Статья опубликована в рамках: CXLIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2024 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ ЛИТЕРАТУРНОМ АНАЛИЗЕ
FEMALE IMAGES IN I.A. GONCHAROV'S NOVEL OBLOMOV: ROLE AND SIGNIFICANCE IN SCHOOL LITERARY ANALYSIS
Sofya Mineeva
student, Department of Philology, History and Law, Branch of Omsk State Pedagogical University in the city of Tara,
Russia, Tara
Tara, Russian Tatyana Efimova
scientific supervisor, Candidate of Philology, Associate Professor, Branch of Omsk State Pedagogical University in the city of Tara,
Russia, Tara
АННОТАЦИЯ
В данной статье раскрывается роль и значение женских образов школьном литературном анализе. На примере двух героинь мы проследим с вами, как женские образы помогают анализировать произведение.
ABSTRACT
This article reveals the role and importance of female images in school literary analysis. Using the example of two heroines, we will follow with you how female images help to analyze the work.
Ключевые слова: Обломов, Гончаров, Женские образы, роль, значение.
Keywords: Oblomov, Goncharov, Female images, role, meaning.
Роман И. А. Гончарова «Обломов» широк в представлении образов, особенно женских. Данный роман был написан в 1859 году. Стал одним из знаковых произведений русской литературы. В центре той бурной эпохи, насыщенной социальными, экономическими проблемами, а также борьбой за новые идеалы разворачивается жизнь главного героя - Ильи Ильича Обломова. Однако неоспорим тот факт, что центральную роль в романе принадлежит не только его судьбе, но и женским образам, которые служат отражением многогранных аспектов жизни и проблем своего времени. Мы считаем, что исследование таких персонажей становится важным аспектом в школьном литературном анализе.
В самом начале мы хотим выделить эти женские образы и раскрыть их значение, а именно, образ Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.
Ольга Ильинская - главная женская фигура романа, является воплощением нового, энергичного поколения. Она стремится изменить пассивную жизнь Обломова и вдохновить его на совершение каких-либо действий. В ее образе сочетаются ум, красота и стремление к социальной активности. Она представляет собой символ борьбы с бездействием, ленью и буксованием, которое как раз характеризует Обломова. Однако ее попытки пробудить героя от «обломовщины» оказываются тщетны. Обломов в ее присутствии осознает свою глубоко укоренившуюся апатию, но ничего уже не может с собой поделать. Именно эта женщина становится показателем непростой судьбы женщин в обществе XIX века, где их усилия, чего бы они им не стоили, постоянно принижаются или вовсе не замечаются. [2, с. 79]
Агафья Пшеницына – один из центральных женских образов в романе И. А. Гончарова. Она представляет собой важный и многогранный персонаж, который контрастирует с другими женщинами в романе. Агафья обладает большими традиционными ценностями и взглядами на жизнь и семью. Она олицетворяет собой именно ту русскую женщину своего времени, которая ценит стабильность, домашний уют и семейные ценности. Её можно рассматривать через несколько ключевых мотивов. Первый мотив: традиционные семейные ценности. Агафья хочет создать семью, обеспечить порядок и стабильность в жизни, быть уверенной в завтрашнем дне. Она стремится стать Обломову опорой, что в свою очередь отражает культурные и социальные ожидания от женщин того времени. [3, с. 193] Второй мотив — это противопоставление её Ольги Ильинской. В отличие от Ольги, которая стремится к активной жизни и эмоциональному богатству, Агафья более приземленная и скромная. Она символизирует традиционное понимание женского счастья, такое как обретение мужа и создание семьи, тогда как Ольга представляет собой более современный и независимый подход к жизни и любви.
Рассмотрев подробнее, данных персонажей мы можем с вами сказать, что ролью женских образов в романе является, во-первых, контраст и сопоставление. Мы прекрасно видим, как автор сопоставляет между собой Агафью и Ольгу, какие они разные при взгляде на одни и те же вещи. Казалось бы, простое семейное счастье оно должно быть для всех одинаково, но для Ольги семейным счастьем будет находиться с таким человеком как Штольц, поскольку у него такая же неутомимая натура. А для Агафьи счастье заключается в обретении мужа и создании семьи, а также домашнем уюте. [1, с. 45], во-вторых, в идеалах и ожиданиях от общества. Женские образы показывают нам, как общество формирует свое ожидание от женщин.
Женщины, такие как Агафья, представляют собой традиционные взгляды на женственность, красоту, где главной целью является создание семьи и исполнение своих обязанностей как жены и матери. В то же время Ольга находится под давлением социума и социальных норм, и ожиданий, связанных с замужеством и ролью женщины в обществе. Она стремится к созданию полноценной семьи и принятию на себя роли жены и матери, что так же отражает идеалы своего времени. В-третьих, это преданность и жертва. Образы, созданные Гончаровым нам, ярко показывают темы преданности и жертвенности. Агафья Пшеницына готова поддержать Обломова и надеется изменить его к лучшему, несмотря на его апатию. Этот поступок мы можем охарактеризовать как жертвенность, поскольку Агафья жертвует свои силы на поддержание вида нормальной семьи, она понимает, что Обломов может продолжать бездействовать и только сильнее впадать в апатию, но глубоко в душе она верит, что вдруг что-то измениться и у нее будет обычная семья, где все будут жить счастливо, поскольку для неё важно обрести то простое женское счастье.
Какое же значение имеют женские образы в школьном литературном анализе. Во-первых, понимание конфликтов. Анализ женских образов позволяет учащимся осмысленно подходить к темам внутреннего и внешнего конфликта. Женщины, такие как Ольга и Агафья выступают как катализаторы, заставляющие Обломова столкнуться со своими страхами, переживаниями и не желанием действовать. Обучающиеся должны увидеть, как происходит конфликт у Обломова с самим собой, ведь по своей природе он не желает вообще ничего и тут Обломова заставляют двигаться и это приносит ему дискомфорт как физический, так и душевный. Во-вторых, обучающиеся должны понимать, что женские образы в романе многогранны, они не являются однозначными и стереотипными, что позволяет им более критично и содержательно подходить к прочтению. Ведь анализируя и критически мысля, обучающиеся начинают понимать мотивацию и действия персонажей. Они начинают понимать, что человек не делится на хорошее и плохое, что нет одного тона, а есть смешанные типы. Анализируя все это, мы можем понять мотивацию и действия персонажей. В-третьих, женские образы в «Обломове» поднимают универсальные темы, такие как любовь, семья, социальные ожидания и роль женщины в обществе. Эти темы остаются актуальными в современном контексте, что позволяет связать произведение с текущими реалиями. В-четвертых, социальный контекст. Через призму женских образов можно изучать и анализировать социальные условия России XIX века, понимание роли женщины в обществе того времени, а также изменения, происходившие в любви и браке.
Таким образом, женские образы в романе И.А. Гончарова «Обломов» не только обогащают содержание произведения, но и играют роль в литературном анализе. Их анализ помогает глубже понять, как персонажей, так и социальные, культурные и личные конфликты, которые являются основой сюжета. Отражая разнообразие человеческих чувств и переживаний, женщины в «Обломове» делают произведение более глубоким и многозначным, что важно осветить и в школьном учебном процессе.
Список литературы:
- Дружинин А. В. Литературная критика. М., 1983. С. 313.
- Добролюбов Н. А. Собр. соч.: В 3-х т. Т. 2. 1952. С. 139.
- Тютчев Ф. И. Собр. соч.: В 2-х т. Т. 1. М., 1980. С. 200.
дипломов
Оставить комментарий