Статья опубликована в рамках: CXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 июля 2023 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ
VALUE ORIENTATIONS OF CHINESE STUDENTS
Liang Yuqing
Student, department of psychology and education, Far eastern federal university,
Russia, Vladivostok
АННОТАЦИЯ
Студенты колледжей всегда были важной группой, на которую партия и народ возлагают большие надежды и сосредоточены на культивировании. Ценности являются опорой для них, чтобы вести себя в мире, добиваться карьеры и реализовывать свою жизнь. Студенты колледжа - молодежная группа. Одна из самых активных и энергичных подгрупп, их ценности в определенной степени являются флюгером современной молодежи.
ABSTRACT
College students have always been an important group in which the party and the people place great hopes and focus on cultivation. Values are the basis for them to behave in peace, pursue careers and realize their lives. College students are a youth group. One of the most active and energetic subgroups, their values to a certain extent are the flagger of modern youth.
Ключевые слова: ценности; ценности китайских студентов; китайских студентов, ценностные ориентации.
Keywords: values; Values of Chinese students; Chinese students, value orientations.
1. Введение
Студенты колледжей всегда были важной группой, на которую партия и народ возлагают большие надежды и сосредоточены на культивировании. Ценности являются опорой для них, чтобы вести себя в мире, добиваться карьеры и реализовывать свою жизнь. Студенты колледжа - молодежная группа. Одна из самых активных и энергичных подгрупп, их ценности в определенной степени являются флюгером современной молодежи.
Таким образом, академические круги постоянно прилагают усилия для исследования и изучения ценностей студентов колледжей. Некоторыми исследованиями установлено, что современные студенты колледжей все больше внимания уделяют личным ценностям, а в признании и выборе ценностей предпочитают отдавать приоритет личным интересам; осуществляют «коррекцию отклонений» и ориентируют. Основываясь на данных опроса студентов колледжей в Китае, рассматривается ценностный статус студентов колледжей с разных точек зрения, пытаясь обеспечить наиболее практическую поддержку данных и теоретическую основу для обучения текущим ценностям в колледжах и университетах.
Объект исследования: китайских студенты.
Предмет исследования: ценностные ориентации китайских студентов.
Цель - исследование ценностей китайских студентов.
Задачи:
1.Дать понятие ценностных ориентаций;
2. Рассмотреть современные исследование ценностных ориентаций в психологической литературе;
3. Составить представление о ценностных ориентациях в Китайской народной республике;
4. Организовать исследование ценностных ориентаций китайских студентов;
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций китайских студентов.
Гипотеза исследования состоит в предположении, в том, что, ценности китайских студентов доминируют в области здоровья, активной деятельной жизнь и материальной обеспеченности.
Методы исследования: анализ, сравнение, систематизация, классификация и обобщение - теоретические методы, психодиагностика, методы статистической обработки данных - эмпирические методы.
Структура работы состоит из: титульного листа, оглавления, введения, двух глав, заключения, списка литературы (24) и приложений (6).
Представления о ценностных ориентациях в Китайской народной республике
Ранние исследования ценностей и ценностной ориентации в Китае были в основном внедрением, трансплантацией и проверкой концепций, теорий и методов западных стран.
