Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 ноября 2023 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Зайнутдинова М.И., Муфтахутдинова И.А. ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АТМОСФЕРЫ В ДЕТСКИХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ШКОЛАХ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(131). URL: https://sibac.info/archive/guman/11(131).pdf (дата обращения: 29.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АТМОСФЕРЫ В ДЕТСКИХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ШКОЛАХ

Зайнутдинова Милана Ильгизовна

студент 4 курса, хореографическое отделение, Башкирский Республиканский колледж культуры и искусств,

РФ, г. Стерлитамак

Муфтахутдинова Ирина Александровна

старший преподаватель кафедры музыкального и хореографического образования, Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы,

РФ, г. Уфа

THEORETICAL ISSUES OF THE FORMATION OF POSITIVE PSYCHO-EMOTIONAL ATMOSPHERE IN CHILDREN'S CHOREOGRAPHIC SCHOOLS

 

Milana Zainutdinova

Fourth year student of choreoghraphy department, Bashkir Republican College of Culture and Arts,

Russia, Sterlitamak

Irina Muftakhutdinova

senior teacher of the chair of musical and choreographic education, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla,

Russia, Ufa

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье представлена информация о психологических аспектах хореографического образования в России. Указаны наиболее распространенные стили преподавания, их плюсы и минусы, а также возможные последствия для психологического здоровья обучающихся. Авторами статьи был проведен опрос среди учащихся детских хореографических коллективов города Уфы. Даны рекомендации по повышению результативности работы педагогов-хореографов в непрофессиональных хореографических школах, кружках и студиях.

ABSTRACT

The given article introduces the information about psychological aspects of choreographic education in Russia. The most widespread styles of education are indicated as well as their advantages and disadvantages and possible consequences for the psychological health of the students. Authors of the article conducted a survey among students of the children's choreographic groups in Ufa.

 

Ключевые слова: детская хореография; психология преподавания; психология хореографии; педагог-хореограф.

Keywords: children's choreography; psychology of teaching; psychology of choreography; teacher-choreographer.

 

На сегодняшний день в Уфе работает более 500 детских танцевальных школ и студий. Их можно разделить на два уровня - это любительское хореографическое обучение и профессиональное образование. В данной работе нам хотелось бы остановиться именно на любительском уровне, т.к. изучение вопросов психологического воздействия на профессиональное образование требует отдельного и более глубокого исследования.

Хореографическое искусство в детском и подростковом расписании занятий широко присутствует именно как непрофессиональная досуговая деятельность. Остановимся на задачах, которые ставят участники этой деятельности, в первую очередь родители, т.к. именно они, зачастую, делают окончательный выбор того, чем будет заниматься их дочь или сын.

Первая и, конечно, основная задача - физическое развитие ребенка. «Танец является наиболее гармоничным видом искусства, который позволяет развить необходимые для любого человека данные – осанку, координацию, умение ориентироваться в пространстве и т.д. С помощью регулярных занятий танцем, особенно в раннем возрасте, можно скорректировать физические недостатки: сколиоз, лордоз, плоскостопие, “завернутость” бёдер и так далее» [1]. В данном случае стремление родителя видеть своего ребенка стройным, подтянутым и здоровым играет главную роль.

Вторая важная задача - эстетическое развитие ребенка. Среди множества форм эстетического воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, способствуют развитию эстетического вкуса, дают гармоничное пластическое развитие.

Следующая по значимости задача -  это принятие хореографических тренировок в качестве дополнительного досуга. Потребность родителей в этом можно сформулировать фразой – «пусть занимается чем желает, только бы не страдал ерундой». Важно отметить, что уроки хореографии (классика, народный или современный танец) развивают такие личностные качества как организованность, дисциплинированность и чувство коллективизма. Как уже говорилось, помимо укрепления здоровья и физического развития, они повышают культурный уровень, совершенствуют и гармонизируют эмоционально-волевую сферу личности подростков.

И наконец, еще одна задача, возникающая достаточно редко у родителей – это желание видеть своего ребенка на сцене, в качестве профессионального танцора. Особенно редко она появляется у родителей мальчиков, в массе своей отдающих предпочтение силовым и спортивным командным занятиям. Но данная категория не относится к сфере любительского хореографического образования, а является более профессионально-ориентированной.

По всей видимости, множество школ и студий танцевальных направлений приводит к тому, что большинство целей и задач обучения пересекаются и дополняют друг друга. Зачастую это приводит к нарушению междисциплинарных связей, программы не полностью учитывают требования и компетенции молодого педагога в сфере хореографического искусства.

Важно также отметить, что современное состояние российской хореографической школы является наследием советской консервативной педагогической модели, которая, в свою очередь, была сформирована еще во времена крепостного права.

