Статья опубликована в рамках: CXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 мая 2023 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
КУЛЬТУРА МАССОВЫХ ЗРЕЛИЩ В КОНТЕКСТЕ ДРЕВНЕРИМСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
THE CULTURE OF MASS SPEATS IN THE CONTEXT OF ANCIENT ROMAN EVERYDAY
Anna Ushakova
student, Department of General and Domestic History Armavir state pedagogical University
Russia, Armavir
Dmitry Voloshin
scientific advisor, candidate of historical sciences, Associate Professor of the Department of General and Domestic History, Armavir State pedagogical university,
Russia, Armavir
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены актуальные аспекты, связанные с особенностями досугового времяпрепровождения древних римлян. Определено, какое место занимали так называемые «массовые зрелища» в повседневной жизни различных категорий римского общества; выявлены наиболее предпочтительные виды зрелищ и развлечений. Показано, в какой степени в Древнем Риме массовизация развлечений и зрелищ была связана с процессом отстранения римских граждан от реального участия в политической жизни общества.
ABSTRACT
The article deals with topical aspects related to the peculiarities of the leisure pastime of the ancient Romans. It is determined what place the so-called «mass spectacles» occupied in the daily life of various categories of Roman society; the most preferred types of spectacles and entertainments are revealed. It is shown to what extent in Ancient Rome the massization of entertainment and spectacles was associated with the process of removing Roman citizens from real participation in the political life of society.
Ключевые слова: Римская республика, Римская империя, граждане, рабы, повседневная жизнь, повседневность, труд, досуг, массовые зрелища, развлечения.
Keywords: Roman Republic, Roman Empire, citizens, slaves, everyday life, everyday life, work, leisure, mass spectacles, entertainment.
Как известно, ритм повседневной жизни древних римлян, особенно, в имперскую эпоху, задавали зрелища и представления. Посещение этих мероприятий при массовых скоплениях народа было частью повседневности и основой досугового времяпрепровождения римлян. Массовые зрелища имели множество символических и практических связей с военной сферой римской культуры [5, p. 1]; они являют собой пример первого в истории Запада превращения зрелища в мощный политический инструмент управления. Традиционно к самым значимым видам зрелищ древнего Рима относят театральные представления, триумфы полководцев и императоров, цирковые представления, гонки на колесницах и, конечно же – гладиаторские игры, которые считаются чудовищным порождением нравов римского общества. Сам ритм повседневной жизни римлян задавался предвкушением, посещением и последующим обсуждением того или иного массового зрелища. Театральные представления в Риме едва ли можно причислить к зрелищам, без которых граждане не могли бы обойтись. Их популярность была достаточно скромна, а тематика популярных представлений – примитивна. К истокам древнеримского театра исследователи относят сельские празднества с исполнявшимися на них фесценнинами [2, с. 284]. В Риме театр был связан с государственными праздниками, однако он не имел такой тесной связи с религией, как в Греции [2, с. 296]. Театральные представления ставились не только в дни общегосударственных праздников, но и по инициативе того или иного знатного лица. Пьесы могли ставиться по случаю победы, одержанной полководцем, кандидатами на соискание общественных должностей, или на похоронах какого- либо знатного гражданина, а также и при освящении храма. Основным критерием театрального представления в древнем Риме считалась зрелищность. Ее достигали путем выведения на сцену десятков и сотен актеров-массовщиков в пестрых костюмах, украшенных настоящими драгоценными камнями, с настоящими воинскими доспехами и оружием. Считалось, что такая натуральность способствует успеху спектакля.
