Статья опубликована в рамках: CXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 мая 2023 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РОК-Н-РОЛЛ ТАНЕЦ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
ROCK-AND-ROLL DANCE AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON
Irina Semchenko
Student, Department of choreography, Orel State Institute of Culture,
Russia, Orel
Vladimir Sergienko
Scientific supervisor, candidate of Sciences in Pedagogical, Associate Professor of the Department of Choreography, Orel State Institute of Culture,
Russia, Orel
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается направление рок-н-ролл танца с позиции социокультурного феномена, характеризуются классический и акробатический вид рок-н-ролл танца. Представлена характеристика основных этапов развития рок-н-ролл танца. Изложены краткие сведения о специфике исполнения основных видов рок-н-ролл танца.
ABSTRACT
The article discusses the direction of rock and roll dance from the perspective of a sociocultural phenomenon, characterized by a classic and acrobatic type of rock and roll dance. The characteristic is presented main stages of development rock and roll dance. Outlined brief information about the specifics performances main types of rock and roll dance.
Ключевые слова: социокультурный феномен, рок-н-ролл танец, акробатический рок-н-ролл, классический рок-н-ролл, спортивный рок-н-ролл, стиль, направление, спортивный танец.
Keywords: sociocultural phenomenon, rock and roll dance, acrobatic rock and roll, classic rock and roll, sports rock and roll, style, direction, sports dance.
В 1954 году 12 апреля, когда американский музыкант автор-исполнитель Билл Хейли записал свою знаменитую песню «Rock Around the Clock», началась эра рок-н-ролл танца. Танец стал очень популярен среди американцев как в соло, так и в дуэте, с резкими движениями под быстрый, интенсивный ритм. Рок-н-ролл танцуют парами, несколькими парами или в группе по несколько человек. Он сочетает в себе акробатические элементы с большим количеством поддержек и множеством вращений, а также элементы из других стилей. Для обычного повседневного человека рок-н-ролл – это часть культуры, где девушки прыгают ногами в потолок, танцуют с поднятыми в воздух юбками, а мужчины бьют ногами сумасшедшие бобы.
Рок-н-ролл танец принято подразделять на две больших группы: есть аутентичный старый рок-н-ролл, в котором непрерывно танцует молодежь. Этот танец как хобби, который на одном из этапов сохраняет оригинальный характер того времени, называемый классическим рок-н-ролльным танцем. Есть спортивный рок-н-ролл, то есть паркетный. Это соревновательный парный танец, который называют акробатическим рок-н-ролл танцем. Его уже можно отнести к сфере спорта высоких достижений, который требует оценки результатов и, соответственно, жесткой регламентации [5, с. 7].
Для 60-х годов характерно исполнение рок-н-ролла с множеством откровенных движений, которые свободно интерпретировались и танцевались в обычных клубных дискотеках. Он может казаться очень консервативным, а может быть очень страстным джайвом, породившим всю танцевальную историю молодежной поп-культуры. Например, к классическому рок-н-ролл танцу относятся такие направления, которые объединяют в себе свинговые танцы – чарльстон, линди-хоп, бальбоа, и в то же время классифицируется как стиль для широкой публики простых людей.
Чарльстон – танец, который был назван в честь города Чарльстон в Южной Каролине В 1920 году. Танец считался аморальным, провокационным представлением, который не изучался в танцевальных классах. Его танцуют в парах, но также существовали девушки «флапперы» которые танцевали по одиночке демонстрируя презрение к устаревшим традициям. Он считался легким в обучении, основными движениями являлись энергичные движения руками, постепенное вступление ног и максимальная отдача энергией под быструю музыку. Полнейшая импровизация – является главным элементом в танце.
Линди-хоп – активно развивался под воздействием чарльстон танца, соединяющий в себе свинговые биты и ритмы хот-джаза. Зародился в 1920-1930 годах в Нью-Йорке. Жизнерадостный, заводной танец, где танцоры изображали «летящие» движения. Это парный социальный танец, где, как и в чарльстоне в основе лежит импровизация. Суть заключается в том, чтобы научиться танцевать со всеми, иначе привыкая к одному партнеру, танцевать с кем-то другим уже сложнее. Существует два стиля линди-хопа: голливудский и савойский. Савойский стиль характеризуется высокой энергией, круговым, вращающимся стилем, в отличие от гладкого, щелевидного стиля Голливуда. Эстетикой линди-хопа считается натянутая стопа на себя, а не вытянутая, четкие углы между голенью и ступней, часто в области запястья или локтя, широко расставленные позиции [7].