После 1980-х годов, основываясь на признании «социального и культурного соответствия» ценностей, исследователи начали вести собственные дискуссии с точки зрения концепций, структур и методов и попытались создать собственную теорию системы ценностей китайского народа. В 1991 году Ян Чжунфан разделил систему ценностей китайцев на уровень культурной концепции, уровень социальной системы и уровень индивидуального поведения и сравнил китайцев с жителями Запада с 3 уровней и 30 конкретных содержаний. [7] Ян Гошу предложил в 1992 и 1994 годах, что ценности — это постоянные предпочтения людей в отношении определенного поведения, вещей, состояний или целей; ценности можно конкретно разделить на личную ориентацию и социальную ориентацию, последняя включает семейную ориентацию, ориентацию на отношения, авторитет. ориентация и др. Существует четыре вторичных ориентации: ориентация и ориентация на других, в отличие от традиционных ценностей, некоторые современные ценности, проявляемые китайцами, можно разделить на равноправие и открытость, независимость, оптимизм и прогресс, уважение к эмоциям и гендерное равенство [8; 9]. В 1994 году Хуан Ситин считал, что ценности — это система понятий, позволяющая людям различать хорошее и плохое, красоту и уродство, прибыль и убытки, правильное и неправильное, соответствие и нарушение их собственных желаний и т. д.; ее можно разделить в политику, мораль, эстетику, религию, профессию, межличностные отношения, брак и любовь, личность 10 различных аспектов, таких как жизнь, счастье и т. д.; изменение мира, настоящая дружба, чувство собственного достоинства и национальная безопасность перечислены как четыре наиболее важные ценности китайской молодежи; амбиции, способности и широта взглядов перечислены среди инструментальных ценностей в первом ряду [6]. Группа исследования ценностей Китайской академии социальных наук провела исследование по пяти аспектам: жизненные ценности, моральные ценности, политические ценности, профессиональные ценности, брачные и сексуальные ценности, и обобщила три характеристики изменения ценностей молодых людей. [4]
Ускоренный процесс экономической и информационной глобальной интеграции, углубление экономических и политических реформ в Китае оказали сильное и глубокое влияние на идеологию и социальную психологию китайского народа. Ценностная ориентация здоровья имеет конструктивные характеристики направления развития личности и содействия общественному прогрессу, и все больше и больше психологов уделяют ее исследованию все большее внимание. Как упоминалось выше, некоторые исследователи провели большую работу по локализации и добились значительного прогресса. Однако обзор этих исследований выявляет множество проблем. С точки зрения теоретического построения, она в основном базируется на зарубежных ценностных теориях и моделях или не имеет достаточной поддержки эмпирическими исследованиями. Что касается инструментов измерения, то переведено и переработано большое количество иностранных шкал, некоторым самостоятельно составленным опросникам не хватает системного мышления на теоретической основе, а технические характеристики инструментов, такие как надежность и валидность, не могут соответствовать требованиям стандартизированных инструментов измерения. С точки зрения выборки, большинство отечественных исследований берутся из молодежных и студенческих групп, особенно студентов колледжей, а другие группы менее вовлечены. Ограничения этого типа исследований для понимания общей картины ценностей китайцев очевидны.
2. Эмпирические исследования ценностных ориентаций китайских студентов
2.1. Организация исследования ценностных ориентаций китайских студентов
В эмпирическом исследовании были изучены ценности китайских студентов. Поставлены следующие задачи эмпирического исследования:
1.Организовать исследование ценностных ориентаций китайских студентов;
2.Провести психодиагностику при помощи методики, исследующей ценностные ориентации;
3.Проаанализировать результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций китайских студентов.
Объект исследования являются китайские студенты.
Предметом исследования были ценности китайских студентов.
Гипотеза состоит в предположении, что, ценности китайских студентов доминируют в области здоровья, активной деятельной жизнь и материальной обеспеченности.
В качестве испытуемых данного исследования были юноши и девушки юношеского возраста, а именно студенты – из Китая (Шаньдун, Макао, Гуанчжоу, Шанхай, Чжэцзян и др. городов, а также студенты, обучающиеся за рубежом). В исследовании приняли участие 42 студентов в возрасте от 17 до 25 лет. Из них 29 девушки и 13 юноши.
Эмпирическое исследование ценностных ориентаций китайских студентов по методике «Ценностные ориентации» Рокича [2; 3]/
Описание методики. Система ценностных ориентаций определяет содержание направленности личности, составляет основу взаимоотношений личности с окружающим миром, с окружающими и с собой, является основой мировоззрения и стержнем жизненной мотивации, составляет основу жизненной философии и «жизненная философия».
В настоящее время наиболее распространенным методом является изучение ценностной ориентации М. Рокича на основе прямой сортировки списка ценностей. Последняя ситуация заставила многих авторов усомниться в надежности методики, так как ее результаты сильно зависят от адекватности самооценки испытуемых. Следовательно, для подтверждения данных, полученных с помощью теста Рокича, необходимы данные других методов.
