Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 декабря 2023 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Подвишевский А.В. ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ТРАНСФОРМАЦИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(132). URL: https://sibac.info/archive/guman/12(132).pdf (дата обращения: 04.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ТРАНСФОРМАЦИИ ОФИЦИАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Подвишевский Алексей Викторович

студент, кафедра социологии и политологии, Тульский государственный университет,

РФ, г. Тула

Муращенков Сергей Викторович

научный руководитель,

канд. полит. наук, доц., Тульский государственный университет,

РФ, г. Тула

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию процесса формирования официальной идеологии в период постсоветской – современной России. В статье выделены этапы и их идеологическое содержание каждого из временных промежутков.

 

Ключевые слова: идеология, политический процесс, идеологизация.

 

Процесс трансформации России советской, социалистической в Россию демократическую начался с отмены 6 статьи Конституции СССР в 1989 году, которая лишала КПСС руководящего статуса в государственном управлении и, как следствие, смещало с главенствующих позиций коммунистическую идеологию. Безусловно, оценка данного решения имеет до сих пор большую вариативность и неоднозначность, однако факт остаётся фактом – наиважнейший элемент государственной системы и неотъемлемая часть советского общества был в одночасье вырван, и, как показало дальнейшее развитие событий, не спешил заменяться либо выстраиваться по-новому. Так, например, 15-ая статья новой Конституции России, принятой в 1993 году, закрепляла идеологическое многообразие в стране, отсутствие у нового государства официальной идеологии.

Внешняя сторона сложившейся ситуации о плюрализме идей и мнений, казалось бы, вполне отвечала новообразованной демократической России, однако фактическая сторона дела говорила скорее всего о безыдейности формируемого строя, где вопросы о будущем России и российского общества, глобальных целях и путях развития страны подменялись вопросами белее утилитарного характера: как преодолеть государственный кризис, сохранить государственную целостность и остановить экономическую разруху. По этой причине вопросы развития идеологии отбрасывались и оставались лежать в «долгом ящике». Таков первый период развития официальной идеологии в России, точнее говоря её деидеологизации, с момента отмены 6 статьи Конституции СССР до начала нулевых годов. Этот период важен и примечателен тем, что вопрос об идеологизации страны не то, чтобы считался маловажным, он целенаправленно не поднимался и считался из разряда «вредных вопросов», что во много предопределило противоречивый характер дальнейшего развития идеологических аспектов российского общества и государства.

Россия вступила в XXI век полная оптимизмом и надеждами на лучшее будущее. Страна восстанавливалась после кризиса, экономика оправлялась в основном за счёт иностранных инвестиций, новых торговых соглашений и подорожании нефтегазовой валюты, налаживались дипломатические отношения с Востоком и Западом, где последним новое руководство России наиболее симпатизировало. Это предопределило форму и характер процесса дальнейшей идеологизации страны.

Унаследовав от 90-ых формальную, официальную государственную «безыдейность», на неофициальном уровне с начала реформ в России неудержимо шёл процесс культивирования в массах лишь одной идеологии – либеральной, которая проявлялась не столько в каких-либо глубоких теоретических конструктах и лозунгах, обсуждаемых публично, сколько в чаяниях и действиях самого общества. Идеи личной свободы, успеха, денег и предприимчивости бурлили в недрах российской общественной жизни. Теперь же, когда представители государственных органов власти России в центральных СМИ заявляют о своей приверженности к либеральным идеям, нашлись реальные точки идеологического соприкосновения между либеральной властью и, на тот момент времени ещё прогрессивной, прослойкой либерально настроенного населения. Естественным образом стали образовываться площадки для диалога между обществом и властью, достигнут консенсус между двумя сторонами, а период между 2009-2014 гг. считается наиболее благотворным периодом в истории современной России. Официальная идеология в России, казалось бы, нашла почву под ногами, однако история решила всё иначе.

Период с 2014 года по нынешнее время является третьим этапом идеологического развития страны. Украинский кризис перевернул представление власти России не только об экономических и геополитических партнёрах, но и об общероссийских ценностях, включая и идеологических. С 2014 по 2020 гг. шёл долгий процесс идеологической трансформации в основном именно властных структур. Был ли разрыв с либерализмом ответной реакцией власти России на давление Запада, или это был взвешенный продуманный шаг – не известно, однако «кризис либеральных ценностей» из уст Президента России громом прошёлся по российской общественности. Консерватизм, до сих пор являющейся в российской политической системе, скорее неотъемлемой чертой характера, нежели идеологией, сейчас обрёл силу, стал стимулом идейного развития общества. Во всех центральным СМИ высокопоставленные лица в открытую кричат о необходимости официальной консервативной идеологии в её патриотической разновидности, а Минюст России предложил отменить «пресловутую» 13 статью Конституции РФ.

Однако противоречивость современного процесса идеологизации в России как раз и обусловливается тем, что люди, подвергшие либерализации всё структуру общественной жизни России и относящиеся, по сути, к либеральному крылу, берутся «отстраивать» патриотическую идеологию. Также неоднозначно мнение общества по этому вопросу, чьи интересам будет отвечать новая идеология. Чем бы не закончился процесс строительства в России официальной идеологии в России, данный процесс уже набирает обороты и вряд ли будет остановлен.

 

Список литературы:

  1. Ермаков А.В. Российская идеология: исторический аспект / Вестник Братского государственного университета. – 2014. – С. 98-103.
  2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.) // Российская газета (дата обращения 09.12.2023).
  3. Павловская Е.А. Специфика идеологических процессов в современной России / Вестник ЕГПУ. – 2015. – С. 1240-1246.
  4. Рубцов А.В. Идеологические трансформации девяностых: структура и институты / Полилог. – Т.4. – №4. – 2020. URL: https://polylogos-journal.ru/s258770110013198-9-1/
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.