Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 мая 2023 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Чернышев В.В. СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ «Я –КОНЦЕПЦИИ» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(125). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(125).pdf (дата обращения: 19.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ «Я –КОНЦЕПЦИИ»

Чернышев Валерий Валерьевич

магистрант 1-й курса, факультет Психология менеджмента, Школа искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет,

РФ, г. Владивосток

Глушак Елена Владимировна

научный руководитель,

канд. психол. наук, доц. Департамент психологии и образования, Школа искусств и гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет,

РФ, г. Владивосток

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена рассмотрению психологического феномена – социальной идентичности и то какую роль эта структура играет в формировании личностной идентичности человека. Дается теоретическое определение социальной идентичности, приводятся ее виды, условия и факторы формирования, а также рассматривает вопрос о необходимости дифференциаций этих понятий.

 

Ключевые слова: идентичность, социальная идентичность, Я-концепция.

 

Проблема идентичности личности в современном обществе выступает актуальным направлением психологического исследования, особенно в разрезе социальной психологии [1]. Рассматриваемая проблема характеризуется, с одной стороны, субъективностью, а с другой, объективностью. Идентичность личности обусловлена потребностью индивида в идентификации с группой себе подобных, что сопровождается процессом сравнения своей социальной группы с другими, и на этой основе позволяет сделать выбор, отражающий положение человека в обществе, направленность его личности и ее диспозиции, целостность Я-концепции, и характер взаимодействия с социальной средой [3]. Понимание этих концепций позволяет нам лучше понимать себя и других людей, а также помогает создавать более толерантное и инклюзивное общество. Личная идентичность является основой нашего самоопределения и определяет наши убеждения, ценности и личностные черты. Изучение личной идентичности позволяет нам лучше понимать, как мы взаимодействуем с миром и какие факторы влияют на нашу личность.

Отдельное внимание заслуживает тот факт, что в исследовательском направлении произошла дифференциация этого феномена по двум основным видам: личностной и социальной. Личностная идентичность в психологии рассматривается как самоопределение в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Социальная идентичность складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: этносу, классу, полу, культуре [11]. По мнению Глаголевой А.Б. (2019), социальная и личностная идентичности личности дополняют друг друга, а их соотношение варьируется и находит отражение в различных социокультурных типах [3].

Что бы понять причины и смысл дифференциации идентичности на личную и социальную стоит сказать про структуру идентичности. В психологической науке выделяют две компоненты идентичности, а именно субъективную и объективную и то что, субъективное всегда находится в напряженном противопоставлении объективному. Я-идентичность возникает в балансе между личностной и социальной. Установление и поддерживание этого баланса происходит с помощью техник взаимодействия. Во взаимодействии субъектного и объектного человек проясняет свою идентичность, стремясь соответствовать нормативным ожиданиям партнера. В тоже время человек стремится к выражению своей неповторимости [8]. Т.е. рефлексия личности всегда ищет тождество между внутренним и внешним, тем самым находя общности с объективным, личности проще выделять субъективные компоненты своего Я.

Если рассматривать личную идентичность как набор субъективных, индивидуальных свойств человека, то стоит отметить, что их формирование и становление происходит под воздействием окружения человека, его внешнего, объектного мира. Именно в данном ключе происходит дифференциация личной и социальной идентичности, последней как раз отводится роль детерминирующего фактора в формировании личностной идентичности человека. Идентичность представляется внутренней картиной мира, историей индивида, его функциональностью, устойчивостью и беспомощность, устойчивостью и неопределенностью, многообразием возможностей и выбором. Это формируется под влиянием индивидуального и социального опыта личности, отожествления себя с определенной ролью, на основе целей, ценностей, мотивов, установок, отношения к социуму. В этом ключе идентичность понимается как процесс, связанный с социальными явлениями и неотделимый от них.

Ключевым этапом изучения понятия социальной идентичности стало появление в 70х-80х гг. 20 века двух основополагающих концепций – «Теории социальной идентичности» британского ученого А. Тэшфела и «Теории самокатегоризации» австралийского психолога Дж. Тернера. В теории социальной идентичности (Social Identity Theory, H. Tajfel) и теории самокатегоризации (Selfcategorization Theory, J. Turner) феномен идентичности определяется через осознание личностью своей принадлежности к социальной группе, а также осознание эмоциональной значимости этой принадлежности [12]. Также, как и личностная идентичность, социальная идентичность — множественна (индивид одновременно осознает свою причастность ко многим социальным группам: семья, трудовой коллектив, спортивная команда, обладая множеством социальных ролей в них). Однако для конкретной ситуации будет важна только единичная идентичность. В основе идентификации с группой — желание индивида выявить свою индивидуальность, а при идентификации с человеком или «классической идентификации» — желание превзойти или косвенно использовать качества другого человека [10].