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
М. Рокич различает два класса ценностей:
- терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
- инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
2.2. Результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций китайских студентов
Взяв в качестве выборки тестируемых студентов колледжей, мы приступили к изучению результатов ценностной ориентации китайских студентов. В статье исследуется теоретическая позиция М. Рокича о структуре человеческих ценностей. Анкета основана на двух допущениях: во-первых, области жизни, представленные в жизни каждого человека, имеют разную степень значимости для разных людей, и, во-вторых, что в каждой из них реализуются различные для каждого человека желания и стремления, которые являются одним из компонентов направленности его личности. [10]
После прочтения инструкции респонденты должны были ранжировать записи в двух таблицах по месту проживания. В каждом наборе было по 18 карточек, а было два набора, и испытуемые должны были сознательно работать, чтобы выбрать наиболее важные для них значения.
Средний комплексный балл вариантов в сортировочном вопросе рассчитывается автоматически на основе рейтинга вариантов всеми заявителями. Он отражает комплексный рейтинг вариантов. Чем выше балл, тем выше комплексный рейтинг. Метод расчета: средний комплексный балл вариантов = (частота Σ × вес) / количество людей, заполнивших этот вопрос [1].
Вес определяется расположением опций. Например, в сортировке участвует 3 варианта, вес первой позиции равен 3, вес второй позиции равен 2, вес третьей позиции равен 1.
Например, вопрос был заполнен всего 12 раз, вариант А выбран и поставлен на первое место 2 раза, на второе место 4 раза и на третье место 6 раз, тогда средний комплексный балл варианта А = (2 ×3+4×2+6×1) /12=1,67 балла.
Здесь оценка связана с количеством вариантов. Например, есть 3 варианта сортировки, а оценка первого места — 3 балла. Есть 30 вариантов, и первое место составляет 30 баллов, и на этот результат не влияет «Пожалуйста, выберите элемент для сортировки».
Если вариант вопроса сортировки представляет собой вопрос с несколькими вариантами ответов, относящийся к предыдущему вопросу, оценка первого места в строке соответствует количеству вариантов вопроса с несколькими вариантами ответов.
Проанализировав результаты, мы можем сделать следующие выводы исследования.
Анализ результатов показал, что наиболее значимыми для китайских студентов являются следующие терминальные ценности:
Перечень А ()
Здоровье (физическое и психическое) -15,88 баллов,14 человек (33,33%) поставили здоровье на перовой места. Это то же самое, что и традиционные ценности. В Китае в революционный период существует старая поговорка, что тело — это столица революции. Это легко понять, и это также представляет собой новое поколение молодых людей, которые по-прежнему придают большое значение здоровью.
Выявлено, что другая ценность «активная деятельная жизнь» (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) получила высокий 14,5 баллов, что основной ценностью выбора (первое место) и 21,43% (9 человек) респондентов, у 26,19% (11 человек) второго выбора, для них позитивная жизнь (жить полноценной жизнью) важнее жизни. Можно увидеть, что современные китайские студенты колледжей стремятся к позитивному отношению к жизни. Другими словами, также видно, что китайские студенты колледжей позитивно относятся к жизни.
Рисунок 1. Терминальные ценности распределение первого ранга
Затем мы рассмотрели основные варианты выбора ценности для этого эксперимента. Следует отметить, что поскольку для анализа первого места (3 человека) было отобрано недостаточно студентов, для получения суммы использовались данные второго места (6 человек) и третьего места (7 человек). В обеих позициях (первой и второй) значимых ценностных выборов обнаружено не было, за исключением того, что в обеих позициях доминировали здоровье и активный образ жизни, поэтому в первых трех из них всего 38% (16 человек) выбрали ценности "Материально обеспеченная жизнь". Такие люди стараются оградить себя от экономических трудностей, которые произошли или вот-вот произойдут, и выбирают его. Такая ситуация преобладает в потребительстве. Это очень распространено сегодня. Молодежь в большей или меньшей степени обусловлена их семьи или собственного экономического положения, и они проявляют беспокойство и тревогу по поводу экономических и материальных условий. Этот результат также может быть связан с влиянием общей вялости социально-экономического развития под влиянием эпидемии.
