Статья опубликована в рамках: CXLVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 февраля 2025 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СПОСОБНОСТИ К ВЫЯВЛЕНИЮ ЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СЕТЕВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСАХ
INTELLECTUAL PREREQUISITES FOR THE ABILITY TO IDENTIFY FALSE INFORMATION IN ONLINE INFORMATION RESOURCES
Amina Ibragimova
student, 4th year, Faculty of Psychology, Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky,
Russia, Simferopol
АННОТАЦИЯ
В данной работе представлены результаты эмпирического исследования и анализа психологических особенностей интеллектуальных предпосылок способности к выявлению ложной информации в сетевых информационных ресурсах.
ABSTRACT
This paper presents the results of an empirical study and analysis of the psychological characteristics of the intellectual prerequisites for the ability to identify false information in online information resources.
Ключевые слова: лабильность, регидность, критическое мышление, интеллект, ложная информация, информационные ресурсы.
Keywords: lability, regidity, critical thinking, intelligence, false information, information resources.
Поток негативной информации усиливает необходимость защиты психологической безопасности личности. Важным ресурсом для этого является критическое мышление, позволяющее оценивать информацию, формировать собственные взгляды и противостоять манипуляциям.
Критическое мышление включает критическую установку и аргументацию. Разные авторы рассматривают его как стратегию познания, интегративное качество личности или способ организации обучения. Оно играет ключевую роль в образовательном процессе и развитии ценностной сферы человека.
Интеллект и когнитивная лабильность также важны для адаптации. Лабильность – это подвижность психики, обеспечивающая гибкость мышления и способность быстро реагировать на изменения. Она необходима для выживания и адаптации, тогда как ее противоположность – жесткость – может приводить к дезадаптации.
Объект исследования: когнитивная сфера психики.
Предмет исследования: критическое мышление и когнитивная лабильность как интеллектуальные предпосылки способности к выявлению ложной информации.
Цель исследования: выявление и анализ психологических особенностей интеллектуальных предпосылок способности к выявлению ложной информации в сетевых информационных ресурсах.
Гипотеза: интеллектуальными предпосылками способности к выявлению ложной информации в сетевых информационных ресурсах являются хорошо развитое критическое мышление и когнитивная лабильность.
Методики и организация исследования:
Выборку составили 30 обучающихся КФУ им В. И. Вернадского.
В работе использовались следующие методики исследования: «Тест критического мышления Л. Старки в адаптации Е. Л. Луценко», «Опросник ригидности А. Г. Шмелев (1984)», «Опросник «Индекс погруженности в интернет среду» Л. А Регуш, Е. В. Алексеева.»
Результаты исследования. В результате выполнения методик были получены следующие результаты.
У большей части группы получены высокие результаты по всем трем тестам. По тесту критического мышления Л. Старки 25 человек из 30 человек в испытуемой группе получили от 20 до 25 правильных ответов из 27 (рисунок 1).
Рисунок 1. Результаты методики «Тест критического мышления Л. Старки»
Данные результаты могут говорить о том, что у 83% испытуемых развиты практически все операции критического мышления – логика, индукция, дедукция, рефлексия, контроль над эмоциями, искажающими принятие решений, анализ информации на достоверность, способность распознавать свои иллюзии, манипуляции со стороны окружающих, рекламы, пропаганды, способность отделять оценки и допущения от фактов, обнаруживать причинно-следственные связи или принимать их отсутствие, признавать ограниченность собственных мыслительных процессов, вырабатывать наиболее оптимальные решения в условиях неопределенности и риска, умение ставить реалистичные цели и находить адекватные пути их достижения.
По опроснику ригидности А. Г. Шмелева в основном получены результаты в рамках нормы, т.е. средние, крайних показателей не было. 74% испытуемых (22 человека) имеют среднее значение ригидности, 16% испытуемых (5 человек) имеют низкий уровень и 10% испытуемых (3 человека) имеют высокий уровень ригидности (рисунок 2).
Рисунок 2. Результаты методики «Опросник ригидности А. Г. Шмелев»
Эти данные могут говорить о том, что большинство испытуемых способны корректировать собственную программу поведения в соответствии с ситуацией. Пять испытуемых могут легко менять свою программу поведения и для троих испытуемых это дается очень тяжело.
По Опроснику «Индекс погруженности в интернет среду» Л. А Регуш мы получили такие результаты. 94% испытуемых (28 человек) имеют высокий уровень погруженности в интернет-среду и только 6% испытуемых (2 человека) имеют средний уровень погруженности в интернет среду. Так же самые высокие результаты по шкале эмоционального отношения 83%, далее шкала цифровой компетентности 74% (рисунок 3).
Рисунок 3. Результаты методики «Опросник «Индекс погруженности в интернет среду» Л. А Регуш, Е. В. Алексеева.»
Такие результаты говорят о том, что практически все испытуемые проводят много времени в интернет-ресурсах, получают эмоциональное подкрепление, но, тем не менее, имеют компетентность в потреблении информации, т.е. могут уверенно, эффективно, критично, безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности.
Выводы. Уровень погруженности в интернет-среду, уровень ригидности не влияют на развитие навыков критического мышления. Но по результатам исследования мы можем сделать вывод, что обучающиеся, принявшие участие в исследование, обладают высокой цифровой компетентностью и высокий уровень критического мышления. Это свидетельствует о способности работать с разными видами информации, имеют высокий уровень развития абстрактно-логического мышления, индукции и дедукции, могут находить адекватные пути решения в различных ситуациях.
Список литературы:
- Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация / под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. С. 29–34.
- Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. 2004.
- Мерзликина Н.И. Учебные тексты как средство формирования критического мышления студентов: дис. … канд. пед. наук. М., 2007. 141 с.
- Мороченкова И.А. Формирование критического мышления студентов в образовательном процессе вуза: дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2004. 181 с.
дипломов
Оставить комментарий