Ковалевой А.Н. (2018) приводится анализ социальной теории Дж. Тернера, согласно которой социальная идентичность обуславливается не только идентификацией индивида себя с группой. Важным компонентом выступает статус индивида в этой группе. Статусно-ролевая идентичность — осознание человеком своего социального положения в обществе, принадлежности к тому или иному социальному слою. Это субъективное состояние индивида и его объективно наблюдаемое качество соответствия определенной совокупности статусов и множеству социальных ролей. Личностная интеграция социальных статусов и ролей неповторимо индивидуальна. Такая идентичность имеет определенную устойчивость, протяженность во времени и в пространстве. Человек сохраняет свои статусы и выполняет соответствующие им социальные роли на определенном временном этапе, а также в условиях различных пространственных и ситуационных изменений. Статусная позиция индивида представляет собой совокупность прав и обязанностей, определенных законодательными актами, а также устойчивых форм гражданского поведения, социальных ожиданий [5].

Говоря о статусной идентичности необходимо отметить, что ее развитие возможно в двух направлениях – формальном и неформальном. Формально статус может закрепляться за личностью официальными документами, неформальные статусы закрепляются на уровне группового признания. В обоих случаях за личностью закрепляется личный статус — это положение, которое человек занимает в первичной группе в зависимости от того, как он оценивается данной группой в качестве человеческого существа со своими личностными качествами. Статус может быть, как внутригрупповым, так и межгрупповым, социальным.

Согласно вышеприведенных подходов, подчеркивается важность социальной категоризации, так как она представляет собой систему ориентаций, создающую и определяющую индивидуальное место человека в обществе. Так, индивид, соотнося себя и окружающих людей с различными социальными категориями, имеет возможность структурировать свое социальное окружение и определить свое место в нем. Если, согласно А. Тэшфелу, «социальная идентичность выступает частью Я-концепции индивида, которая осознается самой личностью в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением», то можно сделать вывод о том, что регулятором социального поведения будет выступать Я-концепция, которая состоит из двух равнозначных подсистем: личностной и социальной идентичностей. Так же важным является то, что по мнению этих ученых социальная идентичность может быть, как позитивной (предпочтительной), так и негативной социальной идентичностью. Это зависит от того, как группа будет оценивать личностей, которые в ней состоят. В тоже время оценка происходит через «сравнение ценностно-значимых качеств и характеристик. Как правило, личность стремится сохранить позитивную социальную идентичность. Социальная идентичность личности дает возможность делить человеку, окружающий его мир на «мы» и «они», на «похожих» и «непохожих» [7].

Стоит сказать, что индивид, имея свой сформированный субъективный мир, одновременно может принадлежать к различным группам. В этом как раз и заключается механизм дифференциации и интеграции индивида в социуме и в отдельных группах. Результатом этих процессов индивидом вырабатывается линия его поведения, образ действий, а принятие каких-то решений будет зависеть от того, какая, именно группа на данный момент является для него наиболее референтной.

Социальная идентичность – это сложное взаимодействие отождествлений, основанное на возрасте, этническом происхождении, половых признаках, классовой принадлежности, религии, профессии и т.д. На основании этого, в психологической и социальных науках выделяют: гендерную идентичность, возрастную идентичность, религиозную идентичность, этническую идентичность, гражданскую, виртуальную (цифровую) и профессиональную [6].

Динамичное развитие общества порождает все новые виды идентичностей. В современной науке стали выделяться и такие ее виды как: потребительская, экономическая, селебрити- идентичность, художественная, политическая и т.д. [9].

Говоря о существовании такого множества видов идентичностей хочется отметить, что между всеми ими существует тесная взаимосвязь, соотношение между личностным и групповым началом. Кроме этого, усиление одной идентичности может приводить к ослаблению другой. Однако ряд исследователей отмечают, что данное разделение на условные подвиды необходимо для определения инструментария и выработки методологических подходов к изучение такого сложного и системного конструкта [2, 4, 6, 7].