Другое дело – триумфы, которые длительное время считались наиболее популярным зрелищем. Традиция триумфа сложилась постепенно: простое вступление в город войска после одержанной им победы и обычай военачальников приносить благодарение богам, даровавшим эту победу, со временем превратились в пышную церемонию с соблюдением целого ряда определенных правил. Триумфа мог удостоиться лишь тот, кто обладал империем — высшей воинской властью, обязательно освященной ауспициями, и вел войну в качестве главнокомандующего. Триумф являлся высшей формой награды полководцу, оценкой его храбрости и умелого руководства, проявленных во время военной кампании во славу отчизны и римского оружия. Главнокомандующим могли стать магистраты - высшие должностные лица, т.е. консулы, преторы и диктаторы, а также лица, получавшие право на верховное командование по особому народному постановлению (лат. imperium extraordinarium). Как правило, триумф разрешался и назначался Сенатом по просьбе самого полководца. Иногда бывали исключения: если Сенат отказывал в триумфе военачальнику, он мог просить и получить его по решению Народного собрания [3, с. 24]. Бóльшая часть источников, описывающих римский триумф, относится к позднереспубликанскому времени. Поэтому как проходили триумфы в последующее время, можно представить лишь в общих чертах, используя при этом не только нарративные, но и иконографические источники. Церемония триумфа имела этрусские корни [2, s. 7; 85-87], однако как первоначально выглядели эти торжества в честь победы, неизвестно. Несомненно, римляне внесли в организацию триумфальных шествий немало изменений, о чем свидетельствует уже сама эволюция римского триумфа, имеющая некоторые черты, сформировавшиеся под эллинистическим влиянием [6, pp. 22, 26, 28].
На ранней стадии церемониальных действ триумфальная процессия совершала обход Палатина, во время которого несли трофеи и освящали захваченное оружие в храме Юпитера Феретрия. Затем появляется новое оформление церемонии, когда триумфатор едет на Капитолий в квадриге и приносит жертву Юпитеру. В начале Принципата церемония триумфа была приспособлена к победоносному императору. Содержание самой церемонии не изменилось, но ее стали включать в более широкий контекст императорских праздников. Одно из наиболее красочных описаний триумфа как части обширной программы празднеств дошло до нас в тексте жизнеописания императора Аврелиана.
Праздничные въезды императоров (adventus) в Рим равнялись по значению с большими триумфальными шествиями, даже если они не были ими формально [8, s. 38-44]. Триумфальное шествие – это единственный случай, когда полководец обладал на протяжении одного дня военной властью (imperium) в пределах города Рим. Это была высшая военная честь, возможная в римской армии. Триумф занимал самое почетное место среди персональных наград за воинские заслуги, и особым образом почитался в римском государстве. Древнеримская триумфальная арка – архитектурное сооружение особого рода. Она не предназначена для длительного утилитарного назначения: не служит жилищем, не имеет общественного значения как, например, амфитеатры, академии или архивы-табулярии. Триумфальная арка – это памятник, всегда связанный с идеологией, призванный утверждать ее на протяжении веков. Триумфатора чествовали у посвященной ему арки один раз, в этой церемонии принимало участие несколько тысяч человек. Но каждый из героев знал, что арка, построенная для его триумфа, украсит город надолго, может быть, навсегда, что мимо нее пройдут миллионы людей, которым она расскажет об его подвиге во славу Родины [3, с. 21].
Рельефы древнеримских триумфальных арок оказали огромное влияние на формы настенной скульптуры в эпоху Ренессанса. Но еще более значительным было воздействие архитектурных форм арок на другие виды сооружений, созданных в то время. Ансамбли арок Тита (81 г.) и Константина (315 г.) в Риме и сегодня считаются непревзойденными образцами этого рода архитектуры. Как и в Италии, подобные памятники Южной Франции и Испании служили и служат зодчим, скульпторам и художникам классическими образцами для подражания [3, с. 22].
Цирковые представления и гонки на колесницах – еще один вид массовых зрелищ, чрезвычайно популярных в Риме. В работе М. Е. Сергеенко ранняя история цирковых представлений описывается следующим образом: «В глубокой и узкой долине между Авентином и Палатином со времен незапамятных справлялся веселый сельский праздник, существенной частью которого были бега лошадей и мулов, ибо это были животные, свозившие урожай. Над о полагать, что рысаков между ними не имелось; бега были не праздным развлечением, а религиозной церемонией, и ударение лежал о именно на этом; кто победит, было не так уж важно. Эти бега оказались тем зерном, из которого развились «цирковые игры». Место, где происходили конские бега, римляне называли «цирком», имея в виду форму этого места (circus обозначает всякую фигуру без углов, будь то круг или эллипс) [4, с. 245]. Римлян привлекали цирковые представления не только предоставленной возможностью пережить успех или неудачу выбранной команды возниц. Их престиж и популярность повышали присутствие императора, богатое угощение после игр, атмосфера досуга и неформального общения. Возницы в этом мире были очень значимой фигурой: мастерство, как правило, передавалось по наследству, а эффектная победа считалась верхом человеческих возможностей. Профессия эта считалась очень опасной, а конкуренция в среде профессиональных возниц – очень высокой.