На данный момент есть два устоявшихся подхода к обучению творческим видам искусства, в том числе и хореографическому: авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль при обучении хореографии был подтвержден данными несколько поверхностных и несистематических исследований. Тем не менее, данные имеющихся исследований подтверждают авторитарность педагогов по хореографии по сравнению с представителями других направлений искусства. Существует несколько причин, дающих объяснение тому, что большинство педагогов-хореографов авторитарны в своей деятельности.

1. Особенность восприятия наставником своей роли основана на авторитете и поведении, отражающем авторитарность.

2. Сильное желание управлять чужими действиями могла быть причиной того, что они выбрали эту деятельность для удовлетворения своей потребности.

3. Лидерство и руководство в стрессовых ситуациях, характерные для хореографической деятельности, требуют достаточно жесткого контроля за поведением танцоров как в групповых, так и в индивидуальных занятиях и выступлениях.

4. Какая-то часть учащихся привыкла следовать авторитету и ожидает от педагога доминирующего поведения. Поэтому преподаватели и наставники довольно часто ведут себя так для удовлетворения потребности учеников.

Необходимо выделить следующие преимущества доминирующего поведения тренера:

1. Робкий ученик почувствует себя увереннее и спокойнее в стрессовых ситуациях.

2. Агрессивность, вызванная авторитарностью, направлена не на хореографа, а на улучшение показателей и формы артиста.

3. Авторитарное поведение наставника действительно может быть необходимо ученикам, и тогда они выступят лучше обычного [2].

Тем не менее, среди успешных преподавателей встречаются и демократичные по стилю поведения. Они добиваются успеха по следующим причинам.

1. Демократичный педагог более доступен учащимся. Его дети более свободны в общении и выражении своих чувств. Поэтому он может больше знает об их страхах, проблемах и возможных разочарованиях и тем самым предотвращает конфликты в коллективе.

2. Ученики проявляют собственную инициативу и самостоятельность, достигая некоторой независимости в стрессовых ситуациях.

3. При успешной передаче части ответственности за принимаемые решения учащимися, они чувствуют свой авторитет, и это помогает им сформировать эмоционально-зрелое поведение.

4. Учащиеся, чьи действия излишне не ограничивает авторитарный наставник, могут принимать более гибкие корректные решения.

5. Более гибкий педагог, в отличие от авторитарного, не примет авторитарных претензий и заявлений со стороны других.

6. Авторитарного педагога отличает большая нетерпеливость и фанатизм. Более гибкий хореограф готов принять других людей такими, какие они есть в реальности, оценить их плюсы и минусы, уважает свое и чужое мнение [3].

В целях выявления оценки уровня психоэмоциональной атмосферы среди учащихся, нами был проведен опрос среди хореографических школ города Уфы различных возрастных групп.

Более половины опрошенных (53%) заявили, что редко слышат слова поддержки от педагогов. В то же время подавляющее большинство (80%) танцоров отметили что похвала стимулирует их желание развиваться.

  На вопрос “Как часто Вас хвалят педагоги” треть учащихся ответили, что критика не способствует улучшению их работы, а две трети опрошенных признают, что ощущали чувство стыда или неуверенности, когда им делали замечания.

Равное количество учениц (около 25%), которые, по мнению педагогов «не стараются» - отчитывают перед группой или наказывают тем или иным способом, и лишь меньше половины отстающих получают помощь в виде дополнительно уделенного времени.  Более 60 процентов юных учениц замечают конкуренцию в коллективе. Несмотря на видимы проблемы психоэмоционального характера, подавляющее большинство опрошенных танцоров собираются продолжить обучение.

Таблица 1.

Опрос учащихся, проведенный в хореографических школах г. Уфы в сентябре 2023 г.

 

Вопрос

Варианты ответов

1

Хвалят ли вас педагоги

редко

часто

стандартно

53,3%

40,0%

6,6%

2

Стимулирует ли вас похвала

да

нет

 

80,0%

20,0%

 

3

Способствует ли критика улучшению вашей работы

да

нет

 

66,6%

33,3%

 

4

Как преподаватели поступают по отношению к ученикам, которые не стараются

уделяют повышенное внимание

наказывают

отчитывают перед всей группой

36,6%

23,3%

26,6%

выгоняют из зала

игнорируют

 

5,0%

3,3%

 

5

Приходилось ли вам ощущать чувство стыда или неуверенности, когда вам делали замечание

да

нет

 

56,6%

43,3%

 

6

Чувствуете ли вы конкуренцию в коллективе

да

нет

 

63,3%

36,6%

 

7

Планируете ли вы обучаться хореографии дальше

да

нет

 

80,0%

20,0%

 

 

На уроках хореографии дисциплина играет ключевую роль в достижении успеха, помогает учащимся сосредотачиваться на выполнении задач, улучшает внимание и концентрацию, а также развивает самоконтроль и самодисциплину. На уроке хореографии дисциплина обучающихся также включает в себя соблюдение правил поведения в зале, уважение к преподавателю и к своим коллегам по группе. Дисциплинарные нарушения могут включать опоздания, разговоры во время занятий, несоблюдение формы одежды (для некоторых направлений хореографии), неготовность к уроку (отсутствие необходимых аксессуаров, обуви, одежды).

