Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 апреля 2024 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кунакова С.Ю. ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА АНСАМБЛЯ Ф.А.ГАСКАРОВА НА СОХРАНЕНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ БАШКИР // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(136). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(136).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА АНСАМБЛЯ Ф.А.ГАСКАРОВА НА СОХРАНЕНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ БАШКИР

Кунакова София Юрьевна

студент, кафедра хореографии, Орловский государственный институт культуры,

РФ, г. Орел

Фоменко Ирина Михайловна

научный руководитель,

проф., проректор по творческой и воспитательной работе, Орловский государственный институт культуры,

РФ, г. Орел

THE NATIONWIDE INFLUENCE OF THE F.A. GASKAROV ENSEMBLE'S CREATIVITY ON THE PRESERVATION OF BASHKIR CHOREOGRAPHIC TRADITIONS

 

Sofia Kunakova

student, Department of choreography, Oryol state Institute of Culture,

Russia, Orel

Irina Fomenko

scientific supervisor, vice-rector for creativity and educate work, professor, Oryol state Institute of Culture,

Russia, Orel

 

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется общенациональное влияние творчество ансамбля Ф.А. Гаскарова на сохранение хореографических традиций башкир. Художественно обобщая и развивая уникальные элементы башкирского танцевального искусства, он создал галерею бесценных образов национальной хореографии, которая легла в основу репертуара Государственного Академического ансамбля народного танца Республики Башкортостан, стала его художественным лицом.

ABSTRACT

The article analyzes the nationwide influence of the F.A. Gaskarov ensemble on the preservation of choreographic traditions of Bashkirs. Artistically generalizing and developing the unique elements of Bashkir dance art, he created a gallery of priceless images of national choreography, which formed the basis of the repertoire of the State Academic Folk Dance Ensemble of the Republic of Bashkortostan, became its artistic face.

 

Ключевые слова: национальная танцевальная культура, башкирский танец, хореография, танцы народном мира.

Keywords: national dance culture, Bashkir dance, choreography, dances of the folk world.

 

Гаскаров Файзи Адгамович - первый профессиональный танцовщик, выпускник хореографического училища Большого театра СССР. Это первый башкирский хореограф, поставивший перед собой задачу создать профессиональный танцевальный коллектив и утвердить башкирский танец на высшем уровне. В разноцветном танцевальном букете советских народов башкирские танцы выделяются своим очарованием.  Создал башкирский народный танец, вырастил его, обогатил интересным репертуаром Файзи Гаскаров.

Отметим, что мультимодальное народное искусство башкир всегда исходило из конкретной жизни, бытовых занятий, привычных жестов и движений [3, с. 30]. И наиболее ярко это выразилось в танце. Народные танцы подобны посланию. Их нужно только уметь читать. В них зашифрован путь всего башкирского народа, его опыт, традиции, обычаи, нравы, характер, отношения с миром. И вечное стремление человека к красоте и желание сделать мир лучше [4, с. 60].

Такую строгую особенность народной хореографии точно и правильно уловил основатель башкирского ансамбля народного танца Файзи Гаскаров, с именем которого мы связываем не только создание этого знаменитого коллектива, но и дальнейшее влияние на становление башкирской культуры. Опираясь на народное творчество, создал уникальный художественный метод обработки фольклора с точки зрения профессионального искусства. Именно то, что он безошибочно угадывал дух и суть башкирского танца, делало его творчество народным, близким и понятным людям разных национальностей и этносов. Если раньше башкирские танцы исполнялись только в быту, то теперь они должны занять почетное место на профессиональной сцене.

Файзи Гаскаров, создавший репертуар ансамбля, не копировал фольклорный материал, а строил на его основе новые танцы [2, с. 53]. Создание такой творческой единицы в культурной карте положительно повлияло на страну во всех отношениях. К счастью, тогда желание молодого Файзи Гаскарова совпало с объективной потребностью. Рост промышленности и связанный с этим приток населения повлияли на развитие культурной среды в столице республики, потому что в то время расцвет ее экономики и социальной инфраструктуры хорошо повлиял на создание, а затем и на распространение Башкирского хореографического искусства. Для того, чтобы область танца Файзи Гаскарова стала нацией, он путешествовал по разным регионам, кормил и собирал их танцевальный фольклор, который впоследствии стал его уникальным языком, тем самым сделав башкирский танец общенациональным. Позже Файзи Гаскаров сам учил своих подопечных наблюдать, как танцуют молодые, пожилые люди, и воспроизводить эти движения в танцы, что делает его творчество близким и теплым для зрителя. По его собственным словам, Файзи Гаскаров посетил практически все районы Башкирии. Он знал, где спрятать необходимые "крупицы золота". Он обогатил башкирский фольклор различными танцевальными движениями, ходами, дробушками, вращениями, и в то время башкирский танец уже не казался простым, как танец на маленькой сцене, он приобрел основы профессионализма. Если раньше башкирские танцы исполнялись только в быту - на торжествах, празднованиях, то теперь они должны занять почетное место и на профессиональной сцене. На протяжении всей работы Файзи Гаскаров настаивал, не терять связи с народом и   постоянно ездить в районы. Он, как никто другой, знал башкирскую душу и как никто мог сформировать ее образ. Его точный, фундаментальный взгляд на национальное превратил любую субстанцию во что-то подлинное, что мгновенно вызвало доверие нации. Он также оказал значительное влияние на эстетику башкирского балета и профессиональных танцоров, что делает башкирский танец еще более уникальным [2, с. 75].