Рисунок 2. Терминальные ценности распределение первого второго третьего ранга
Результаты показывают, что среди ценностей китайских школьников явно доминируют здоровый и активный образ жизни, что может быть связано с влиянием традиционных ценностей: помимо упомянутого выше «здоровье — столица революции», предметы преподавались в школе Образование с раннего возраста «Good good study, day day up» - это лозунг, размещенный в каждом классе, который, несомненно, оказывает тонкое влияние на подрастающее поколение учащихся. «day day up то есть каждый день вверх» означает жить позитивной жизнью каждый день. Что касается гарантированной материальной жизни и мудрости жизни, то особой разницы между баллами почти нет.
Анализ данных показывает, что большинство современных китайских студентов 33,34% (14 человек) считают, что любовь не главное. Хотя результаты комплексной оценки показывают лишь то, что она находится в среднем и нижнем значениях, с точки зрения ранжирования 14 человек поставили любовь на последнее место (18-е место), а данные по другим вариантам значений уже ошибочны. Это отличается от традиционного стереотипа: представление старшего поколения о студентах колледжей таково, что в ценностях студентов колледжей «любовь важнее небес».
Рисунок 3. Терминальные ценности распределение ранга на последнее место (15,16,17,18-е место)
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) — 11 китайских студентов (26,19 %человек) поставили его на 17 (предпоследнее) место, а 10 испытуемых (23,81 %человек) поставили его на позиция 15. Данные для этих двух местоположений намного превзошли другие параметры ценности, а также получили самый низкий общий балл (4 баллада). Это также показывает, что современные китайские студенты не столько заботятся о счастье других, сколько уделяют больше внимания себе. Или можно сказать, что они не так заинтересованы в прогрессе и развитии людей. Можно также сказать, что они не само мотивированы, и они не считают развитие общества или служение стране своим долгом (ответственностью), как предыдущая молодежь.
Творчество (возможность заниматься творчеством) получило предпоследнее место в сводном балле (5,14 балла), а по 12 предметам(28,57человек) оно заняло 16-е место. Это свидетельствовало об отсутствии у испытуемых намерения или желания развивать творческие способности.
Перечень Б ()
Из инструментальных ценностей наиболее важными для китайских студентов являются:
Рисунок 4. Инструментальные ценности распределение первого, второго, третьего, четверга ранга
Воспитанность (хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения) ---Он получил наивысший общий балл (12,83 балла), а 12 испытуемых (28,57%) поставили его на второе место. Можно сказать, что высокое качество очень важно для современных студентов колледжей, что также отражает неудовлетворенность студентов колледжей явлением низкого качества в обществе. Хотя высокий уровень образования не полностью эквивалентен высокому уровню качества, в глазах современных китайских студентов он действительно может оказывать на это определенное влияние.
В комплексной оценке «Жизнен радостность» (оптимизм, чувство юмора) занял второе место с высоким баллом 12,79. Это легко понять: в начале века (80-е-90-е годы), когда гонконгское кино было еще на подъеме, в них часто звучали строчки «быть человеком, главное быть счастливым. Ценности нового поколения китайских студентов колледжей, которые с детства знакомятся с телевидением и фильмами, несомненно, также находятся под влиянием фильмов и телешоу. Также видно, что китайские студенты колледжей смотрят на жизнь с оптимизмом.
В первых данных мы видим, что «Аккуратность» (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел) является популярным выбором среди протестированных студентов колледжа, при этом 26,19% (11) протестированных студентов китайских будут, он служит первым выбором. На основании опроса мы можем сделать предварительный вывод о том, что китайские студенты колледжей не так лишены способности позаботиться о себе в традиционном представлении своих родителей и старших.