Исходя из различных определений можно сказать, что социальная идентичность множественна по своей природе. Это еще и обусловлено постоянным усложнением и дифференциацией социума, экономическими, политическими, религиозными и социокультурными изменениями происходящих в нем. Кроме того, она относительна, поскольку базируется на операции сравнения. В этих условиях определить себя как члена определенной группы можно только, сравнив себя с другими людьми, принадлежащими к иным группам. При этом человек мысленно находит как свое место, так и место других на некоторой шкале (нередко субъективной), заданной противоположными полюсами. Это место не обязательно будет стабильным. Под влиянием обстоятельств оно может меняться. При этом будет изменяться и идентичность. Таким образом, базовыми характеристиками социальной идентичности являются множественность, относительность, сопоставительность, дифференциальность, континуальность, динамичность [2]. Здесь важно понимать и значимость социальной категоризации, так как она представляет собой систему ориентаций, создающую и определяющую индивидуальное место человека в обществе.

В заключение можно сказать, что личная и социальная идентичность — это сложные и многогранные понятия, которые формируются под влиянием различных факторов, таких как культурный фон, социальные нормы и индивидуальный опыт. В то время как личная идентичность в значительной степени зависит от собственных убеждений, ценностей и личностных качеств, социальная идентичность формируется посредством взаимодействия и отношений с другими людьми в обществе. И личная, и социальная идентичность играют решающую роль в формировании самоощущения человека и могут оказывать значительное влияние на его поведение и отношение к другим. Понимание и принятие нашей личной и социальной идентичности может привести к большему чувству принадлежности и принятия в наших сообществах, что в конечном итоге способствует более разнообразному и инклюзивному обществу.

 

Список литературы:

  1. Алтунина, И. Р. Социальная психология: учебник для вузов / И. Р. Алтунина; под редакцией Р. С. Немова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 409 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08736-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510720 (дата обращения: 22.01.2023).
  2. Бубнов, А. Л. Социальная идентичность и групповая идентичность: возможности понятийной дифференциации / А. Л. Бубнов, К. М. Гайдар // Молодежь и наука: актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований: Материалы II Всероссийской национальной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 4-х частях, Комсомольск-на-Амуре, 08–12 апреля 2019 года / Ответственный редактор Э.А. Дмитриева. Том Часть 4. – Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре государственный университет, 2019. – С. 61-64. – EDN UCEYBV.
  3. Гаглоева, А. Б. Теоретические аспекты изучения идентичности личности в социально-психологической науке / А. Б. Гаглоева // Chronos. – 2019. – № 8(35). – С. 7-10. – EDN UZAISZ.
  4. Кобзева Ольга Владимировна Феномен идентичности в психологии // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-identichnosti-v-psihologii (дата обращения: 20.01.2023).
  5. Ковалева Антонина Ивановна Статусно-ролевая идентичность // Знание. Понимание. Умение. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/statusno-rolevaya-identichnost (дата обращения: 20.01.2023).
  6. Павлова, К. Н. Идентичность личности: этапы становления социальной идентичности / К. Н. Павлова // Теоретическая и прикладная психология: традиции и перспективы: Материалы XIV Всероссийской молодёжной научно-практической конференции, Чита, 19 апреля 2022 года. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2022. – С. 166-170. – EDN PLRASB.
  7. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учебник для вузов. 4-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2009. 368 с.
  8. Чухин, С. Г. Факторы и закономерности формирования идентичности личности / С. Г. Чухин, Е. В. Чухина // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). – 2021. – № 4(7). – С. 114-131. – DOI 10.17853/2686-8970-2021-4-114-131. – EDN SKLLQA.
  9. Шнейдер, Л. Б. Психология идентичности: учебник и практикум для вузов / Л. Б. Шнейдер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 328 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09779-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493543 (дата обращения: 19.01.2023).
  10. Kelman H.C. Processes of opinion change // Public Opinion Quarterly. 1961. Vol. 25. Is. 1. P. 57 – 78.
  11. Psihologiya samosoznaniya: [hrestomatiya po social. psihologii lichnosti]. Red., sost. D.Ya. Rajgorodskij. Samara: BAHRAH-M, 1999
  12. Tajfel H., Turner J. The social identity theory of intergroup behavior // S.Worchel, W. Austin. (Eds). Psychology of inter group relations. Chicago: Nelson-Hall, 1986. P. 7–24.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.