Статья опубликована в рамках: CXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 июня 2023 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
PROFESSIONAL QUALITIES OF A TEACHER OF CHILDRENS MUSIC SCHOOL
Elena Adushkina
Student, Department of instrumental performance, Kazan State Institute of Culture
Russia, Kazan
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются проблемы эффективности деятельности педагога-музыканта и повышения качественной профессиональной подготовки, анализируется структура педагогической музыкальной деятельности в современной системе образования.
ABSTRACT
The article deals with the problems of the effectiveness of the activity of a teacher-musician and the improvement of high-quality professional training, the structure of pedagogical musical activity in the modern education system is analyzed.
Ключевые слова: педагогическая музыкальная деятельность, педагог-музыкант, личностно-профессиональная сфера педагога, творческие способности.
Keywords: pedagogical musical activity, teacher-musician, personal and professional sphere of the teacher, creative abilities.
Образовательная система в настоящее время предъявляет особые требования и критерии к личности педагога любой ступени образования, а также к уровню его профессиональной квалификации.
Рассмотрение деятельности педагога-музыканта в контексте комплексной модели музыканта-профессионала сегодня привлекает внимание многих исследователей: Л. Г. Арчажниковой, Н. А. Батчаевой, О. В. Грибковой, Н. Н. Гришанович, О. В. Дедюхиной, Е. С. Поляковой, Е. В. Чеботкевич.
Основополагающей задачей преподавателя детской музыкальной школы в современных реалиях многими исследователями утверждается развитие творческих способностей обучающихся, умения обучающихся применять их в разных сферах деятельности.
В структуре педагогической деятельности музыканта выделяют определенные компоненты личностно-профессиональной сферы: индивидуальный характер общения, духовно-интеллектуальная наполненность, высокий эмоциональный тонус, творческий характер деятельности, личностно-значимое взаимодействие с обучающимися.
Как считает Л. И. Уколова, педагогическое влияние музыкальной среды, сформированное педагогом-музыкантом, подразумевает наглядный и действенный образец творческого процесса, духовного усовершенствования, нравственных поисков, которые свойственны лучшим отечественным педагогам, во взаимосвязи с высоким уровнем профессионализма и опорой на педагогическую науку. Особенности музыкальной педагогической среды является желаемое педагогическое включение, повышенный «нравственный градус», концентрация на внутренних силах и способностях обучающихся в процессе творческой деятельности [5].
Структура педагогической музыкальной деятельности в современной системе образования построена на классической классификации, предложенной М. С. Каганом [2]. Данная классификация отражает определенный спектр видов деятельности, которые подразумевает вариативность, поскольку происходит постоянное их взаимодействие. Основные виды деятельности с данной точки зрения: познавательная, ценностно-ориентационная, преобразовательная, коммуникативная.
Познавательная деятельность подразумевают взаимодействие музыкального искусства и личностно-познавательной сфер, которые непосредственно связаны с педагогическими коммуникациями. В данном процессе также происходит накопление не только педагогического опыта, но и эстетического. Ряд исследователей (В. И. Загвязинский, Ю. Л. Львова, Н. Ю. Посталюк и другие) отмечали, что успешность данной деятельности зависит от проявления творческого начала педагога-музыканта [4]. В структуре познавательной деятельности выделают конструктивный (продолжение и результат деятельности), проектировочный и прогностический компонент (проекция результатов педагогической деятельности).
Итогом проектирования и прогнозирования служит эталон личностно-профессионального комплекса педагога-музыканта, к которому необходимо стремиться. Опираясь на данный эталон, педагог-музыкант в своем профессиональном воображении его удерживает и выстраивает траекторию развития.
Действие профессионального воображения определяется творческим отношением и атмосферой образовательного процесса, на что указывают О. А. Абдуллина, Е. В. Бондаревская, В. И. Загвязинский, И. Д. Никандров и другие [1].
Ценностно-ориентационная деятельность подразумевает формирование у обучающихся адекватных отношений к основным ценностям, которые были сформированы и формируются в процессе исторического развития общества.
Основой развития данного вида деятельности является общение, позволяющее обмениваться ценностями и устанавливать связи с общественной деятельностью. Все это способствует формировать внутренний облик обучающихся, их потребности в творческом проявлении.
Ценностно-ориентационная деятельность не существует сама по себе, она может сущность только во взаимосвязи с другими видами деятельности. Кроме этого, она может быть специально организована в творческой деятельности, что позволяет сформировать осмысленное отношение обучающихся к окружающей действительности.
Преобразовательная деятельность является сложной системой видов деятельности, которые объединены общей особенностью – преобразование имеющихся явлений и качеств. Самыми ответственными областями преобразовательной деятельности преподавателя детской музыкальной школы является проектирование и прогнозирование, поскольку они отражают созидательные механизмы всей педагогической деятельности, отражающие профессионализм педагога.
Конструктивность служит фундаментом преобразовательной деятельности и проявляется в тот момент, когда сочетаются музыкально-мыслительные процессы обучающихся и совокупность действий педагога.
Коммуникативная деятельность, с точки зрения многих исследований, является важной частью педагогической культуры. Деятельность проявляется в системе качеств педагога-музыканта. Е. А. Ермолинская, И. Э. Кашекова и другие полагают, что для успешной педагогической деятельности преподавателю необходимы развитые способности к коммуникации (общению), позволяющие уставить контакт не только с обучающимися, но и с другими педагогами, поскольку в современных реалиях эффективность педагогической деятельности невозможна без взаимодействия преподавателей разных специальностей [6].
В исследованиях различных аспектов коммуникативной деятельности акцентируется внимание на том, что успешность коммуникативных действий находится в непосредственной связи с конкретными условиями и особенностями объекта коммуникации, что, в свою очередь, исключает какой-либо стандарт решения той или иной задачи, а подразумевает творческий подход [6].
Для достижения высокого уровня коммуникативной деятельности требует от педагога систему развитых способностей, в которую входят педагогическое восприятие, воздействие, способность к мобильности в корректировании своих действий, конгруэнтность.
Таким образом, формирование и развитие личностно-профессиональных качеств педагога-музыканта не может быть эффективным, если не будут развиваться творческие способности, поскольку специфика музыкальной профессии непосредственно связана с творческой деятельностью.
Список литературы:
- Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования [Текст] / О.А. Абдуллина. – М.: просвещение, 1984. – 208 с.
- Асафьев, Б.В. Речевая интонация [Текст] / Б.В. Асафьев. – М.: Музыка, 1965. – 136 с.
- Бондаревская, Е.А. Педагогика: личность в гуманистических парадигмах [Текст] / Под ред. Е.А. Бондаревской. – Воронеж-Ростов н/Д., 1999. – 560 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском саду [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 98 с.
- Кабалевский, Д. Воспитание ума и сердца [Текст]: Кн. Для учителя / Сост. В.И. Викторов. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
- Каган, М.С. Философия культуры [Текст] / М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1997. – 415 с.
дипломов
Оставить комментарий