Рисунок 5. Инструментальные ценности распределение ранга на последнее место (14,15,16,17,18-е место)
Как видно из диаграммы, результаты опроса показали, что «Непримиримость к недостаткам в себе и других» была выбрана последней с поддержкой 40,48% (17 студентов). На графике хорошо видна разница данных между ним и другими значениями. Из общего балла он также получил самый низкий балл (6,02). Получилось, что в ценностях китайских студентов нет нетерпимости к себе или другим.Во время исследования несколько испытуемых также задавали мне такие вопросы: «Есть ли ошибка перевода в вопросах теста?». Они не поняли, почему это отображается при выборе значения. В этом я согласен, потому что в системе образования Китая все выступают за то, что мир — это самое главное, а терпимость — это то, что мы можем. По-мнению, что это также должно быть характерно для китайских ценностей: мы более склонны использовать общение и рассуждения для разрешения конфликтов.
Эффективность в делах---получил предпоследний балл (6,05)в общем зачете. На место 14 и 17 классах соответственно 7 студентов выбирают. Согласно китайских студентов, эффективность в делах не влияет само на жизнь. В китайской концепции мы хвалим тех, кто делает что-то медленно, и верим, что «медленная работа производит кропотливую работу».
По результатам анкеты Б нельзя сделать вывод, какая ценностная ориентация занимает третье место снизу. Есть 4 значения на среднем и нижнем уровнях(7 баллах), а особых выдающихся по разным позициям нет, и разница невелика.
Заключение. В процессе исследования ценностных ориентаций китайских студентов мы достигли значительных успехов и сделали ценные выводы. Это исследование помогло нам лучше понять ценности студентов и их отношение к различным аспектам жизни, что имеет важное значение для понимания китайской культуры и разработки эффективных стратегий в образовании и социальном взаимодействии.
Мы тщательно спланировали и отобрали группу студентов разного возраста и пола из различных регионов Китая и за его пределами для исследования. В нашем исследовании мы использовали различные методы, включая подход "ценностной ориентации" Рокича, чтобы получить достоверные данные о ценностных предпочтениях и ориентациях студентов.
В ходе исследования мы подтвердили, что студенты разделяют стоимость на терминалы и инструменты, что соответствует традиционному разделению на цель и средство. Это подтверждает нашу гипотезу и предоставляет дополнительную информацию о восприятии стоимости студентами.
Однако следует отметить, что наше исследование имеет определенные ограничения. Наша выборка студентов была случайной и не может полностью представлять всю китайскую популяцию. Поэтому результаты исследования не могут быть обобщены на всю страну. Для более полного понимания ценностных ориентаций китайских студентов необходимо проводить дальнейшие исследования с более разнообразными выборками.
В целом, наше исследование ценностных ориентаций китайских студентов играет важную роль в расширении наших знаний о китайской культуре и социальных аспектах общества. Результаты исследования могут быть полезны для различных специалистов, включая психологов, социологов и педагогов, и помогут в создании более гармоничных межличностных и межкультурных отношений.
Список литературы:
- Боровков, А. А. Математическая статистика : учебник / А. А. Боровков. - 4-е изд., стер. - СПб.: Лань, 2010. - 704 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература). - ISBN 9785811410132: 665.00
- Методика-«Ценностные ориентации»-Рокича (https://psylab.info/Методика«Ценностные_ориентации»_Рокича/Бланк_для_ответов)
- Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. Т.1. М., 2000. С. 25 – 29.
- Синь Чжиюн. Исследование характеристик ценностей современных студентов колледжей и их связи с поведением//Пекин: Школа психологии, Пекинский педагогический университет, докторская диссертация,2001. С. 7-16,27-31
- Томаса В., Знанецкого (Znanieski) «Польские крестьяне в Европе и Америке».1918 г.
- Хуан Ситин, Чжан Цзиньфу, Ли Хун и др. Современные китайские молодежные ценности и образование//Чэнду: Sichuan Education Press,1994. С .1-13,60-93.
- Ян Иинь. Резюме исследования ценностей в области социальной психологии/ Социальные науки в Китае, 1998 г.-№2-С.82-93.
- Ян Гошу. Китайская психология и поведение //Guiguan Books Co., Ltd., 1992.
- Ян Гошу. Китайские ценности — точка зрения социальных наук// Guiguan Books Co., Ltd.,1994. С.65-120.
- Тихомиров А.В. Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования/А. В. Тихомиров//Персонал-profi Екатеринбург, 2001. - Вып.2, часть 1.
дипломов
Оставить комментарий