Статья опубликована в рамках: CXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 июня 2023 г.)
Наука: Филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РАБОТА С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕСТОМ В КУРСЕ РКИ (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА А.П. ЧЕХОВА «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»)
TEACHING TO READ AN ARTISTIC TEXT IN THE COURSE OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE (BY THE EXAMPLE OF A.P. CHEKHOV’S STORY “THICK AND THIN”)
Wang Shuqin
student, Department of Russian as a foreign language, South Ural State University,
Russia, Chelyabinsk
АННОТАЦИЯ
Цель нашего исследования – выявить специфику работы с художественным текстом в аспекте РКИ. В качестве методов исследования использовались общенаучные методы, филологический анализ текста. Художественный текст, как многогранное явление, может быть использован в курсе РКИ и как пример функционирования изучаемых грамматических категорий, и как источник страноведческого материала, и как опора для развития продуктивных навыков речевой деятельности. Вместе с тем наиболее целесообразным признаем подход, выработанный проф. Н.В. Кулибиной, в соответствии с которым художественный текст – это, прежде всего, материал для развития читательских компетенций студента, а усвоение языкового и страноведческого материала протекает как естественный дополнительный процесс.
ABSTRACT
The purpose of our study is to identify the specifics of working with a literary text in the aspect of Russian as a foreign language. General scientific methods, philological analysis of the text were used as research methods. A literary text, as a multifaceted phenomenon, can be used in a Russian as a foreign language course both as an example of the functioning of the studied grammatical categories, and as a source of regional study material, and as a support for the development of productive skills of speech activity. At the same time, we recognize the most appropriate approach developed by prof. N.V. Kulibina, according to which a literary text is, first of all, a material for the development of a student's reading competencies, and the assimilation of linguistic and country-specific material proceeds as a natural additional process.
Ключевые слова: текст; художественный текст; филологический анализ текста, рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
Keywords: text; artistic text; philological analysis; story by A.P. Chekhov "Thick and Thin".
Текст – высшая коммуникативная единица, которая представляет собой осмысленную последовательность вербальных (словесных) знаков. Художественный текст – наиболее сложная единица анализа, обладающая неисчерпаемостью смыслов, он представляет собой многоуровневую, эстетическую и открытую языковую знаковую систему.
Художественный текст строится на использовании образно-ассоциативных качеств речи. «Образ – конечная цель творчества, тогда как в нехудожественном тексте словесная образность принципиально не необходима и при наличии является лишь средством передачи информации… В художественном тексте средства образности подчинены эстетическому идеалу художника» [1, с. 115].
При знакомстве с художественным текстом происходит одновременное постижение грамматического, лексического и эстетического значения слова, которое неотделимо от содержания произведения, его художественных образов и подтекста. Это облегчает усвоение особенностей языка и культуры иностранными студентами.
Работа с художественным текстом на занятиях по РКИ может стимулировать мыслительные способности учащихся и способность к глубокому обучению, стимулировать самостоятельность и творчество учащихся, а также развивать способность учащихся систематически обобщать и обобщать новые знания и использовать новые знания.
В качестве методологической основы нашего исследования выступают Труды проф. Н.В. Кулибиной о методике обучения иностранных студентов чтению художественного текста. Основным положением в системе, разработанной этим ученым, является требование включить в методическую систему субъекта обучения, то есть активно действующего читателя.
Технология «медленного» аудиторного чтения, при котором студенты, направляемые преподавателем, самостоятельно догадывается о смысле незнакомых слов по контексту, размышляют, выдвигают предположения о том, что будет дальше, развивают когнитивные умения обучающихся [2, с. 35].
Задача преподавателя при таком подходе – отобрать ключевые единицы текста, аудиторная работа над которыми обязательна, а также те, которые можно оставить для самостоятельной (например, домашней) работы учащихся. Преподаватель стремится воспитывать у учащихся способность чувствовать, понимать, ценить художественное слово; дать возможность учащимся поддаваться эмоциональному влиянию, получать эстетическое удовольствие от чтения литературных произведений.
Работа над ключевым словесным образом на уроке строится слкдующим образом:
1) привлечение внимания обучаемых к ключевой текстовой единице;
2) определение её языкового значения;
3) выявление её частного смысла;
4) воссоздание читательского представления, мотивированного словесным образом;
5) определение её роли как носителя фрагмента всего текстового смысла (через связи данной единицы с другими единицами текста) [2, с. 65].
Применив положения Н.В. Кулибиной, мы разработали урок по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий» для иностранных студентов уровня В1+.
Предтекстовая работа направлена на актуализацию знаний студентов об известном русском писателе и знакомство с некоторыми новыми словами.
Основной этап работы – это притекстовая работа, чтение рассказа на уроке, комментарии, ответы на вопросы, размышления по поводу смысла прочитанного. Перед чтением преподаватель задает проблемный вопрос: «Почему у героев нет имен?». Ключевые единицы текста, к которым направлено пристальное внимание преподавателя и студентов – 'толстый' и 'тонкий'.
Вопрос, которые задает преподаватель в процессе чтения студентами рассказа:
- Обратите внимание на то, что прилагательные-антонимы толстый и тонкий имеют несколько значений. Какие?
- Где встретились толстый и тонкий?
- Тонкий был один или с членами семьи?
- Приятели были рады встрече?
- О чём вспоминал тонкий при встрече с толстым?
- Что рассказал тонкий о своей жизни толстому?
- У кого из них более высокое общественное положение?
- Как изменились поведение и речь тонкого, когда он узнал, что толстый дослужился до тайного советника?
- Приятно ли было толстому видеть чинопочитание тонкого?
Послетекстовая работа строится как поиск и обсуждение ответов на следующие вопросы:
- Рассмотрите рисунки (см. рис. 1). Найдите в тексте рассказа предложения, соответствующие по содержанию этим рисункам.
- Что вы можете сказать об отношении автора к героям рассказа «Толстый и тонкий»?
- Почему у героев нет имен?
Рисунок 1. Иллюстрация Б. Калаушина к рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий» (1954)
Использование художественного учебно-аутентичного текста открывает возможность организации учебного процесса по многим направлениям: работа с ситуацией, представленной в художественном тексте, с его содержанием и смыслом, что позволяет выходить на широкое обсуждение темы, обозначенной текстом. Работа с текстом на уроке РКИ преследует образовательные, интеллектуальные и духовные цели.
Список литературы:
- Валгина Н.С. Теория текста: учебное пособие. М.: Логос, 2003. – 280 с.
- Кулибина Н.В. Зачем, что и как читать на уроке. Художественный текст при изучении русского языка как иностранного. СПб.: Златоуст, 2015 – 208 с.
- Рябинина Н. В. Читаем А.П. Чехова по-русски…: Учеб. пособие. Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2001. – 183 с.
дипломов
Оставить комментарий