Бережно сохраняя специфику и национальный характер народного танца, создал интересные образцы героических, игривых, лирических танцев. Файзи Адгамович всегда выбирал для своих произведений темы и сюжеты, четко отражающие народные обычаи, поэтические традиции [4, с. 80]. Он собрал наиболее типичное в народном танце и попытался интерпретировать его по-новому, обогатив традиционную основу оригинальными, изящными композициями. И каждый его танец поражал достоверностью, оригинальностью. Но молодой балетмейстер понял, что заниматься только в рамках башкирского танца нельзя, и обогатил репертуар ансамбля другими 11 народными танцами СССР: русской "Полянкой", белорусской "Левонихой" и "Крыжачком", украинской "Гопаком". Даже во время войны ансамбль также не прекращал гастролировать по стране. Балетмейстер требовал от артистов не только высокой техники, но и крайней выразительности и осмысленности образа. Каждый танец отличается оригинальностью идеи, художественной завершенностью. Эти произведения, как и многие другие, принесли известность своему автору Файзи Гаскарову и, выдержав испытание временем, стали классикой башкирской хореографии. Многолетние выступления позволили коллективу сформировать свой уникальный "гаскаровский" стиль исполнения и особую пластику. В одних случаях Файзи Гаскаров - традиционалист, преданный классическому культу прекрасного, в других - оригинальный балетмейстер, отличающийся нетривиальным видением окружающего мира [2, с. 20].

Танец способствует сближению людей, для него нет языковых барьеров. Ансамблю неизвестен творческий застой. Репертуар постоянно и целенаправленно пополнялся новыми оригинальными произведениями. Широкая пропаганда международного танцевального искусства, постоянно и сознательно проводимая башкирским ансамблем, вносит значительный вклад в укрепление мира и дружбы между народами. Вдохновленные и самоотверженные работы многих артистов ансамбля отмечены высокими правительственными наградами и титулами. Он тщательно воспитывает молодое поколение танцоров, прививает ему тонкое восприятие фольклора, а также преданность славным традициям. Суть эстетической концепции Файзи Гаскарова заключается в понимании красоты, приобщении к ней как к какому-то ритуалу, эмоциональном, творческом обогащении, духовном очищении и возвышении [1, с. 35].

Историческое достижение Файзи Гаскарова состоит в том, что он смог восстановить национальную культуру в новом качестве, сохранив традиции предков. Именно он своей многомерной творческой деятельностью создал историю, канон башкирского народного танца, подняв его до уровня академического балета. Ему удалось собрать уходящие жемчужины народного творчества и создать галерею образов башкирской национальной хореографии, которые легли в основу репертуара Башкирского государственного ансамбля народного танца. Стали его художественной личностью.

Любуясь сегодня горячими, темпераментными и декоративными танцами башкирского ансамбля, мы увековечиваем в них опытного мастера. Он сумел вложить в свои хореографические миниатюры все лучшее, что характерно для народного танца. И манера, и стиль, и главное, душа людей, любовь к своей земле.

Рождение башкирского народного танца, его творческий путь - специфическое воплощение судьбы советского искусства. Чистое происхождение - вдохновленное служение народу, труд и талант, покоренное мастерство, вдохновленное пафосом богатства народов, - вероятно, и только так можно объяснить широкое признание искусства этого коллектива широкими зрителями.

Умение сочетать аутентичность народного темперамента, естественность народной природы с профессиональной техникой и мастерством - великое искусство. Здесь требуется такт, умение и понимание. И самое главное -талант. Все это есть у Файзи Гаскарова.

 

Список литературы:

  1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: изд-во Художественная литература, 2017. – 504 с.
  2. Гаскаров Ф.А. Книга-альбом. – У.: Китап, 2012. – 196 с.
  3. Нагаева Л.И. Танцы восточных башкир. – М.: Наука, 1981. – 126 с.
  4. Надршина Ф.А. Башкирские предания и легенды. – У.: Башкирское книжное изд-во, 1985. – 287 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.