Цирк в Древнем Риме был местом для конских скачек, состязаний колесниц, со временем и некоторых других зрелищ (бега, бои атлетов, упражнения на верховых лошадях). Но все же, главным зрелищем, ради которого народ Рима собирался в цирк, были гонки на колесницах. В самом Риме существовало 7 цирков; однако не были лишены подобных сооружений для состязаний и римские провинции. Более того, цирки являлись определенным индикатором благосостояния и степени романизации провинций: не каждая область могла себе позволить столь затратную постройку [1, с. 517].
Следующий вид зрелищ – гладиаторские представления в Колизее, которые считаются едва ли не символом римской цивилизации. Насколько зрелищные представления в амфитеатрах вошли в кровь и плоть римлян, овладели их помыслами и чувствами, видно не в последнюю очередь из суеверия, возникшего и причудливо расцветшего на этой основе. Биться гладиатором (во сне) означает суд или иную какую-нибудь распрю или борьбу. Кулачный бой тоже считается боем, хоть ведется и без оружия, означающего судебные бумаги и жалобы. Как указывает Д. Кайл, представления на аренах римских амфитеатров невозможно осмыслить в отрыве от изучения комплекса религиозных и ритуальных аспектов этого феномена «институализированного» насилия [7, p. 312]. Гладиаторский бой как таковой – это публично засвидетельствованное наказание, это своего рода заверение граждан в том, что государство в состоянии восстановить нарушенную социальную справедливость. Одновременно подобные публичные расправы – это «профилактика» возможных нарушений. В этом фокусе гладиаторские игры как бы утверждали мораль и нормальный порядок вещей. Преступник или дикое животное на арене – есть символическая угроза римского общества. И потому на арене непременно цивилизация должна одержать победу над дикостью, над изгоями, варварами, врагами. «Гладиаторы в Риме стали частью мифической борьбы порядка цивилизации над силами дикой природы, над варварством и нарушением закона» [9, p. XV].
Таким образом, для большинства римлян зрелища (в том числе и кровавые) были любимейшим развлечением. Они ходили в театры, цирки, амфитеатры за острыми впечатлениями, увидеть трюки, комедийные сцены, экзотических животных, полюбоваться на лучших возниц и гладиаторов. Имена лучших в своей профессии были так же хорошо известны, как сегодня имена спортсменов и певцов эстрады. Зрелища задавали ритм повседневной жизни римлян, вне зависимости от их социального статуса, – но с обязательной поправкой на качество и разнообразие.
Список литературы:
- Бансон М. Энциклопедия Римская империя. М.: ТЕРРА- Книжный клуб, 2001. – 552 с.
- Головня В. В. История античного театра. М.: Искусство, 1972. – 400 с.
- Поплавский В. С. Культура триумфа и триумфальные арки Древнего Рима: Дисс... докт. искусств. [17:00:04]. М., 2000. – 514 с.
- Сергеенко М.Е. Жизнь Древнего Рима: очерки быта. М.: Наука, 1964. – 336 с.
- Coulston J.C.N. Gladiators and soldiers: personnel and equipment in ludus and castra // Journal of Roman Military Equipment Studies. 1998. Vol. 9. – P. 1-17.
- Holliday P.J. Origins of Roman Historical Commemoration in the Visual Arts. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2002. – 310 p.
- Kyle D.G. Spectacles of death in ancient Rome. London: Routledge, 1998. – 288 p.
- Künzl E. Der römische Triumph: Siegesfeiern im antiken Rom. – München: C.H. Beck, 1988. – 171 s.
- Wiedemann T.E.J. Emperors and gladiators. London: Routledge, 1992. – 198 p.
Оставить комментарий