Статья опубликована в рамках: CXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 июня 2023 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦИКЛА И.А. БУНИНА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»
STYLISTIC FEATURES OF I.A. BUNIN «DARK ALLEYS»
Diyora Kushniyozova
student, Department of Russian and Foreign Literature, Samarkand State University,
Republic of Uzbekistan, Samarkand
АННОТАЦИЯ
Данная работа посвящена этой бунинской книге и представляет собой попытку обозначить и проанализировать ее стилистические особенности, выявить те черты, которые позволяют говорить об этом цикле именно как о бунинском. Почему мы обращаемся к «Темным аллеям»? Этот цикл - любимое творение И. Бунина, по признанию самого мастера, своеобразный итог всей его жизни.
ABSTRACT
This work is devoted to this Bunin’s book and is an attempt to identify and analyze its stylistic features. Why do we turn to the Dark alleys? This cycle is the favorite creation of I Bunin? According to the master himself? A kind of result of his whole life.
Ключевые слова: стиль, жанр, заглавие.
Keywords: style, genre, title.
Имя И.А. Бунина в русской литературе XX века является знаковым. Поэт, писатель, нобелевский лауреат, по выражению О. Михайлова, Иван-царевич русской литературы, Бунин завершает золотой век отечественной изящной словесности. Его творчество питалось талантами Пушкина, Тургенева, Толстого, Чехова, но в то же время Бунин остается Буниным, мастером слова, именно своего слова. Он отвергал серебряный век, не признавая Мережковского, Гиппиус, Хлебникова, Брюсова, Бальмонта, Сологуба, советскую литературу в лице Есенина, Олеши, Бабеля, но и «архаистом-старовером» Бунин никогда не являлся. «Назвать меня реалистом, значит не знать меня как художника» [4, c. 122] - говорил он. И.А. Бунин - писатель-новатор. Именно он открыл новую страницу в русской литературе - страницу новореализма, ярчайшим образцом которого стали его «Темные аллеи».
Композиция - это «построение художественного произведения, определенная система в расположении ее частей». Это «система соединения знаков, эле ментов произведения». Кроме того, самим соотношением и расположением образов произведения композиция должна выражать определенный художественный смысл. В книге «Принципы и приемы анализа литературного произведения» Роль заглавия, названия произведения, нельзя недооценивать. Оно не только может указывать на центральное положение героя, содержа в себе его инициалы. Заглавие может быть проблемным, либо содержать в себе авторскую оценку жизни. Рассмотрим роль заглавия в цикле «Темные аллеи».
Книга названа И.А. Буниным по первому рассказу. Это произведение, служа некой отправной точкой, «зачином», как назвала его Н.П. Евстафьева, задает тон всему циклу, обозначает тему книги, очерчивает круг вопросов, которые будут подняты во всех последующих произведениях. Исходя из этого, считаем необходимым дать анализ этого рассказа.
В центре рассказа «Темные аллеи» (1938) - встреча двух людей, мужчины и женщины, когда-то любивших друг друга. Она происходит спустя много лет и неожиданно для самих героев. «В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе ... подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом ... На козлах ... сидел крепкий мужик ... а в тарантасе стройный старик военный» [1, c. 36]. Так начинается рассказ, и уже с самого начала мы можем говорить о символизме времени и пространства. К слову сказать, символы очень характерны творчеству И.А. Бунина, а цикл «Темные аллеи» буквально пронизан ими. С теми или иными символами сталкиваемся и во всех последующих произведениях цикла. В рассказе, анализируемом в данной части работы, дорога - жизненный путь героев, осень - их старость, время, когда можно оценить свою жизнь, взглянуть на нее со стороны, понять и признать свои ошибки. Отметим также, что эти образы именно в такой трактовке встречаются в цикле неоднократно. С ними сталкиваемся и в «Позднем часе», и в «Холодной осени», и в ряде других произведений. Итак, Николай Алексеевич встречается с хозяйкой частной горницы и не сразу узнает в этой «красивой не по возрасту женщине, похожей на пожилую цыганку», Надежду, девушку, в которую когда-то был-влюблен: «- Надежда! Ты? - сказал он торопливо. - Я, Николай Алексеевич, -ответила она» [1, c. 42]. Это не удивительно. За долгие годы, прошедшие с момента их последней встречи, героиня сильно меняется. И не только внешне. Обратим внимание на то, как выписан ее портрет: «темноволосая, тоже чернобровая ... с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой ... округлые плечи ... легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях». Здесь, нам кажется, уместно отметить и то, что мужскому образу, точнее, портрету героя (а это не типично для цикла), автором уделено достаточное внимание: «... стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый» [1, c. 25]. Отметим, что И.А. Бунин, большой мастер детали, не выписывает образы скрупулезно. Скользя взглядом по персонажу, любуясь и женщиной, и мужчиной, останавливается лишь на, казалось бы, незначительных чертах, которые, в конечном итоге, создают достаточно полную картину.
