Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2024 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бирюлина Е.Ю. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ТАНЦА КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ МЕСТНЫХ ТРАДИЦИЙ И МЕНТАЛИТЕТА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(137). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(137).pdf (дата обращения: 16.08.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ТАНЦА КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ МЕСТНЫХ ТРАДИЦИЙ И МЕНТАЛИТЕТА

Бирюлина Евгения Юрьевна

студент, кафедра хореографии, Орловский государственный институт культуры,

РФ, г. Орёл

Абрамова Ирина Владимировна

научный руководитель,

доц. кафедры хореографии, Орловский государственный институт культуры

РФ, г. Орёл

REGIONAL PECULIARITIES OF RUSSIAN DANCE AS A WAY TO PRESERVE LOCAL TRADITIONS AND MENTALITY

 

Evgeniya Birulina

student, Department of Choreography, Orel State Institute of Culture,

Russia, Orel

Irina Abramova

scientific supervisor, Associate Professor of the Department of Choreography, Orel State Institute of Culture,

Russia, Orel

 

АННОТАЦИЯ

В этой статье рассмотрены проблемы сохранения традиций русского народного танца и его региональных особенностей. В современном мире часто опускаются нужды в распространении исторических ценностей России, и хореографическое искусство занимает в этой проблеме не последнее место. Культурное наследие и творческое достояние русского танца играет важную роль не только в национальном становлении, но и в развитии традиций, менталитета и целого вида искусства, который стал визитной карточкой нашей необъятной страны. Именно поэтому в данной статье нами разобраны факторы развития и актуальности важной исторической составляющей в лице русского народного танца и его региональных особенностей.

ABSTRACT

This article discusses the problems of preserving the traditions of Russian folk dance and its regional features. In the modern world, the need to spread the historical values of Russia is often omitted, and choreographic art occupies not the last place in this problem. The cultural heritage and creative heritage of Russian dance plays an important role not only in the national formation, but also in the development of traditions, mentality and a whole art form, which has become the hallmark of our vast country. That is why in this article I have analyzed the factors of development and relevance of an important historical component in the face of Russian folk dance and its regional features.

 

Ключевые слова: региональные особенности, культурное наследие, народные традиции, танцевальная самобытность, сохранение русского танца.

Keywords: regional features, cultural heritage, folk traditions, dance identity, preservation of Russian dance.

 

На развитие традиционного русского танца повлияло много факторов. До того момента, как он обрел академическую форму, на бытовой характер танцы влияли такие факторы как местоположение, костюм, обрядность, местное ремесло и сезонные праздники и традиции. Ни для кого не секрет, что историческая составляющая оказала на национальный танец огромное влияние. Но под мое рассмотрение в этой статье попал фактор региональных особенностей. Они появились как за счет местоположения того или иного региона и климата, так и за счет специфики быта, ремесла и территориальных праздников. Одежда на Руси имела характер оберега, а танец – обрядовую значимость. В северных областях и в южных различия довольно велики. Однако мало кто в наши дни задумывается о том, что в каждом районе есть свои особенности бытового танца, не говоря уже о том, что каждое положение рук, ног и корпуса имеет истоки в ежедневной деятельности, сопровождавшей жителей во всех проявлениях быта, а не только на крупных праздниках.

Русский танец ярок своими дробными выстукиваниями. Причиной тому служат и нестабильный климат, и отсутствие большого количества инструментов. Однако положения рук имеют региональный контекст, но мало кто знает об их значении, происхождении и в целом об их наличии.

Один из выдающихся хореографов XX века К.Я. Голейзовский дает довольно интересное определение русской пляске, точно описывая ее характерность:

«Русская пляска – она не может быть названа иначе, потому что органически связана с русским человеком, с его натурой, с его манерой и способностью воспринимать окружающее, с его чувствами, с характером времени и обстоятельствами жизни. Когда русскую девушку или юношу тянет поплясать, оба они опираются именно на этот фундамент внутренних ощущений и вкладывают в свое творчество весь внутренний мир. Сколько таких неповторимых плясок, объединённых одним названием "Русская" создано в различных уголках нашего великого государства.»

Действительно, каждая из плясок являлась неповторимой, поскольку эмоциональный всплеск играет огромное значение в русской танцевальной самобытности. В системе хореографического искусства важными элементами являются идеологическая, развивающая, информационная, воспитательная, социально-образовательная, культурная, экспрессивная, релаксационная, коммуникативная, ценностно-гедонистическая, адаптивная и оздоровительная функции. Очевидно, что хореография -- это тот вид искусства, который способен воспитать в человеке чувство ответственности и долга, внимание к окружающим. Изучение и приобщение собственного народа к хореографическому искусству позволяет включить чувство патриотизма и гордости за свою нацию, способствует сохранению национального богатства и осуществляет живую связь времен и поколений.

На самом деле, в региональных особенностях русского народного танца очень ярко выражается состояние человека. Танец для нашей страны имеет большое влияние не только на культуру, но и на развитие экспрессии, возрождение праздничных обычаев. Культурное наследие русского хореографического искусства со временем приняло академическую и очень сильную театральную форму. С каждым днем на сцене мы видим все больше демонстрации технических и физических возможностей, не имеющих ничего общего с зародившимся некогда танцевальным бытом.