Дисциплина на уроках хореографии может быть улучшена с помощью различных методов. Например, педагог может использовать более интересные и увлекательные методы обучения, чтобы привлечь внимание учеников и сделать занятия более приятными и интересными. Также важно, чтобы педагог имел авторитет среди детей и мог поддерживать дисциплину в классе. Кроме того, родители должны поддерживать своего ребенка в его занятиях и помогать ему развивать дисциплину.

Для поддержания порядка на уроках танца важна правильная мотивация учащихся и стимулирование их к целенаправленной и сосредоточенной работе. Методов стимулирования существует множество. Например, можно использовать дневники с наклейками или звездочками для учащихся младших классов и систему баллов для более старших детей. Тот, кто наберет наибольшее количество звездочек или баллов, получит сюрприз или грамоту. Награды можно выдавать в конце четверти или каждого месяца. Главное - стимулировать детей новыми и интересными танцевальными номерами, и упражнениями. Тогда они ответят вам вниманием и увлеченностью.

Важным элементом является мотивация. Оценить стимул к действию, поддержать его, и только затем корректировать, поощрять или ограничивать инициативу детей. Мотивация может быть в виде общей идеи и общей цели, которая объединяет детей вокруг себя. Мотивирующими факторами могут служить поездки на конкурсы, концерты, фестивали, мастер-классы, создание новых танцевальных номеров [4].

Основываясь на собственном опыте и обобщая рекомендации психологов, авторы составили свою собственную памятку “Как добиться хорошей дисциплины”.

1.  Если занятие проходит в утренние часы, помните, что ученики зачастую еще “не совсем проснувшиеся” и медленно настраиваются на работу. В начале урока запланируйте упражнения, которые помогут их “оживить”. Днем, например, после общеобразовательных предметов в школе, они приходят в возбужденном состоянии, поэтому в начале урока уместна самостоятельная работа, которая поможет их успокоить. Если тренировка проводится вечером, следует чаще менять форму работы, чтобы удерживать внимание учеников, и прибегать к различным формам психологической разгрузки.

2. Избегайте однообразных, шаблонных занятий. Разнообразьте структуру занятия. Например, вы можете проводить port de bras руками многократно перед разными этапами занятия, требующими особого внимания к выполнению этого упражнения. Вы можете проверять домашнее задание после объяснения нового материала, давать задание на дом до объяснения нового материала, а также в конце и перед заключительным этапом.

3.  Необходимо использовать все отведенное на занятие время и не терять ни секунды. Обычно шум в классе начинается, когда ученики не заняты. Подумайте, как совместить групповую и индивидуальную работу. Предусмотрите задания для всех учеников, работая с одним ребенком, и проверяйте отдельных учеников после выполнения коллективной работы.

4. В целях сохранения внимания, особенно у самых младших детей, у которых оно неустойчиво, необходимо часто менять виды деятельности и чередовать устную речь, демонстрацию, игры. Сделайте урок интересным, а для этого привлекайте дополнительный, актуальный материал. Давайте обучающимся творческие задания и побуждайте их к мыслительной деятельности.

 

Список литературы:

  1. Мусаэлян С.Э. Тенденции и перспективы хореографического образования детей и молодежи: Nsportal.ru. Образовательная социальная сеть. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/kultura/narodnaya-khudozhestvennaya-kultura/library/2020/09/05/tendentsii-i-perspektivy (дата обращения: 01.10.2023)
  2. Роль тренера в спортивном коллективе Файловый архив для студентов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/3355763/ (дата обращения: 17.10.23)
  3. Медведева, Е. Н. Пути самосовершенствования педагога-тренера на примере гимнастики: Учебное пособие / Медведева Е.Н., Терехина Р.Н. - Москва: Спорт, 2016. - 160 с. ISBN 978-5-906839-36-7. - [Электронный ресурс].: – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/914640 (дата обращения: 11.11.2023).
  4. Новикова Е.Н. Методические рекомендации о методах и приемах обучения на уроках хореографии Специфика применения дидактических принципов в обучении. Nsportal.ru. Образовательная социальная сеть.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2017/01/08/metody-i-priemy-obucheniya-na-urokah-horeografii  (дата обращения: 23.08.2023)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий