении, авиакатастрофе, извержении вулкана может вызвать у 16-летнего подростка панику, а какой — нет. Насколько ярко в каждом конкретном случае режиссер фильма выразил сострадание к жертве насилия? Достаточно ли осудил насилие и жестокость или недостаточно, и что значит достаточно, кому достаточно? Где проходит граница между просто насилием и «насилием, применяемым в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства»? Сумел ли автор документального фильма о наркоманах выразить «отрицательное или осуждающее отношение к потреблению наркотических средств или веществ», и содержится ли в его фильме «указание на опасность их потребления»? Что понимается под нецензурной бранью и отдельными бранными словами и как разграничить данные термины?
Представляется интересным опыт Китая в борьбе за информационную безопасность в Интернете. Интернет в Китае перестал быть анонимным. Теперь китайские сайты будут требовать у пользователей паспортные данные. На специальной сессии парламента Китая чиновники постановили, что при регистрации любой сайт должен требовать ввести настоящие паспортные данные, адрес и телефон. По мнению китайских властей, безымянная информация может быть опасна для общества. Данная мера укрепит контроль государства над Сетью, что должно помочь экономическому росту страны. Рассматриваемые идеи не лишены смысла и, на наш взгляд, заслуживают интереса и в России. Кроме того, в настоящее время в Китае заблокирован доступ к сервисам Twitter, Youtube и Facebook. Анализируя несомненные положительные моменты данного подхода необходимо использовать опыт рассматриваемого государства применительно к Российской Федерации. В этой связи, по нашему мнению, необходимо принять и ввести в действие Федеральный закон, регулирующий порядок создания сайтов и размещения информации на них. В данном Федеральном законе предполагается предусмотреть определенные требования, предъявляемые к владельцам сайтов. Например, владелец сайта должен обязательно себя идентифицировать путем указания паспортных данных, адреса, другой контактной информации. После вступления в силу указанного нормативно-правового акта установить отсрочку для приведения информационных ресурсов в соответствии с требованиями закона. Например, в течение шести месяцев. По истечении указанного срока предусмотреть возможность принудительной блокировки незаконных информационных ресурсов (сайтов). Контроль возложить на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
За нарушение положений Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к нарушителем будут применяться меры административно-правового характера. Помимо административно-правовой ответственности должна быть предусмотрена и гражданско-правовая, которая направлена на восстановление имущественной сферы потерпевшего. В свою очередь данная ответственность будет выражаться во взыскании реального ущерба и компенсации морального вреда. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Гражданский кодекс РФ [1]. В частности, ст. 1100 ГК РФ, предусматривающую основания компенсации морального вреда необходимо дополнить новым основанием и соответствующая статья примет следующий вид:
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:
вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
·вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
·вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;
·вред причинен жизни или здоровью несовершеннолетнего в результате воздействия информации, причиняющей вред здоровью, нравственному и духовному развитию;
·в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, проанализировав основные положения Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», нельзя не отметить положительную его роль. В большинстве развитых стран государство достаточно активно принимает участие в регулировании данной сферы общественных отношений. Однако Закон не лишен недостатков, что требует дополнительной работы по его совершенствованию.
Список литературы:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 26.01.1996 № 15-ФЗ.: принят Гос. Думой ФС РФ 22.12.1995 г. // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410. — Режим доступа: [Консультант Плюс]. — Загл. с экрана.
- Лопатин В.Н., Пристанская О.В. О проекте Федерального закона «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию» [Электронный ресурс] // Информационное право. — 2008. — № 13. — С. 19.—Режим доступа: [Консультант Плюс]. — Загл. с экрана.
- О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2010№ 436-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 21.12.2010 г.: одобрен Советом Федерации ФС РФ 24.12.2010 г.// СЗ РФ. — 2011. — № 1. — Ст. 48.— Режим доступа: [Консультант Плюс]. — Загл. с экрана.
- О правах ребенка [Электронный ресурс]:конвенция от 20.11.1989: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 // Сборник международных договоров СССР. — 1993. — выпуск XLVI. — Режим доступа: [Консультант Плюс]. — Загл. с экрана.
отправлен участнику
Комментарии (1)
Оставить комментарий