Следуя классической энциклопедической трактовке жанров новеллы, рассказа и миниатюры, все произведения цикла можно подразделить на три группы.
Все эти произведения обладают новеллистическими признаками. Однако Н.П. Евстафьева подразделяет новеллы еще на две группы с точки зрения «специфики сюжетно-композиционной реализации конфликта» [2, c.142] Подобное вполне правомерно, так как некоторые произведения, написанные в этом жанре, все-таки несколько отличаются от традиционной новеллы. Прежде всего это «Галя Ганская», «В Париже», «Генрих», «Кавказ», «Чистый понедельник». Л.П. Кременцов дает следующее определение новеллы: это «прозаический ... жанр эпоса с острым сюжетом, лаконичным повествованием и неожиданной концовкой» [3, c. 98]. А.Б. Есин в книге «Принципы и приемы анализа литературного произведения», говоря об особенностях жанра новеллы, отмечает свойственные ему быстроту, динамичность развития действия. Кроме того, образная система в традиционной новелле упрощена. Ограничено число второстепенных персонажей, то есть их вводится столько, сколько нужно для развития действия. Минимальны и описательные элементы, авторские отступления. В названных выше новеллах автор нарушает эти каноны, создавая принципиально новые произведения. Н.П. Евстафьева отмечает, что эти новеллы имеют «лиро-философский» характер, однако, подобное замечание представляется нам не совсем корректным. Лиро-философский. характер имеет вся книга в целом. Главное же отличие пяти упомянутых новелл от традиционных произведений этого жанра в другом.
Итак, «Темные аллеи» - знаковое произведение в творчестве И.А. Бунина, своеобразный итог его жизни. Это, на наш взгляд, книга, в которой писатель проявился наиболее ярко - как стилист, как литератор, как философ. Это кладезь его жизненных наблюдений, размышлений, творческих исканий. Вот почему она до сих пор вызывает живой интерес и у специалистов-литературоведов, и у простого читателя.
Данное исследование посвящено стилистическим особенностям цикла. Причем стиль рассматривается нами с литературоведческой точки зрения, то есть стилистические особенности выявляются на всех уровнях литературного произведения. Первый рассказ, по которому назван цикл - своеобразная стилистическая закономерность, которой подчинена вся книга в целом. Он играет роль зачина. В нем сосредоточен круг вопросов, которые, волнуют писателя и на которые он пытается ответить всей книгой. Здесь же впервые появляется образ темных аллей. Что же такое темные аллеи для И.А. Бунина? Это образ-символ. Символ любви. Чувства самого яркого, самого ценного в жизни человека. Чувства, соединяющего в себе божественное и дьявольское, чувства разрушающего и созидающего, изначально трагического, но все же стоящего того, чтобы его испытать. Этот постулат, обозначенный в первом рассказе, проходит через весь цикл, от произведения к произведению. И образ темных аллей превращается в своеобразную доминанту, связывающую все рассказы, новеллы, миниатюры книги в единое целое.
Список литературы:
- Бунин И.А. Собрание сочинений в 4 томах. М.: «Правда», 1988. Т. 4.2. Критическая литература
- Гречнев В.Я. Цикл рассказов И. Бунина «Темные аллеи»: (психологические заметки) // Русская литература 1996. - №3.
- Введение в литературоведение. Под ред. Г.Н. Поспелова М.: Высшая школа, 1976.
- Саакянц А.А. Об И.А. Бунине и его прозе // Русофил Русская филология / Образовательный ресурс.
дипломов
Оставить комментарий