Сохранение русского танца стало актуальной проблемой в культурно-просветительской сфере и обусловлено видоизменением искусства в целом, а также развитием новых танцевальных школ и тотальной смены существующего жизненного уклада. Изучение и запись русских народных танцев происходило совсем недавно, а ведь любая наука начинается именно с описания, сбора материала, на основе которого и можно создать полное представление о русском танце. И чем внимательнее изучен предмет, тем глубже, правдивей и художественней получится произведение. Таков единый принцип искусства. Поэтому нужно как можно больше собирать информации на видео и фото носители, особенно уделять внимание стилю танца. Иначе говоря, собирать информацию, классифицировать ее и взять за основу изучения русского народного танца. С этой целью производится сравнительный анализ уже имеющихся форм хореографического русского народного творчества. Именно поэтому так важно вводить в высших учебных заведениях русский танец в качестве отдельного предмета, который включает в себя не только академическую форму давно устоявшихся движений, но и особенности разных областей России, где еще не до конца забыты основы и традиции региональной самобытности, характерности и оригинальности местного танца в каждом районе.

Важно помнить, что каждое положение обусловлено ничем иным, как человеческим фактором, созданным характером и ремесленным делом, и так как нынешние условия изменились, мы больше не применяем первоначальные танцевальные формы, и только тщательное изучение и фиксирование исходного материала поможет сохранить самобытные традиции и уберечь истинный характер русского народа.

Русский танец – это наше достояние. Довольно большая часть русской культуры вышла из народного танца и обмена его традициями в разных областях нашей страны, что, к сожалению, утратило свою значимость, и, кроме профессионалов, далеко не каждый знает, какую форму русский танец принимал именно в том регионе, в котором он живет. В связи с давней утратой сложно вернуть народу прошлый интерес, поэтому, с точки зрения привлечения людей к истокам, стоит воссоздавать первобытные праздники и давать людям возможность стать частью истории, которую вживую они никогда не видели. Ярким примером, на мой взгляд, являются «Троицкие хороводы».

Совместные увеселения многие века давали толчок для коллективного творчества, и каждая форма русского народного танца опиралась на общепринятые обычаи, которые в наше время простым людям восстановить трудно. По этой причине людям, живущих в сфере танцевального искусства на профессиональной основе, стоит как можно больше внедрять бытовые формы танца в своих регионах и оставлять возможность для простых обывателей погрузиться в это направление и суметь передать его другим, поскольку бытовой танец был создан для народа – его могли танцевать все.

Систематизируя русский танец, распознавая его виды, за основу берется не исполнение танца по основным праздникам или временам года, а их хореографическую структуру, их устойчивые особенности. В русском танце существуют два главных жанра – хоровод и пляска, они тоже состоят из различных видов, количество которых необъятно не только в стране в целом, но и в каждой области в отдельности, периодически заимствующей некоторые танцевальные формы друг у друга в зависимости от переселений и совмещения региональной культуры. Особенно это актуально и интересно в выстраивании отношений между разнополыми партнерами в танце. В данном случае танец направлен на формирование ответственности, доминирующей функции мужчины в жизни, напрямую связано с умением вести партнершу в танце, быть предусмотрительным, надежной опорой. Все это как нельзя лучше формировало навык общения молодых людей, навык выбора жизненного партнера. Однако в нынешние дни становится сложнее передать традиционные движения, и их первоначальный облик часто теряется за сценической формой.

По мнению ряда исследователей, особенно мощным инструментом формирования личностных качеств молодежи являются традиции русской хореографической школы, «фундамент которой составляют нравственные ценности православной религии и традиции народной жизни». Данные традиции находят свое отражение в русском народном танце. Представляя собой конечный продукт взаимодействия различных элементов, он способен и призван отражать особенности национального характера, ментальные черты русского народа.

Таким образом, стоит понимать, что образовательные программы учебных заведений должны сохранять такой предмет как «Региональные особенности русского танца» с целью распространения русских танцевальных традиций среди будущих педагогов-хореографов, чтобы гарантировать возможность использования материала в работе с младшими поколениями и продолжать передачу давно сложившегося танцевального достояния русского танца и его народных традиций.

 

Список литературы:

  1. Русский народный танец: учебное пособие / Орёл : Орловский государственный институт культуры, 2015. Ч. 1: Хороводы / Н.И. Заикин, Н.А. Заикина – 95 с., илл.
  2. Русский народный танец: учебное пособие / Орёл : Орловский государственный институт культуры, 2014. Ч. 2: Пляска / Н.И. Заикин, Н.А. Заикина – 141 с., илл.
  3. Русский народный танец: учебное пособие / Орёл : Орловский государственный институт культуры, 2015. Ч. 3: Танцевальное искусство Орловской области/ Н.И. Заикин, Н.П. Дунаевская – 93 с., илл.
  4. Роль русского танца в возрождении и сохранении народных традиций. [Электронный ресурс]: https://nsportal.ru/kultura/narodnaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2020/08/24/rol-russkogo-narodnogo-tantsa-v
  5. Фольклорный танец и его влияние на развитие личности участников хореографических коллективов. [Электронный ресурс]: https://research-journal.org/archive/1-67-2018-january/folklornyj-tanec-i-ego-vliyanie-na-razvitie-lichnosti-uchastnikov-xoreograficheskix-kollektivov
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.