Бальбоа – танец зародился на полуострове Бальбоа в Южной Калифорнии в 1920-1930 годах. Существует две разновидности танца бальбоа – оригинальный бальбоа и бальбоа-свинг. Основным отличием от свинга является то, что бальбоа танцуют в очень близком контакте, буквально в объятиях между партнерами, а также быстрая работа ног. В настоящем бальбоа движения происходят за счет ног, при этом двигается и кружится именно пара, а не танцоры по отдельности. В бальбоа-свинге же разрешен отход танцоров друг от друга и индивидуальные импровизации обоих танцоров. Движения зачастую просто неразличимы со стороны. Чем ближе туловища, тем легче вести и следовать ведению. Компактность движений позволяет экономить силы, перевести дыхание после танцев в стиле свинга с размашистыми фигурами в открытой позиции [7].
Так как классический рок-н-ролл исполняется непрофессионалами, а простыми любителями на танцевальных площадках, вечерах и не требует специальной акробатической подготовки. Чистый рок-н-ролл быстро стал очень популярным с момента своего рождения. Для поклонников этого неистового танца с 1960-х годов стала организовываться череда соревнований и конкурсов. Участники, надеясь победить, включали более сложные движения и усложняли танец.
Популярной классикой данного направления считаются такие виды танцев как: буги-вуги и твист. Появление этих танцев хорошо прижилось в СССР в 1960х годах, когда возникла субкультура молодых людей, известных как «Стиляги». Их отличала своеобразная манера одеваться и двигаться. Поскольку в принципе они были представителями «золотой молодежи», они имели свободный доступ к западным журналам, музыке, фильмам и могли разучивать «запрещенные» танцы. Советские власти преследовали стиляг и клеймили их в средствах массовой информации. Однако в некоторых случаях рок-н-ролл можно было представить, как «пародию на развратные западные танцы», минуя строгую цензуру Советского Союза [2].
Буги-вуги – это европейский вариант свинга, который, в отличие от линди-хопа, исполняется в более компактном, сдержанном и геометрически правильном стиле. Танец характеризовался расслабленным, но в то же время упругим движением ног. Этот «динамизм в ногах» привлекал всех. Основной период развития танца буги-вуги пришелся на конец 40-х - начало 50-х годов. Во время Второй мировой войны американские солдаты импортировали свинговые танцы в Европу. Европейцы переработали его и использовали в качестве основы для танцевальной формы, известной сегодня как буги-вуги. Его танцуют очень ритмично, но довольно грациозно. Движения выполняются всей стопой, партнеры по танцу несколько отдалены друг от друга и танцуют в закрытой позе. Исполняется в умеренно быстром темпе (4/4) и характеризуется отсутствием порядка в танцевальных движениях [7].
Когда на Западе стал популярен другой «обезьяний танец» - твист, то он с большим трудом прижился в Советском Союзе. Так как не соответствовал идеологическим принципам того времени. Он отличался быстрым темпом и четким ритмом. По своей природе твист – это очень веселый, жизнерадостный, зажигательный и энергичный танец. Основное движение твист, небольшое вращательное движение ног, стоящих на носках или пятках, стало названием самого танца, поскольку английское слово «twist» означает «крутить» или «поворачивать».
Критики и рецензенты осуждали рожденный танец как бесстыдный, развратный и непристойный. Никита Хрущев, одна из главных фигур в борьбе с «западной заразой», говорил, что «любой жест, двигающий некоторой частью тела, является неправильным». Танцевать твист было равносильно предательству Родины. Но, тем не менее, он захватил воображение молодежи и сделал многое для искоренения расовых и сексуальных предрассудков.
Несмотря на все препятствия и рогатки, песни этого музыкального жанра пробивались на советскую эстраду. Тамара Миансарова первой исполнила зажигательный танцевальный хит «Черный кот». Однако песня была быстро снята после того, как Никита Сергеевич возмутился: «Твист про Москву? Запрещено!». После отстранения от власти Хрущева в 1964 году твист быстро завоевал советский танцпол, и все крупные композиторы получили разрешение использовать этот ритм. Танец начал появляться на советских экранах и вскоре вернулся на радио и «лучший город земли», став в итоге неофициальным гимном города. И в 1964 году появились первые в этом направлении члены московских групп «Сокол» и «Славяне» [2].
Популярность твиста породила множество похожих танцев свободной формы, таких как «фруг», «пони», «хали-гали» и «манки». В течение нескольких лет танцпол начал погружаться в безумие эпохи «детей цветов». Этот поворот взорвал консерватизм танцпола «водородной бомбой» и уничтожил строгие ритуалы танцевальной площадки. Таким образом, была проложена дорога к появлению нового типа танцевального клуба. Дискотека достигла совершеннолетия.
В 1970х-1980х годах танцы стали более сложными, дав начало к возникновению такого вида спорта, как рок-н-ролл. Чуть позже у немецкой ассоциации танцоров-любителей возникла интересная идея превратить рок-н-ролл в красивый и специфический вид спорта, что им и удалось сделать. Этому перерождению рок-н-ролла во многом обязаны швейцарскому хореографу Рене Сагарру. Он объединил танцевальные элементы рок-н-ролла и основал современный (акробатический) рок-н-ролл. Вскоре он утвердился как стиль, а не просто дискотечный стиль, и был назван одним из лучших танцевальных направлений. В какой-то момент развитие танцевальной культуры привело к созданию танцорами различных танцевальных ассоциаций и школ, чтобы придать танцу не только популярный социальный, но и профессиональный статус. Также была разработана серия танцевальных классов рок-н-ролла для развития музыкально-ритмических движений и введения направления, отличного от бальных танцев [1, с. 102].
Глядя на конкурсе артистов по акробатическому рок-н-роллу, можно предположить, что это акробатика под музыкальное сопровождение. Однако это не так. Правила турниров четко определяют требования к программе состязаний, исходя из того, что рок-н-ролл – это танец с элементами акробатики, а не наоборот. На конкурсах по акробатическому рок-н-роллу выступают пары мужчин и женщин, исполняющие танцевальный номер под фонограмму. На каждом партнере лежит своя ответственность. Травмы мышц, связок и коленных суставов –обычное явление из-за большого количества трюков. Групповой рок-н-ролл (формейшн) исполняется без пар или несколькими парами. Однако он похож на чирлидинг без гламура и акробатики парных танцев [5, с. 3].
Композиция этого стиля основана на образном сочетании любых вольных комбинации. Этот образно-этюдный стиль требует не только технической подготовки, но и художественно-выразительных навыков исполнителя. Акробатический танец также требует очень тщательного подбора музыки для выступления, большого внимания к ее содержанию, подготовки индивидуальных сюжетов и освоения различных средств выразительности. Для акробатического танца используется очень разнообразная музыка. Особое внимание также необходимо уделить изучению трюковых движений и лигатур. Исполнители должны уметь создавать и воплощать пластические, художественные и эмоциональные образы [6, с. 12].
В 1984 году образовалась современная Всемирная федерация рок-н-ролла (WRRC). В настоящее время это единственная организация, объединяющая акробатических рок-н-ролльщиков со всего мира. Сегодня WRRC насчитывает более 30 стран – членов и Россия находится там в том числе. Всемирная федерация рок-н-ролла ежегодно организовывают все возможные турниры, Кубки мира, «юниорские», «молодежные» и «формационные» соревнования, а также чемпионаты мира и Европы.
Отметим, что в России это направление прижилось не сразу, так как советское руководство посчитало танец вредным для нового социалистического государства. Поэтому танец был запрещен довольно долгое время. Только в 1980-х годах в нашей стране официально оформилось музыкальное направление рок-н-ролл.
Исходя из всего вышеперечисленного можно, сделать вывод, что рок-н-рол-танец остается популярен как за рубежом, так и в России, он может исполняться как профессиональными исполнителями (спортсменами), так и любителями. Рок-н-ролл танец является своего рода социокультурным феноменом, который благодаря связи с культурой дает исполнителям возможность получать от своего круга общества ряд определенных ценностей. Например, искусство, этика, философия, манеры, привычки и т.д. [4, с. 286]. Отметим, что определение социокультурного феномена можно трактовать по-разному в зависимости от значения определяемых наук или объектов изучения. В контексте нашего исследования мы опираемся на следующую формулировку:
«Социокультурный феномен - это культурная практика повседневности, представляющая собой ритмически организованную и ментально наполненную двигательную активность индивида» [3, с. 24].
Рассматривая рок-н-ролл танец, как социокультурный феномен, следует сказать о важнейших инструментах воздействия танца на молодежь и индивида в целом. К ним относятся движения тела и музыка, которая обрамляет танец и способствует донесению его до исполнителей, оказывающий большое воздействие на психику. Этому мировому танцевальному направлению характерны особые отличительные черты, а именно ритм, рисунок, динамика, техника.
Таким образом, следует сделать вывод что рок-н-ролл как феномен развиваясь за длительный период времени сформировался как отдельное танцевальное направление, ставшим профессиональным стилем, где движения в танце являются одним из главных инструментов, определяющих смысловую нагрузку исторически сформированной эпохи диско в танцевальной культуре.
Список литературы:
- Ивлева Л.Д. Джазовый танец: учеб. пособие. Челябинск: ЧГИК, 2002. – 157 с.
- История рок-н-ролла в СССР [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://welovedance.ru/posts/view/istoriya-rok-n-rolla-v-sssr (Дата обращения: 27.04.2023)
- Малько Е.С. Язык как социокультурный феномен: Автореф. дис. канд. филос. наук. – Краснодар, 2013. – 153 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2010. – 608 с.
- Санжар Е.Н. Методика обучения детей акробатическому рок-н-роллу: пед. доп. обр. – СПб., 2020. – 14 с.
- Терехин В.С. Обоснование модельных характеристик основного хода в акробатическом рок-н-ролле: Автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб., 2017. – 24 с.
- Энциклопедия танца: Свинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://var-veka.ru/blog/sving.html (Дата обращения 29.04.2023)
дипломов
Оставить комментарий